Пейзажная живопись. Дерево главный композиционный элемент
Молчанова Анастасия Григорьевна
Цель: Развитие творческого воображения детей через овладение методами пейзажной живописи и рисунка.Задачи:
– познакомить с пейзажем, как жанром изобразительного искусства;
– расширить знания детей о работе над пейзажной композицией;
– научить анализировать содержание художественных произведений, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувство зрителя
– развить наблюдательность, зрительно-образную память, творческое воображение, фантазию.
Что мы знаем о пейзаже? Какие пейзажи видели и что на них зачастую изображено?
Если это деревья, то какое место им отведено в композиции?
Пейзаж — это живописный жанр, предметом которого являются природные, сельские и городские ландшафты, а также атмосферные явления. Люди и животные тоже могут появляться в пейзажах, но их роль второстепенна: они «захвачены» кистью творца, поскольку оказались частью изображаемой реальности.
Жанр создан в Китае в 4 веке н.э. В западном искусстве, пейзаж популяризируется в 16 веке. До начала 16 века изображение природы не было главной тематикой, и служило фоном для образов людей, демонстрации исторических событий.
То есть «героем» пейзажного произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив.
(Слад шоу можно дополнить различными разновидностями пейзажа - деревенским, природным, городским, морским)
Как же выбрать тему пейзажа и что это такое?
Если мы обратимся к полотнам лучших русских пейзажистов И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, И.И. Левитана, Е.Е.Волкова, то увидим у этих художников прежде всего природу их родного края. Выбор темы для пейзажа определяется прежде всего большим интересом и неотступным желанием изобразить понравившийся вид.
Слайд 1-8
Дальше появляется мотив. Художник выделяет из развертывающейся перед глазами панорамы часть, представляющую по своему предметному содержанию, состоянию среды, колориту и пластическим качествам единое композиционное целое.
Вот пример. Писал свою “Февральскую лазурь” Игорь Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.
“Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу“. Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать “хоть десятую долю этой красоты“. Так художник создавал картину под непосредственным впечатлением от натуры.
Слайд 9,10
Какое настроение в этой картине? Куда направлен взгляд художника?
Для более глубокого изучения природных явлений художники выходили на пленэр. Где делали наброски и зарисовки, необходимые для более точного раскрытия сущности изображаемого сюжета. Сюда входят элементы пейзажа или архитектуры, отдельные деревья, их стволы, ветви, кроны, архитектурные детали. Этюд с натуры является основой постижения красоты и многообразия природы, изучения ее изменчивого мира художником.
Деревья в живописи занимают особенное место. Большинство пейзажей Русской природы включают в себя лиственные массивы и конечно же деревья в отдельности. Часто они становятся центральными в композиции. Несут в себе образ, особую поэзию в повествовании. У многих художников мира мы видим глубокое отношение к природе, ее явлениям и обращение отдельно к дереву имеет часто символический образ таких как -жизнь, смерть, одиночество, рождение, перерождение.
Обратите внимание, пластика и формы деревьев – бесконечно разнообразны, поэтому приблизительный подход к формам и пластике каждого дерева для художника неприемлем и недопустимо изображение кроны как беспорядочного нагромождения листьев. В жизни мы легко отличаем дуб от березы, липу от сосны, потому что каждое дерево имеет свою форму и расположение ветвей, строение стволов и листьев, характерный силуэт кроны и разнообразную систему корней. Они состоят из сотен веток и множества листков и листочков, хвоинок и колючек. Написать дерево можно обобщенно, можно также изобразить даже целый лес. А можно приблизившись к натуре рассмотреть все в деталях.
Слайд 11-18
Композиция – составление целостного образа из отдельных его частей.
Рассмотрим основные правила в построении пейзажной композиции.
Пейзаж – это, прежде всего пространство. Общий принцип классической школы построения сводится к определению основных пространственных планов. Практически для достижения глубины перспективы рекомендуется выявлять границы первого, второго и заднего планов.
(Можно рассмотреть слайды с 1 по 8 и сделать разбор планов. Попробовать разобраться - Какими средствами еще достигается иллюзия глубины на перечисленных картинах?)
Также глубину пейзажного пространства создают не просто цветовые пятна, передающие изменения цвета согласно воздушной перспективе, а предметы и объекты, расположенные на плоскости земли: деревья, кустарники, строения, поля, неровности местности, холмы, которые, изменяясь в размерах, цвете и четкости очертаний, создают впечатление удаленности.
Необходимо помнить также в композиции о ритме, симметрии, выделении сюжетно-композиционного центра.
Сюжетно-композиционным центром в композиции является какой-либо ведущий элемент, организующий все части произведения. Выделение главного в композиции связано с особенностями зрительного восприятии человека, фиксирующего внимание на сильно действующем раздражителе. Это могут быть контрастное сочетание величин, форм, контраста тона и цвета, световые эффекты и т.д. В композиционном центре с наибольшей ясностью выражается главная мысль художественного произведения. Цельность картины зависит от того, насколько второстепенные детали дополняют основной объект. Таким образом внимание зрителя направляется. В пейзажном мотиве художника может заинтересовать интересная по форме и цветовому сочетанию группа деревьев, архитектурные сооружения, дома, лес, извив реки, аллея, эффект освещения, группа людей и т.д.
Слайд 19-32
Композиция картины всегда включает ритм цветовых пятен, плоскостей, линий. Действенность ритмической организации произведения основывается на законах тональных и цветовых контрастов. Как и в музыке, в изобразительном искусстве не менее важна динамичность визуализации. С помощью композиции того или иного ритмического строя картине можно придать различную эмоциональную окраску.
Нельзя забывать про свет и цвет в композиции. Колорит композиции помогает зрителю воспринимать содержание картины. Это может быть яркий солнечный день, пасмурный, дождливый, морозный, ветреный и т.д. Все эти состояния влияют на живописный ряд изображения. Цвет, являясь важнейшим композиционным средством, строит всю композицию картины: предметы, воздух, пространство, и связи между ними. Часто вся картина основана на контрасте теплых и холодных цветов.
Слайд 33-43
На примере слайдов можно подробно разобрать, что является пятном, где возникает ритмический рисунок. В этом изучении помогут быстрые схематические зарисовки.
Данную тему можно дополнить стихами и прослушиванием музыкальных композиций связанных с природой.