Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Пейзажная живопись. Дерево главный композиционный элемент

Молчанова Анастасия Григорьевна
Цель: Развитие творческого воображения детей через овладение методами пейзажной живописи и рисунка.
Задачи:
– познакомить с пейзажем, как жанром изобразительного искусства;
– расширить знания детей о работе над пейзажной композицией;
– научить анализировать содержание художественных произведений, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувство зрителя
– развить наблюдательность, зрительно-образную память, творческое воображение,  фантазию. 
Что мы знаем о пейзаже? Какие пейзажи видели и что на них зачастую изображено?
Если это деревья, то какое место им отведено в композиции?
Пейзаж — это живописный жанр, предметом которого являются природные, сельские и городские ландшафты, а также атмосферные явления. Люди и животные тоже могут появляться в пейзажах, но их роль второстепенна: они «захвачены» кистью творца, поскольку оказались частью изображаемой реальности.
Жанр создан в Китае в 4 веке н.э. В западном искусстве, пейзаж популяризируется в 16 веке. До начала 16 века изображение природы не было главной тематикой, и служило фоном для образов людей, демонстрации исторических событий.
То есть «героем» пейзажного произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив.
(Слад шоу можно дополнить различными разновидностями пейзажа - деревенским, природным, городским, морским)
Как же выбрать тему пейзажа и что это такое?
Если мы обратимся к полотнам лучших русских пейзажистов И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, И.И. Левитана, Е.Е.Волкова, то увидим у этих художников прежде всего природу их родного края. Выбор темы для пейзажа определяется прежде всего большим интересом и неотступным желанием изобразить понравившийся вид.
Слайд 1-8
Дальше появляется мотив. Художник выделяет из развертывающейся перед глазами панорамы часть, представляющую по своему предметному содержанию, состоянию среды, колориту и пластическим качествам единое композиционное целое.
Вот пример. Писал свою “Февральскую лазурь” Игорь Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.
Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу“. Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать “хоть десятую долю этой красоты“. Так художник создавал картину под непосредственным впечатлением от натуры.
Слайд 9,10
 Какое настроение в этой картине? Куда направлен взгляд художника?
Для более глубокого изучения природных явлений художники выходили   на пленэр. Где делали наброски и зарисовки, необходимые для более точного раскрытия сущности изображаемого сюжета. Сюда входят элементы пейзажа или архитектуры, отдельные деревья, их стволы, ветви, кроны, архитектурные детали. Этюд с натуры является основой постижения красоты и многообразия природы, изучения ее изменчивого мира художником.
Деревья в живописи занимают особенное место. Большинство пейзажей Русской природы включают в себя лиственные массивы и конечно же деревья в отдельности. Часто они становятся центральными в композиции. Несут в себе образ, особую поэзию в повествовании. У многих художников мира мы видим глубокое отношение к природе, ее явлениям и обращение отдельно к дереву имеет часто символический образ таких как -жизнь, смерть, одиночество, рождение, перерождение.
Обратите внимание, пластика и формы деревьев – бесконечно разнообразны, поэтому приблизительный подход к формам и пластике каждого дерева для художника неприемлем   и недопустимо изображение кроны как беспорядочного нагромождения листьев. В жизни мы легко отличаем дуб от березы, липу от сосны, потому что каждое дерево имеет свою форму и расположение ветвей, строение стволов и листьев, характерный силуэт кроны и разнообразную систему корней. Они состоят из сотен веток и множества листков и листочков, хвоинок и колючек. Написать дерево можно обобщенно, можно также изобразить даже целый лес. А можно приблизившись к натуре рассмотреть все в деталях.
Слайд 11-18
Композиция – составление целостного образа из отдельных его частей.
Рассмотрим основные правила в построении пейзажной композиции.
Пейзаж – это, прежде всего пространство. Общий принцип классической школы построения сводится к определению основных пространственных планов. Практически для достижения глубины перспективы рекомендуется выявлять границы первого, второго и заднего планов.
(Можно рассмотреть слайды с 1 по 8 и сделать разбор планов. Попробовать разобраться - Какими средствами еще достигается иллюзия глубины на перечисленных картинах?)
Также глубину  пейзажного  пространства  создают не просто цветовые пятна, передающие  изменения  цвета  согласно  воздушной перспективе, а  предметы и объекты, расположенные  на  плоскости  земли: деревья, кустарники, строения,  поля, неровности местности, холмы, которые,  изменяясь  в  размерах, цвете  и  четкости  очертаний, создают  впечатление удаленности.
Необходимо помнить также в композиции о ритме, симметрии, выделении сюжетно-композиционного  центра.
Сюжетно-композиционным  центром  в композиции является  какой-либо  ведущий элемент, организующий  все части  произведения. Выделение главного  в композиции связано  с  особенностями  зрительного  восприятии  человека, фиксирующего   внимание  на  сильно  действующем  раздражителе. Это могут быть контрастное сочетание  величин, форм, контраста  тона  и  цвета, световые  эффекты  и  т.д. В  композиционном центре с наибольшей ясностью выражается  главная  мысль  художественного произведения. Цельность картины зависит от того, насколько второстепенные детали дополняют основной объект. Таким образом внимание зрителя направляется. В пейзажном мотиве художника может заинтересовать интересная по форме  и цветовому сочетанию группа деревьев, архитектурные сооружения, дома, лес, извив реки, аллея, эффект освещения, группа людей  и  т.д.
Слайд 19-32
Композиция картины всегда включает ритм цветовых пятен, плоскостей, линий. Действенность  ритмической организации  произведения основывается  на законах тональных  и  цветовых  контрастов. Как и в музыке, в изобразительном искусстве не менее важна динамичность визуализации. С  помощью композиции того или иного ритмического  строя  картине  можно придать  различную эмоциональную окраску.
Нельзя забывать про свет и цвет в композиции. Колорит композиции помогает зрителю воспринимать содержание картины. Это может быть яркий солнечный день, пасмурный, дождливый, морозный, ветреный и т.д. Все эти состояния влияют на живописный ряд изображения. Цвет, являясь важнейшим композиционным средством, строит всю композицию картины: предметы, воздух, пространство, и связи между ними. Часто вся картина основана на контрасте теплых и холодных цветов.
Слайд 33-43
 На примере слайдов можно подробно разобрать, что является пятном, где возникает ритмический рисунок. В этом изучении помогут быстрые схематические зарисовки. 
Данную тему можно дополнить стихами и прослушиванием музыкальных композиций связанных с природой.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»