Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Выразительность исполнительского мастерства    
  
                                                              Лишакова Эльвира Андреевна,
                     педагог дополнительного образования по классу фортепиано,
            высшая категория, «Почётный работник общего образования РФ»

ГБОУ ДО Дворец детского творчества
Петроградского района Санкт-Петербурга 

                                                                       E-mail  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
           
         Работа над выразительностью исполнения музыкального произведения является одной из важных составляющих процесса обучения игры на фортепиано. Работа в этом направлении способствует целостному художественно-эстетическому развитию личности в процессе освоения программы обучения игре на фортепиано.
         В области музыкального исполнительства необходимо:  
    - знание характерных особенностей исполнения,  
    -знание музыкальной терминологии    
    -умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения             
    - умение анализировать настроение музыки, передавать её характер.

          Над выразительным исполнением в произведениях необходимо работать с первого дня занятий, стремиться воспитать в ребёнке творческое отношение к любой музыкальной деятельности. Понимая это, ребёнок уже не сможет заниматься монотонной , безликой зубрёжкой. Этому помогают игровые формы обучения. Игра расцвечивает и оживляет даже такие однообразные занятия, как отработка пассажей., технических приёмов. Очень важно научить ребёнка говорить о своих переживаниях, ощущениях.
Можно предложить детям рассказать, какие чувства возникают у них при виде той или иной картины, описание различных людей и ситуаций. Надо научить ребёнка жить как бы в иной стране, стране чувств, образов, мыслей, выраженных не словами, а особым языком- музыкальным.. Мысль существует и без словесного выражения. Поделиться ею можно не только с помощью слов. Мысли и чувства выражаются языком музыки, танца, живописи и др. Полезно чаще обращаться к симфонической музыке.
        Инструментовка в музыке расширяет исполнительские возможности, так как каждый инструмент имеет свой тембр, характер, образ. Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально- художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе обучения игры на фортепиано. Способность слушать музыку во всём её объёме ( от главной линии до мельчайших деталей) зависит от музыкального воспитания пианиста, в частности от его слухового развития. Остановимся на двух факторах музыкального воспитания:
  1. дослушивание  звука до конца,
  2. ощущение горизонтального движения и развития музыки.
       Эти факторы, на первый взгляд, противоречат друг другу. Дослушивать звук- это значит слушать предыдущее, а ощущать движение музыки- это думать и слушать «вперёд». На самом деле эти тенденции должны дополнять друг друга, быть в единстве. Уже на первых уроках, когда ученик играет упражнения на звукоизвлечение и постановку рук, следует научить его слушать до конца затухающий звук и ощущать .(«вести») его кончиком пальца, пока он длится. При переносе руки на другую клавишу ( например, через октаву), ученик должен переносить не только руку, но и как бы «нести» звук.
 
       В результате складывается непрерывный процесс, состоящий из дослушивания и переноса. Это ощущение будет способствовать более естественной форме руки и поможет в работе над постановкой. Живая рука и живые, активные пальцы- это необходимое условие в работе над постановкой руки. Не ставить палец и руку на клавиатуру, а брать, извлекать звук, не выжидать и держать клавишу, а слушать и вести звук, не поднимать руку, а брать дыхание- всё это гораздо естественнее формирует руку, чем требования неподвижной ( хоть и «правильной») позиции.
         Для того, чтобы научить слушать звук, нужно давать пьесы с яркой звуковой окраской, разнообразные по характеру и настроению. В работе над ними следует добиваться выразительного исполнения и показывать игровые движения, которые облегчают звуковую задачу, помогают выражению музыкального смысла. Замечу, что исполнение на первых порах песенок non legato позволяет ребёнку пользоваться довольно большим диапазоном звуковых красок при слабо развитых пальцах. В дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки поможет приобретению певучего legato , цельности музыкальной фразировки и живому развитию музыкальной ткани  Нельзя забывать, что основные недостатки в исполнении в большинстве случаев связаны с недослушиванием звука и недостаточным ощущением живогодвижения мелодии. Если ухо  не слышит и не «ведёт» звук, то и пальцы не получают необходимой команды мозга, следовательно звук берётся формально. Дослушивание каждого звука мелодии обеспечивает плавный переход в следующий звук и определяет меру звучания аккомпанемента; ощущение движения музыки к опорным точкам и ухода от них способствует живому развитию и цельности музыкальной фразы.
      В решении звуковых проблем большую роль играют различные приёмы и способы звукоизвлечения. Так, одно из условий достижения  кантилены (широкой, свободно льющейся напевной мелодии -итал. Cantilena «пение») заключается в слаженной работе «выразительных» пальцев, которые играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаясь «до дна» клавиши (словно в глубокий мягкий ковёр) . Поднимать отыгравший палец также следует мягко, не спеша, и не раньше, чем следующий полностью погрузится в очередную клавишу ( этим достигается « вливание» одного звука в другой – legato). Необходимо « связать» без толчка один звук с другим, как бы переступая с пальца на палец. Переступающие пальцы ведут руку, которая перемещая опору, подкрепляет каждый из них и в тоже время сохраняет плавные движения, как бы очерчивая контуры мелодии. Взаимодействие пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии – связанность. Работа над приёмами звукоизвлечения должна в той или иной степени, проводиться с самого начала обучения. Живые кончики пальцев связаны со всей системой пианистического аппарата, вплоть до корпуса.
         Такая связь способствует достижению большого диапазона звуковой выразительности, не нарушая при этом слитной певучести мелодии и сохраняя контуры фразировки ( так как пальцы получают подкрепление «изнутри», не прибегая к излишним внешним движениям руки и кисти).
Можно сказать, что звук рождается и расцветает всеми красками в кончике пальца, как цветок на конце растения. Но, так же как цветок, он должен питаться «соками» изнутри от самого корня. Лишённый поддержки «изнутри» звук теряет глубину, певучесть и становится сухим и колючим. В этом случае пианист старается подкрепить и углубить каждый звук с помощью лишних взмахов руки и кисти, которые разрушают фразу. В результате исполнение становится статичным  Оживить его не могут ни преувеличенная нюансировка, ни излишняя жестикуляция.
       Не меньшее значение имеют разобранные выше факторы (дослушивание звука, ощущение горизонтального движения и навыки звукоизвлечения) для соотношения звучности мелодии и аккомпанемента.
         В пьесах с более подвижным аккомпанементом часто появляется опасная тенденция аккомпанемента подчинить себе мелодию. Это выражается как в форсированном звучании аккомпанемента, так и в стремлении «заковать» мелодию в тиски метрического движения.
    Чтобы этого не случилось, правая рука должна вести свою мелодическую линию с яркой звуковой выразительностью и ощущением живого развития музыкальной фразы. Левая рука должна играть сопровождение цельно, без промежуточных метрических опор, полностью подчиняясь движению мелодии, дополняя её звучание и помогая её развитию. Для правильного соотношения звучности необходимо, чтобы сквозь живое и выразительное сопровождение ухо дослушивало, а палец «доводил» каждый звук мелодии в его продолжении до конца. Работая этим, бывает полезно поделить партии правой и левой рук между учеником и педагогом. Это поможет ученику услышать должный уровень звучания, чтобы затем добиться его, играя двумя руками вместе.
 
      В некоторых случаях ( когда позволяет фактура)полезно сопровождение поиграть выдержанными аккордами, на фоне которых легче дослушать каждый звук мелодии и сохранить её ведущую роль.
         Совершенно ясно, что работа над звуком и музыкальной фразой не должна ограничиваться медленными кантиленовыми пьесами. В произведениях более подвижного характера действуют те же принципы звукоизвлечения – дослушивание, ощущение движения музыкальной темы, формирующейся в контуры фраз, а также принцип слаженных действий всего пианистического аппарата, Исполнение, лишённое естественной музыкальной пластики, становится напряжённым, неловким («корявым») и  технически трудным. Музыка без дыхания мертва. Своевременность дыхания  способствует организации связного исполнительского процесса, помогает ярче выразить музыку и облегчает двигательно-техническую задачу исполнителя.
Правильное дыхание всегда связано с дослушиванием звука. Дыхание помогает выразить характер музыки.
Таким образом мы видим, что приёмы звукоизвлечения, соотношение звучности в элементах фактуры, живое дыхание и движение музыкальной темы – всё это немыслимо вне соответствующих игровых движений, т.е. теснейшим образом связано с развитием техники.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»