Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Традиционная культура и социализация ребёнка в современном мире

(из опыта работы)
Пушкарёв Василий Георгиевич,
педагог дополнительного образования,
кандидат культурологии детской фольклорной
студии «Жаворонок» ГБУ ДО ЦВР
Центрального района Санкт-Петербурга
Упоминание понятий – традиционная, народная культура, фольклор – теперь можно встретить не только в разговоре специалистов – этнологов, искусствоведов, фольклористов. Особенно широкое использование понятия «фольклор», под которым, словами В.Е.Гусева, каждый подразумевает всё что заблагорассудиться, часто приводит к непониманию. 
Фольклор мы понимаем, как народную мудрость.
Под народной культурой мы понимаем в широком смысле слова, совокупность результатов практической и духовной деятельности всех социальных групп, образующих этнос или нацию; в узком смысле – коллективное культуротворчество воплощённое в фольклоре, традиционном искусстве.
Традиционность, в данном контексте, представляет качественный аспект культуры и способ коммуникации.  Именно фольклор как отражение архаичных культурных переживаний, хранит опыт различных жизненных ситуаций человека и возможный путь их решения.  В яркой художественной форме (сказки, пословицы, поговорки, песни т.д.)  содержится коллективное понимание образца, социальных норм и ценностей, то есть целей, к которым должно стремиться человеку. Для русских – это духовность (вера, истина, любовь), коллективизм (соборность, жертвенность), добро, красота.  Через рассказ, песенку пробуждают в ребёнке интерес к происходящему, эмоциональное восприятие стимулирует творческую силу личности, надежду в преодолении трудностей. Как, например, в известной сказке «Гуси-лебеди».
        Известно, что процесс освоения фольклора носит рецептивный (т.е. подражательный) характер. Иными словами, «из уст в уста», через повтор или игру, в которой участвует и педагог, и ученик, происходит очень важный процесс взаимопонимания, взаимотворчества, чувство сопричастности к общему делу.
Подобно многим творческим коллективам, занятым реконструкцией локальных традиций, руководители фольклорной студии «Жаворонок» ставят своей целью комплексное изучение национального наследия. Данный интерес обусловлен высокохудожественной природой народного творчества и чувством любви к своей национальной культуре. Возникающие вопросы интерпретации фактов народной культуры, привели к пониманию изучения этнического контекста. Поэтому, с детьми (групп разного возраста) еженедельно проходят встречи в музее Этнографии   и регулярные занятия содержат не только танцевально-певческий практикум, но также мастер-класс по народной игрушке, совместному изготовлению (с родителями ребёнка) праздничного костюма.  В дни календарных народных праздников   родители организуют коллективное гуляние, а также активно участвуют в концертных поездках по городам России. В таком общении, где ясна цель и общий интерес, царит взаимопонимание и «взаимовоспитание» – младшие   дети стремятся подражать старшим, а старшие – внимательно заботятся о младших. Участвуя в совместной творческой работе, дети духовно ярче раскрываются, демонстрируя свои, порой, скрытые таланты, быстрее социализируются и, как показала практика, становятся устойчивее к жизненным испытаниям.
Видный отечественный искусствовед А.Ф. Некрылова обратила внимание на то, что «современное общество в силу разных причин достаточно далеко ушло от традиционного жизненного уклада, от исконного мифопоэтического взгляда на мир, забыло многие формы и жанры древнерусского искусства, утратило или исключило из естественного живого бытования большое количество произведений устного народного творчества, целые фольклорные жанры (например, былины, причитания). Основная масса населения «разучилась» говорить, петь и танцевать в народной манере, играть на старинных традиционных инструментах, отказалась от народного костюма, национальной кухни, не пользуется диалектизмами». К сожалению, таков наш современный урбанистический мир.
Значит ли это, что всем детям надо изучать свою национальную культуру?
На наш взгляд, да, необходимо, потому что фольклор формирует этническое сознание, национальный менталитет, взгляд на окружающий мир. Подобно тому, что всех детей надо обучать музыке и танцам (желательно и народным тоже), но важно не забыть о традиционной культуре, способствующей сохранению и развитию русского языка, этических норм и духовных ценностей.  Но по замечанию, А.Ф. Некрыловой, фольклор никогда и не уходил из жизни и культуры русского народа, лишь менялся его «удельный вес» в системе национальной культуры.  Рост национального самосознания в России, который наблюдается в последние десятилетия, стал ответом на активную унификацию, обезличивание культуры в современном мире.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»