Кто такой концертмейстер и какова его роль?
Михайлова Карина Алексеевна,
концертмейстер лицея № 265
Данная статья познакомит читателей с такой профессией, как "концертмейстер". В статье будут описаны его должностные обязанности, требования к работе, чем он обязан владеть и какими практическими навыками должен обладать. Помимо этого, в статье будет рассказано какую роль выполняет концертмейстер в музыкальном творчестве с инструментальным ансамблем или вокалистами-солистами. И, наконец, статья расскажет с какими трудностями может столкнуться концертмейстер в своей профессиональной деятельности.концертмейстер лицея № 265
Слово «концертмейстер» носит многозначный характер. Обычно, данное слово ассоциируется со словом «инструменталист» (пианист, баянист, аккордеонист и тд), который занимается музыкальным сопровождением. Но на самом деле, само слово «концертмейстер» означает первый скрипач оркестра, иногда заменяющий дирижера. Помимо этого, концертмейстером называют музыканта, который стоит во главе оркестра струнных инструментов. Наконец, третье значение данного слова представляет собой инструменталиста, который помогает исполнителю разучивать партии и ведет музыкальное сопровождение на концертах. Профессионализм концертмейстера заключается в наличии у него исполнительской культуры и эстетического вкуса. Должность концертмейстера охватывает творческие, педагогические и психологические функции. В процессе своей деятельности необходимо выступать в роли исполнителя. Поэтому владеть инструментом недостаточно, необходимо еще и уметь донести музыкальный материал до слушателя.
По определению, концертмейстер — это глава оркестра или другого типа группы, который оказывает помощь в музыкальном сопровождении солисту или сразу нескольким музыкантам. Большинство людей ошибочно считают, что роль концертмейстера находится на втором плане, в то время как на самом деле концертмейстер имеет равные права с участниками ансамбля. Во время исполнения номера концертмейстер и солист будто становятся одним целым. На аккомпаниатора ложится большая ответственность, так как он должен полностью знать не только свою партию, но и партию солиста. Часто бывает так, что исполнитель из-за волнения забывает свою партию и тогда концертмейстеру срочно спасать ситуацию – сыграть так, чтобы никто не заметил подвоха.
Концертмейстер должен иметь такие черты, как: правильное мышление, железные нервы и хорошая интуиция. Помимо этого, концертмейстер должен заниматься саморазвитием, улучшать свои навыки и свой исполнительский уровень. Чем хуже уровень исполнения, тем выше шанс лишиться должности. Немаловажным является то, что концертмейстеру необходимо находиться на одной волне с исполнителями, особенно во время подготовки к выступлению. Самым лучшим методом для объединения является наличие общих целей и участие в конкурсах. Концертмейстер должен играть так, чтобы не чувствовалась разница между учителем и учеником.
Так кто же на самом деле концертмейстер? И какую роль он выполняет? Деятельность концертмейстера — это целое искусство. Аккомпанирование должно быть таким, чтобы чувствовалось, как создается вокальный или инструментальный ансамбль.
Многие музыканты осознают, что далеко не все могут заниматься данной деятельностью. Для этого необходимо обладать высоким уровнем музыкального мастерства и художественной культуры, чем обладает не каждый музыкант. Поэтому данную деятельность ведут именно те музыканты, которые уверенны что справятся со своими обязательствами.
Концертмейстер должен иметь разнообразный музыкальный репертуар, чтобы уметь исполнять музыку разного характера. Для развития практических навыков концертмейстеру необходимо проявлять интерес к познанию новой музыки, слушая записи на концертах других исполнителей.
Как говорилось ранее, концертмейстер обязан иметь такую черту, как внимательность. Внимание должно быть не только к своей игре, но и к солисту — главному действующему лицу.
Быстрая реакция является отличным помощником в профессиональной деятельности концертмейстера, который должен играть одновременно и подсказывать солисту музыкальный текст или вовремя подхватить солиста и довести произведения до логического завершения.
Если концертмейстер работает в учебном заведении и взаимодействует с детьми, то данная работа носит педагогический характер. Это объясняется тем, что при изучении нового произведения концертмейстер должен уметь исправлять певца, давать ему указания и подсказывать как более точно интонировать.
Исполняя музыку, концертмейстер должен мысленно идти вперёд музыки, чтобы настоящее звучание шло вслед за зрительным и внутренним восприятием нотного текста. Взаимодействуя с вокалистами-солистами, концертмейстер должен вживаться в музыкальный текст. Так, аккомпаниатор и вокалист соединяются воедино.
У концертмейстера стоит довольно сложная задача — он должен познакомить учащегося с разнообразными музыкальными стилями, развивать его музыкальный вкус. Создавать творческие и рабочие отношения с вокалиста нелегко, но отношения должны носить человеческий и духовный характер. В процессе работы концертмейстеру необходимо полностью доверять. Для педагога концертмейстер является главным помощником, а также музыкальным единомышленником. Для солиста — концертмейстер выступает в роли помощника, друга, наставника или педагога. Получить такой статус может далеко не каждый концертмейстер. Для его получения необходимо завоевать авторитет, имея при этом творческую организованность, настойчивость и ответственность в достижении поставленных художественных целей при совместной работе с солистами и в собственном музыкальном совершенствовании.
Таким образом, работа концертмейстера очень ответственная в сфере культуры, без которой не может существовать музыка. Благодаря данной профессии огромную помощь получают музыкальные педагоги, руководители хоров, вокалисты и хореографы.
Литература:
- Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов. — Л.: Изд–во ЛОЛГК, 1986.
- Горошко Н. Н. Современная подготовка пианиста–концертмейстера: от узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства // Музыкальное образование на пороге ХХ1 века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства: Материалы Российской научно — практической конференции 17–18 декабря 1998г. / Оренбургский Государственный педагогический университет; Ред. коллегия: М. С. Каргопольцев, Г. П. Коломиец и др. — Оренбург: Изд–во ОГПУ, 1998
- Живов Л. Подготовка концертмейстеров — аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. — М., 1966
- Живов Л. О работе концертмейстера. Сб. статей, ред. М.Смирнов, С-П, Музыка. 1974 г.
- Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. — М.: Музыка, 1961.
- Кубанцева Е. И. Методика работы над фортепианной партией пианиста — концертмейстера // Музыка в школе. — 2001. — № 4.
- Кубанцева Е. И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. — 2001. — № 5.
- Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. М. Академия. 2002 г.
- Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г. В. Келдыш. — Изд. 2–е. — М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1998.
- Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. М. Радуга.1987 г.
- Подольская В. В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе концертмейстера / Ред.–сост. М. Смирнов. — М.: Музыка, 1974.