Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектная деятельность как современная педагогическая технология

Волошина Ирина Геннадьевна

Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит,
что предела достижений совершенства не существует.
Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том,
чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни.
С. Рерих

Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика). Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались  параллельно с американскими. Группа педагогов – исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года. Массовое внедрение  в двадцатые годы в отечественные школы  прошлого столетия данного метода не  оправдало себя, поэтому в нашей стране долгое время проектный  метод не использовался.    Наиболее успешно он стал применяться в отдельных регионах России с  1993 года.  Главнейший основополагающий принцип метода проектов – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.Современное образование рассматривает технологию проектной деятельности в системе личностно-ориентированного обучения, которое способствует развитию следующих личностных качеств школьника: самостоятельность, инициативность, способность к творчеству. Также технология позволяет распознать интересы и потребности учащихся, что вносит в учебный процесс наибольший интерес со стороны обучающихся. Применение технологии проектной деятельности рассчитано последовательное выполнение учебных проектов. В широком смысле понятие проект (лат. «брошенный вперед») можно определить как все знания и умения, которые были задуманы или запланированы в учебном процессе.Технология проектной деятельности всегда направлена на решение конкретной проблемы, а результатом такой деятельности всегда является конкретный продукт, созданный индивидуально или совместно с другими участниками учебного процесса Для решения проблемы учащимся необходимо применить имеющийся опыт из разных областей науки и достичь «осязаемого» результата.

Проекты могут быть персональные и групповые.

Следует рассмотреть и особенности проектов.

Особенности персональных проектов:

-план работы может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

-формирование у учащегося чувства ответственности;

-приобретение учащимся опыта на всех этапах выполнения проекта;

-формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается управляемым процессом.

Особенности групповых проектов:

-формирование навыков сотрудничества;

-проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

-на каждом этапе работы над проектом есть свой ситуационный лидер;

-в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие разные пути решения проблемы, идеи, гипотезы. Элемент соревнования между ними повышает мотивацию участников.

Какие же бывают типы проектов.

Практико – ориентированный проект  нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает мини научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в  школьной газете,  в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.  

Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.

По комплексности:

монопроекты;

межпредметные проекты;

По характеру контактов:

внутриклассные;

внутришкольные;

региональные;

международные

Классификация проектов по продолжительности:

Мини-проекты;

Краткосрочные проекты;

Недельные проекты;

Долгосрочные (годичные)проекты
Что мы понимаем под методом проектов
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - ндивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Метод проектов предполагает совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2. Практическая значимость предполагаемых результатов;

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта;

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

  • выдвижение гипотез их решения;

  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

6. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Любую деятельность человека можно рассматривать как череду исполняемых проектов, разных по масштабу, ответственности и последствиям. Сюда можно отнести приготовление завтрака на скорую руку, продумывание своего вечернего костюма, защиту творческого проекта, расстановку мебели в комнате и т.д.

Проектирование является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности. Под методом проектов в художественном образовании понимается система обучения, при которой школьники приобретают знания умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – творческих проектов.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности иссл

Итак, исходя из всего вышесказанного, мы можем прийти к выводу, что проектная деятельность есть форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели.

В процессе тактического или стратегического планирования возникает необходимость создания работающих формулировок. Для того чтобы цели работали, а не просто оставались декларациями о намерениях, необходимо их пропустить через фильтры и «подогнать» под необходимые требования. На сегодняшний момент существует три основных фильтра для целей и несколько интерпретаций фильтра SMART.

SMART ЦЕЛИ

Эти критерии разработал и внедрил в практику Питер Друкер. В 1954 в работе «Практика менеджмента» появилась идея фильтра для целей S.M.A.R.T.

Расшифровка этого акронима такая:

Specific – цель должна быть конкретной

Measurable – цель должна быть измеримой

Attainable – цель должна быть достижимой

Realistic – цель должна быть реалистичной

Time bound – цель должна быть ограниченной во времени.

С момента появления на свет, фильтр дополнялся и увеличивался несколькими трактовками (вроде SMARTER) и/или нотациями, однако суть его осталась неизменной. SMART — это акроним, вдобавок с английского языка переводится как умный. То есть образуется некая игра слов, которую можно трактовать как умные цели.

Есть ещё два фильтра для целей. Они не менее важны, так как работают от ценностей.

PURE ЦЕЛИ ИЛИ ЧИСТЫЕ ЦЕЛИ

Это тоже акроним, который сложен из первых букв четырёх слов:

Positively stated – цели должны быть сформулированы на позитивном настрое, без приставки «не». По принципу «хочу то- то и то- то».

Understandable – цели должны быть понятны всем, а не только Вам.

Relevant –цели должны быть релевантными, то есть в этом случае, находится в общем русле, а не быть «оторванными» от текущей ситуации.

Ethical – цели должны быть этичными.

CLEAR ЦЕЛИ ИЛИ ЧЁТКИЕ ЦЕЛИ

Challenging – цели должны содержать некий вызов. То есть цель может быть решена только с Вашим участием.

Legal – цель должна быть в рамках закона.

Environmental – цель не должна наносить вред окружению. У нас есть такое выражение – «идти по головам…», так вот это неправильно, когда цель указывает на какой — то негатив, который можно принести другим.

Appropriate –цель должна быть уместной, это как если бы мы пытались топором закручивать винт.

Recordable-цель должна быть записана. Пожалуй, это самая главная часть этого фильтра, да и не только. Как говорится в поговорке: «Самый тупой карандаш, лучше самой острой памяти». Кстати, дело тут не только в фиксации.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»