Использование элементов мнемотехники
для развития связной речи детей с диагнозом ОНР
Князева Алла Владимировна
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Для развития речи большое значение имеет степень сформированности таких психических процессов, как внимание, восприятие, память, мышление.Л.С. Выготский писал, что восприятие и память принадлежит к числу основных предпосылок всего психического развития. Развитие памяти является основным условием приобретения знаний и навыков. Память- способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Основу памяти составляют генетически обусловленная способность запечатлевать информацию. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Память ребенка дошкольного возраста фиксирует образы отдельных конкретных предметов, их отличительные и общие черты, свойственные целой группе (деревьям, птицам..) Старший дошкольник привлекает к запоминанию уже сформированные вспомогательные средства ( классификацию, смысловое соотнесение, группировку…) Процессы восприятия и памяти играют немаловажною роль в развитии и совершенствовании речевой функции.
Одна из самых многочисленных категорий детей, посещающих
логопедические д/с – это дети с диагнозом ОНР. Общее недоразвитие речи детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой системное нарушение речи, включающее в себя нарушение произношения и различения звуков, недостаточно полноценное овладение системой морфем, а следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по качественным, так и по количественным показателя, страдает связная речь. Она малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, имеет тенденцию к снижению, что в свою очередь накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. При относительно-сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена слухоречевая память, страдает процесс запоминания. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Нарушения слухоречевой памяти обусловлены расстройствами произвольного внимания, недостаточной его устойчивостью и ограниченными возможностями его распределения; расстройствами восприятия речевой информации, что, в свою очередь, связано с неврологической симптоматикой: поражением ц.н.с., несформированностью динамических стереотипов.
Нарушение речи у детей дошкольного возраста достаточно распространенное явление. Причины возникновения этих нарушений разнообразны и к глубокому сожалению детей с общим недоразвитием становится все больше и больше.
Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Так как использование одних традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно, необходимо изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.
Цель обучения с её использованием, прежде всего развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей и и схем — моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана — схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация.
Приемы мнемотехники:
- Группировка
- Аналогия
- Серийная организация материала( установление или построение последовательности)
- Схематизация ( упрощение информации)
- Смысловое соотнесение)
- Составление плана, выделение опорных пунктов
- Многократное повторение
Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста –на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые.
Условия улучшения произвольной памяти при создании мнемотаблиц:
- Создание запоминаемого материала (натуральные предметы и картинки запоминаются лучше, чем абстрактные геометрические фигуры)
- Обозначение объекта словом (многократные проговаривания вслух. А также про себя)
- Дополнительная конкретная задача не должна противоречить поставленной цели ( запомнить цвет предмета и сам предмет)
- Запоминание и воспроизведение признаков предмета в нарастающем порядке ( цвет, форма, величина, количество, пространственное расположение объектов и их частей)
- Установление связей между предметами на картинке ( если лони объединены в сюжет, то воспринимаются целостно и воспроизводятся точно)
- Связь запоминаемого материала с личным опытом ребенка ( незнакомую информацию дети уподобляют знакомой и воспроизводят неполно и неточно, называя только знакомые элементы)
- Побуждение ребенка к речевой и мыслительной активности ( перечисление объектов вслух-увеличивает объем воспроизведения, установление связей – повышает точность)
- Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
- Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;
- Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
- Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки; правильное звукопроизношение; знакомство с буквами)
К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста –на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы.
Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки. установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания.
С помощью метода моделирования — использования схем — моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:
- Активизируется словарный запас;
- Расширяется круг знаний об окружающем мире;
- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
- Свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
- Развивается фантазия и творческое воображение детей.
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
- Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы :
- Наиболее трудный вид в монологической речи – описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Очень интересно составлять загадки-описания. Вначале дети учатся отгадывать, о чем(ком) идет речь в таблице, после- загадывают сами.:
- Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы
- Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах - с помощью, в старших – дети делают самостоятельно.
Разрезав мнемотаблицу - можно играть в следующие игры:
- восстанавливать последовательность картинок по памяти;
- смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
- определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
- найти лишнюю картинку;
- найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
- ”распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
- игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
- Коллажи по временам года ( осень, зима, весна). Изображение основных признаков времени года помогает ребенку легко их запомнить , соотнести к одному времени года и составить целостный рассказ.
- Таблицы символов ( графическое изображение) основных признаков времен года. Опираясь уже только на символы, ребенок составляет полный описательный рассказ о каждом времени года.
- Звуковые таблицы. Помогают в автоматизации и дифференциации поставленных звуков, а также при развитии фонематического слуха, обогащению словаря детей.
- Таблицы по лексическим темам ( фрукты, овощи, домашние животные, перелетные птицы..) Опираясь на изображения, ребенок составляет полный описательный рассказ.
- Графическое изображение стихов по лексическим темам. Копируя или создавая самостоятельно изображения /символы дети легко и быстро заучивают стихи .
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Используемая литература:
- Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева « Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Москва «Просвещение» 1990г.
- Т.Б. Филичева Т.В. Туманова « Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Москва « Гном-Пресс» 1999г.
- Л.В. Черемошкина « Развитие памяти детей» Ярославль «Академия развития» 1996г.
- Нина Гурьева « Год до школы. Развиваем память» ( упражнения по мнемотехнике для формирования навыков запоминания) Санкт-Петербург»Светлячок» 2000г.
- « актуальные проблемы логопатологии. Исследования и коррекция» статья Ю.И. Кормаковой «Преодоление нарушений слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР» С-Пб 2001г.