Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблемы подготовки к занятиям по самообороне
и постановка ударной технике в объединениях
дополнительного образования


Аннотация.
Методическая разработка предназначена для преподавателей ОБЖ, физической культуры и преподавателей объединений развивающих самооборону, рукопашный бой, смешаные единоборства (MMA), бокс и другие восточные единоборства. Содержит рекомендации по организации занятий в рамках урока, тренинга в микроцикле, информацию о целесообразности ударных техник в зависимости от дистанций и выбор технических действий для учащихся в зависимости от целей, физических данных с целью спортивного воспитания и развития физических качеств.
 
Об авторе:
Пискун Павел Николаевич, педагог дополнительного образования в ГБУ ДО ДООЦ  Красносельского района Санкт-Петербурга "Центр гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности", вице-президент «РСОО ПРБИ «ТОЙКВАЙ» России, 6 дан SFCK, 5 дан Касабо (WKA), 3 дан каратэ Тойквай, 3 дан Крав-Мага, 3 дан Тайхо-дзюцу (специальная система полиции Японии).
Направление (образовательная программа): Основы самозащиты, Основы специальной физической подготовки, Школа безопасности, Основы выживания юного разведчика
 
Содержание
  1. Введение
  2. Проблемы подготовки к занятиям по самообороне и постановка ударной технике в объединениях дополнительного образования.
  1. Специфика самозащиты.
  2. Двигательное действие: знания, умения, навык.
  3. Ударные поверхности.
  4. Типы ударов и эффективная дистанция применения.
  5. Метод постановки удара.
  6. Алгоритм занятия.
  7. Технологическая карта занятия.
  1. Заключение
 

 
Введение
Здоровый образ жизни, к сожалению, на сегодняшний день не занимает первого места в иерархии потребностей человека. На данный момент очень сложно встретить абсолютно здорового ребенка. Причинами этого являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций из-за отсутствия минимальной физической нагрузки, психоэмоциональные изменения. В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос сохранения здоровья учащихся на сегодняшний день стоит очень остро. И что бы помочь держать учащихся в спортивной форме, принято решение возродить нормы ГТО.
В связи с введением норм ГТО, в которых имеется раздел самообороны без оружия, остро стоит вопрос об обучении приёмам самозащиты обучающихся. Такое начинание вызывает только положительную оценку у специалистов! Не первый год в Красносельском районе Санкт-Петербурга существует "Центр гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности". В ГБУ ДО ДООЦ Красносельского района Санкт-Петербурга "Центр гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности" (ЦГПВ и БЖ)» существуют такие направления как гражданская оборона в образовательных учреждениях, основы безопасности жизнедеятельности, основы военной службы, Юнармия. На базе этих направлений созданы и успешно функционируют объединения:
•        Моя малая Родина,
•        Почетный караул,
•        Основы военной подготовки,
•        Основы огневой подготовки,
•        Интерактивная стрельба,
•        Военно-спортивное многоборье,
•        Пожарные непоседы,
•        Юный спасатель,
•        Школа безопасности,
•        Юный турист,
•        Основы специальной физической подготовки,
•        Основы самозащиты,
•        Основы выживания юного разведчика.
Центр гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности успешно организовывает и проводит мероприятия как районного, так и городского масштаба. Всевозможные конкурсы, соревнования, выездные семинары, походы, экскурсии, летние лагеря вот не полный список проводимых мероприятий.
В экстремальных ситуациях человек должен уметь постоять за себя. Чаще всего драку на улице затевает человек физически более сильный, порой нападающих может быть даже несколько. Для успешного решения данных задач необходимо знать основные правила безопасности, уметь самостоятельно регулировать психические процессы, отработать на практике различные приёмы освобождения от захватов, удары, болевые приемы и броски, чтобы при возникновении опасности не растеряться и защитить себя нужно практиковать защиту от нескольких нападающих, а также защиту от наиболее распространённых угроз оружием.
Цель методической разработки:
помочь преподавателю подготовить практическое занятие обучающихся в объединениях дополнительного образования, разобраться в методике приемов самообороны и постановке ударной техники.
Задачи:
1. Проанализировать общую ситуацию вопросов применения самообороны.
2. Дать характеристику двигательных знаний, умений и навыков, а также задач возникающих в процессе обучения двигательному действию.
3. Дать характеристику соответствия эффективности ударов в зависимости от дистанции.
4. Раскрыть методику постановки эффективных ударных техник руками.
5. Раскрыть взаимосвязь разминки, основной техники и заминки на примере технологической карты одного занятия.

 
Специфика самозащиты.
Самооборона, схватка, бой – это всегда тяжелое испытание для человека. Навыки делают бой легче. Человек во время стресса может быть в трех состояниях: бей (атака), беги (защита), замри (ступор). Человек в состоянии защиты теряет всякую способность не только к сложно координированным действиям, но и инициативу и способность целенаправленно поражать противника.
Возбуждение ЦНС прямо влияет на стабильность работы моторных навыков. Когда частота сердечных сокращений (ЧСС) достигает 115 ударов в минуту, происходит сужение сосудов (вазоконстрикция), это подавляет мелкую моторику, наступает ухудшение ловкости. Мелкая моторика влияет на перехваты рук на болевых и нажатия на болевые точки в рукопашном бою.
Превышение ЧСС 145 ударов в минуту ухудшает сложную моторику и не позволяет эффективно производить различные комбинации приёмов рукопашного боя.
С увеличением ЧСС улучшается только грубая моторика, связанная с большими мышцами или основными мышечными группами. В таком состоянии возможно нанесение только одиночных простых ударов руками или ногами.
Вывод: ориентируйтесь на техники грубой моторики при подборе технического арсенала.
Любой навык для гарантированной работы в бою должен приобретаться не в спокойной обстановке, а в состоянии стресса – в жестком тренинге с использованием грубой моторики. Обучение должно проходить в форме предусматривающей высокое эмоциональное вовлечение, иначе во время боя ваша техника перестанет работать.
Всем известно, что лучшая защита – это нападение. Мы не сможем пресечь атаку противника только защищаясь; мы не сможем эффективно противостоять противнику если у нас нет устоявшихся навыков элементарных, базовых, ударов и бросков.
Боец должен действовать целеустремленно, владеть инициативой, т. е. заставлять противника постоянно реагировать на ваши атаки, не оставляя ему возможности атаковать самому. Но чтобы загнать противника в оборону и победить его, необходимо, чтобы ваши атаки представляли для него существенную угрозу, иначе он их просто проигнорирует. Но какую угрозу будут представлять ваши удары, если они не наработаны, не доведены до состояния навыка, автоматизма?

 
Двигательное действие: знания, умения, навык.
Часто сталкиваюсь с ситуацией, когда молодые люди просят показать побольше приемов. На резонный вопрос, а освоил ли ты предыдущие, слышу ответ: да я их знаю\пробовал, скучно, хочу что-то новенькое. С такой ситуацией сталкивается каждый тренер и педагог, задача которого провести ученика по схеме «знания, умения, навыки». Эта схема является путем проведения ученика от теории к практике.
Двигательное умение — это степень владения техникой действия при повышенной концентрации внимания на составные части при встречающейся нестабильности движения (действия). Умение является промежуточным этапом в овладении новыми способами действия, основанными на знаниях.
Двигательный навык — это степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматически, и действия отличаются надежностью.
В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.
Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:
Первый этап — ознакомление, первоначальное разучивание движений с целью обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приблизительной форме.
Задачи:
      — создать общее представление,
      — научить элементарной технике этого действия,
      — сформировать общий ритм,
      — предупредить грубые искажения техники.
Второй этап — углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.
Задачи:
      — понять закономерности движений,
      — уточнить технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого,
      — усовершенствовать ритм движений,
      — создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.
Третий этап — формирование двигательного навыка, достижение совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения.
Задачи:
      — закрепить навык и совершенствовать технику движения для достижения высокого результата,
      — избирательно совершенствовать те физические качества, от которых зависит высокий результат в двигательном действии,
      — совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность,
      — ознакомиться с прикладными способами выполнения движения (варианты этого движения из бытовой, производственной или боевой практики).
Качество технического исполнения атак, является залогом их грамотного тактического использования. Всем известно, что одно и то же техническое действие может иметь различные тактические варианты, которые будут адекватны нашим намерениям.
Работая над эффективной техникой, нельзя забывать о активном настрое на бой, на победу. Нужно не только хотеть нанести противнику поражение, но быть способным это сделать.

 
Ударные поверхности.
В последнее время разгорелась полемика по поводу ударных поверхностей рук для самообороны. Чем лучше бить? Кулаком или ладонью?
Здесь все достаточно просто. Если вы занимаетесь спортом, то кулак! Иные формы руки запрещены на соревнованиях. Кулак ВСЕГДА длиннее ладони! Это дает вам возможность опередить противника на 5 см., что в условиях боя очень существенно! Если вы профи, то на улице бейте кулаком. Если вы супер-профи, то можете бить и пальцами (нукитэ). Если вы занимаетесь «для себя», то вам просто некогда закалять ударные поверхности кулака, некогда укреплять дополнительное звено в ударной цепи – кисть, ваш выбор ЛАДОНЬ. Если вы занимаетесь для самозащиты, когда предполагается противодействие нескольким противникам, то ваш выбор ЛАДОНЬ, т.к. вы можете бить ладонью и хватать одновременно, плюс дополнительные ударные формы ребром ладони (шуто-учи, хайто-учи, хиракен) площадь которых меньше кулака, а следовательно и передача кинетической энергии увеличивается, а, следовательно, многократно увеличивается разрушительная способность.

 
Типы ударов и эффективная дистанция применения.
Самый «дальнобойный» из ударов – прямой удар рукой (ои-цуки, гияку-цуки\панч\кросс, кизами-цуки\джеб). Это его плюс. От прямого удара сложно уйти убиранием головы назад, ибо рука быстрее – догонит. Бонус прямых ударов – это то, что они не выходят за силуэт бойца, и в ситуациях стресса не семафорят противнику о начале атаки, а также то, что прямая линия самый короткий путь между нашим кулаком и подбородком противника.
Минусом является его техническая сложность, требуется отличное чувство дистанции, и его относительно небольшая скорость.
Второй по «дальнобойности» — это удары наотмашь (уракен\бэкфист), боковые удары руками (маваши-цуки\свинг).
Плюс таких ударов это относительная простота исполнения, в принципе любой новичок бьет их достаточно сильно и быстро, иногда у бойца разница между прямыми и боковыми ударами может достигать 60%. За счет более длинного пути увеличивается скорость, а, следовательно, и сила удара.
Минусом является та же самая круговая траектория, которая дала более высокую скорость. От таких ударов легко уклониться назад, пропустив удар перед собой, т.к. удар уходит в сторону, приходится также прикладывать массу усилий для того, чтобы бойца не унесло инерцией, не «провалило» в ударе и не повернуло боком или спиной к противнику, т.е. «мертвой зоной». Такие удары семафорят о себе противнику выходом ударной конечности за силуэт.
Самые «короткие» удары – это удары локтями или согнутой рукой (каги-цуки\хук, ура-цуки\апперкот). Их разрушительность заключена в жесткости всей ударной конструкции и поверхности.
Плюс – возможность наносить сокрушительные и неожиданные удары без замахов на короткой дистанции.
Минус заключается в своевременном формировании акцента\кимэ, жесткой ударной конструкции всего теля. Также существенным минусом для новичков является сама дистанция. Ближний бой требует большого опыта, активного захвата инициативы, иначе можно также внезапно поймать ответный удар от более опытного противника, а короткие расстояния не позволят вовремя отреагировать защитой.
Ударная техника рук и ног тренируют разными способами.
Также разными способами тренируют прямые и боковые удары. Все удары рукой различаются только уровнем связи плеча с предплечьем в момент удара, сброса силы (кимэ).
При правильном прямом ударе эта связь жесткая, то есть в момент сброса\кимэ плечо с предплечьем образуют как бы единую структуру, цельную ударную массу. Однако, эта же жесткая структура, сковывая плечо с предплечьем жесткой связью, неизбежно ограничивает скорость ударной конечности и, соответственно, силу удара. В случае прямых ударов скорость ударной конечности сильно ограничена нашей биофизикой. Зато та же биофизика позволяет при прямом ударе передать мишени огромный импульс и энергию большей части нашего тела. В этом и состоит преимущество прямых ударов.
Вывод: при прямых мы используем преимущественно массу тела для вложения в удар.
Для боковых ударов эта схема не работает, т.к. нет биофизических возможностей полностью и без потерь передать энергию и импульс тела в ударную поверхность. Вы просто порвете себе связки или сломаете руку. За счет чего же увеличивать силу удара при боковых? За счет увеличения угловых скоростей. Скорость можно увеличить за счет коротких рычагов (бросаем тазом, ногами, а не рукой и плечом), за счет удлинения дистанции ударной конечности (сама траектория это делает), за счет хлыстообразного импульса, суть которого достигается уменьшением жесткости связи между плечом и предплечьем. Ослабляя жесткость связи плеча с предплечьем, скорость ударной конечности и, соответственно, силу удара можно поднять на 30–50%.
Вывод: при боковых мы используем преимущественно массу тела для разгонки ударной конечности.
Как избавиться от этого противоречия? Единые принципы при тренировках ударов, это способы вложения массы тела в удар, разгонка ударной поверхности.
Для начала я перечислю способы оптимального вложения тела в удар в зависимости от дистанции.
1.      Опускание центра тяжести (ЦТ) (осаживание, подседание) — ближняя дистанция. Здесь как бы топаем двумя ногами одновременно, но не прыгая вверх и приземляясь, а как бы поджимая ноги, как будто спрыгивая в глубину. По ощущениям, как будто бьем пятками в пол.
Учебное упражнение 1:
спрыгните мягко с гимнастической скамейки или с невысокого камня, при этом не поднимаясь, не подпрыгивая, а как бы «выливаясь» вниз.
2.      Вращение бедер — ближняя и средняя дистанция.
Учебное упражнение 2.1.:
вращайте бедра вправо-влево, руки расслабленно болтаются, а на больших скоростях они хлещут тело. Акцент на вращении бедер, стопы не двигаются, а стоят на месте. ЦТ на носках, но пятка не отрывается.
Учебное упражнение 2.2.:
Здесь мы соединяем первый и второй способ вложения тела в удар. Вращайте бедра вправо-влево, руки расслабленно болтаются. По мере вращения резко опускайте ЦТ, например при вращении вправо, и затем выпрямляйте ноги на вращениях влево. Акцент на вращении стоп на носках и стук пятками в крайних положениях. ЦТ не переходит с носка на пятки, а все также остается на носках.
3.      Возвратно-поступательные движения (перемещения ЦТ в пределах стойки, маятник) — средняя дистанция.
Учебное упражнение 3.1.:
не отрывая ног от земли, перемещаете ЦТ на переднюю ногу и затем на заднюю, переходите из стойки зенкуцу-дачи в стойку кокуцу-дачи. ЦТ все также на носках!
Учебное упражнение 3.2.:
Здесь мы соединяем первый и третий способ вложения тела в удар. Выполняя предыдущее упражнение 2.1., начинайте перемещать ЦТ с правой ноги на левую. ЦТ все также на носках!
Учебное упражнение 3.3.:
Здесь мы соединяем первый, второй и третий способ вложения тела в удар. Выполняя предыдущее упражнение 2.2., начинайте перемещать ЦТ с правой ноги на левую, как бы оседая то на одну то на другую ногу. ЦТ все также на носках! Акцент на вращении стоп на носках и стук пятками в крайних положениях. ЦТ не переходит с носка на пятки, а все также остается на носках.
4.      Наклон корпуса вперед — средняя и длинная дистанция. (Используется как компенсация при ударе и досыл удара при попытке противника отшатнуться. В самостоятельном виде не практикуется и является грубейшей ошибкой при расчете дистанции, но имеет место в базе Вадо-рю каратэ и некоторых иных стилях).
Удары шлифуют как цельным методом, так и разделением на этапы.
Этапы ударного движения состоят:
— старта,
— доставки ударной конечности,
— сброса силы,
— возврата в боевое положение, камаэ.

 
Метод постановки удара.
Когда мы говорим о цельном методе постановки ударов руками, то понимаем под этим наработку вложения тела в удар и привязки к вложению траекторий ударов руками.
Начинаем с обязательного базового Учебного упражнения 2.1.
Исходное положение — фронтальная стойка, шизентай, руки свободно висят вдоль туловища, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу или же носки смотрят чуть-чуть внутрь. Здесь основная задача упражнения не столько вращать бедра, сколько полностью расслабить руки, чтобы во время удара мышцы рук были полностью выключены.
Начинаем повороты корпуса вправо-влево, необходимо заставить руки «летать» как плети и «оплетать» корпус, при этом сам поворот корпуса запускается небольшим толчком таза в нужную сторону. Акцент на вращении стоп на носках и стук пятками в крайних положениях. ЦТ не переходит с носка на пятки, а все также остается на носках.

 
Прямой удар.
Упражнение 1.1.
Начинаем Уч. упр. 2.1., «бросаем» руки.
Постепенно переходим на одностороннее «бросание», когда одна рука поднимается к голове и держится там прижатая кулаком к скуле или виску. Сначала одна рука, потом другая, потом снова первая и т.д.
При очередном повороте, когда плечо прижатой к голове руки идет вперёд, необходимо просто распрямить руку вперёд и указать пальцами в точку, предварительно определённую перед собой. Кисть вертикальная! Как будто здороваемся. На обратном ходе рука возвращается обратно. При этом необходимо следить за тем, чтобы кисть выпрямляемой руки – её локоть – плечо – второе плечо находились на одной прямой линии.
После этого всё повторяется для второй руки, при этом другая рука продолжает «летать» и «оплетать» корпус.
После этого делаем акцент на начале движения локтем, как будто мы толкаем шкаф предплечьем ударной руки.
Упражнение 1.2.
Далее выполняя упр. 1.1. мы плавно переходим к упр. 1.2., делаем тоже самое для двух рук одновременно, когда возле головы находятся обе руки и на каждый поворот выбрасывается вперёд в цель правая или левая рука. Важно чтобы движение при этом не прерывалось, и вращение корпуса было постоянным.
Следующим этапом идет кулак, который бросается в туже точку, в которую перед этим показывали пальцы.
Упражнение 1.3.
Начинаем Уч. упр. 3.2., «бросаем» руки в боевом положении, камаэ.
1 этап: Упражнение 1.1., одиночное «бросание» рук от виска, но только в камаэ.
2 этап: Упражнение 1.2. «бесконечная» двойка в камаэ.
Упражнение 1.4.
После этого переходим к обычной дорожке, когда двигаясь вперёд или назад подшагом, сури-аши, наносятся прямые удары правой и левой руками, кизами-цуки и гияку-цуки.
Особенность заключается в следующем:
1) левая нога всегда впереди.
2) необходимо продолжать следить за тем, чтобы все удары запускались корпусом (толчком бёдер).
Упражнение 1.5.
После этого переходим к дорожке, когда двигаясь вперёд или назад шагом, аюми-аши, наносятся прямые удары только ЗАДНЕЙ рукой, гияку-цуки.
Особенность этого упражнения заключается в следующем:
1) правая нога с ударом левой рукой, а левая нога с ударом правой рукой.
2) необходимо продолжать следить за тем, чтобы все удары запускались корпусом (толчком бёдер).

 
Боковой удар
Упражнение 2.1.
Начинаем Уч. упр. 2.1., «бросаем» руки.
«Бросая» руки, постепенно поднимаем их перед собой и делаем жёсткий каркас из корпуса и обеих рук. Оба кулака соприкасаются перед грудью. Кулаки, локти и плечи на одной горизонтальной линии. Кулаки поставлены вертикально. При этом руки не просто сведены впереди, а образуют кольцо, как будто обхватили бочку. Продолжая повороты корпуса вправо-влево, «переносим» бочку из стороны в сторону.
Упражнение 2.2.
Следующий шаг, одна рука опускается вниз, и о ней забываем, она продолжает «оплетать» корпус. Вторая как «стояла» перед грудью, так там жёстко и удерживается, при любом повороте кулак никуда не сдвигается, его проекция чётко перед грудиной. Делаем для двух рук.
Упражнение 2.3.
Далее одна рука поднимается к голове. Мы выполняем круговой удар локтем. Локоть возвращается в «висячее» положение, а кулак к виску. Рука забирается бедром!
Упражнение 2.4.
Начинаем выбрасывать локоть как в предыдущем упражнении, но кулак при этом чуть выстреливается вперед, выдерживая линию перед грудиной, где кулак-локоть-плечо находятся на одной горизонтальной линии. Аналогия – ставим перед собой на барную стойку кружку пива и двигаем поворотом корпуса в сторону, а предплечьем протираем барную стойку. Чёткий контроль за горизонтальной линией сохраняется на всём пути поворота корпуса. После того как корпус завершил поворот в сторону удара и начинает двигаться обратно кулак кратчайшим путём быстро возвращается к голове.
Если чувство удара «теряется», то повторяйте по очереди упр. 2.3. и 2.4., т.е. удар локтем, удар кулаком, и опять удар локтем, а затем опять кулаком.
Упражнение 2.5.
Здесь начинается «бесконечная» двойка обеими руками с соблюдение всех предыдущих условий.
Упражнение 2.6.
Начинаем Уч. упр. 3.2., «бросаем» руки в боевом положении, камаэ.
1 этап: Упражнение 2.2., одиночное «бросание» локтя, рука от виска, но только в камаэ.
2 этап: Упражнение 2.3., одиночное «бросание» рук от виска, но только в камаэ.
3 этап: Упражнение 2.4. «бесконечная» двойка в камаэ.
Здесь можно «поиграть» сменой дистанция удара (с маваши-цуки на каги-цуки, регулируется большим или меньшим сгибанием локтевого сустава) и уровня атаки (дзедан или тюдан, прижиманием локтя бьющей руки к корпусу).
Упражнение 2.7.
После этого переходим к обычной дорожке, когда двигаясь вперёд или назад подшагом, сури-аши, наносятся боковые удары правой и левой руками, кизами-маваши-цуки и гияку-маваши-цуки, каги-цуки.
Особенность заключается в следующем:
1) левая нога всегда впереди.
2) необходимо продолжать следить за тем, чтобы все удары запускались корпусом (толчком бёдер).
Упражнение 2.8.
После этого переходим к дорожке, когда двигаясь вперёд или назад шагом, аюми-аши, наносятся боковые удары только ЗАДНЕЙ рукой, форма гияку-цуки.
Особенность этого упражнения заключается в следующем:
1) правая нога с ударом левой рукой, а левая нога с ударом правой рукой.
2) необходимо продолжать следить за тем, чтобы все удары запускались корпусом (толчком бёдер).

 
Удар снизу
Упражнение 3.1.
Начинаем Уч. упр. 2.1., «бросаем» руки и плавно переходим к Уч. упр. 2.2.
Рука бьющая прижимается локтем к боку, и таким образом создает жесткую структуру.
Упражнение 3.2.
Далее, выполняя предыдущее упражнение, мы просто чуть наклоняем корпус вправо или влево. Одна рука опускается вниз, и о ней забываем, она продолжает «оплетать» корпус. Вторая жёстким каркасом руки просто наклоняется корпусом вниз и его же поворотом кидается вверх.
Упражнение 3.3.
Далее одна рука поднимается к голове. Мы выполняем удар локтем снизу. Локоть возвращается в «висячее» положение, а кулак к виску. Рука забирается бедром!
Упражнение 3.4.
Начинаем выбрасывать локоть как в предыдущем упражнении, но кулак при этом чуть выстреливается вперед, выдерживая линию перед грудиной, где кулак-локоть-плечо находятся на одной вертикальной линии.
Если чувство удара «теряется», то повторяйте по очереди упр. 3.3. и 3.4., т.е. удар локтем, удар кулаком, и опять удар локтем, а затем опять кулаком.
Упражнение 3.5.
Здесь начинается «бесконечная» двойка обеими руками с соблюдение всех предыдущих условий.
Упражнение 3.6.
Начинаем Уч. упр. 3.2., «бросаем» руки в боевом положении, камаэ.
1 этап: Упражнение 3.2., одиночное «бросание» локтя, рука от виска, но только в камаэ.
2 этап: Упражнение 3.3., одиночное «бросание» рук от виска, но только в камаэ.
3 этап: Упражнение 3.4. «бесконечная» двойка в камаэ.
Упражнение 3.7.
После этого переходим к обычной дорожке, когда двигаясь вперёд или назад подшагом, сури-аши, наносятся удары снизу правой и левой руками, кизами-ура-цуки и гияку-ура-цуки.
Особенность заключается в следующем:
1) левая нога всегда впереди.
2) необходимо продолжать следить за тем, чтобы все удары запускались корпусом (толчком бёдер).
Упражнение 3.8.
После этого переходим к дорожке, когда двигаясь вперёд или назад шагом, аюми-аши, наносятся боковые удары только ЗАДНЕЙ рукой, форма гияку-цуки.
Особенность этого упражнения заключается в следующем:
1) правая нога с ударом левой рукой, а левая нога с ударом правой рукой.
2) необходимо продолжать следить за тем, чтобы все удары запускались корпусом (толчком бёдер).
 
После того как вы проработали руки на месте, а затем в движении, рекомендуется проработать те же удары двойками, но с:
— вход вперед и выход назад:
1.    вход с ударом передней рукой, выход с ударом задней.
2.    вход с ударом задней рукой, выход с ударом передней.
— вход вперед и выход в сторону:
1.    вход с ударом передней рукой, выход с ударом задней.
2.    вход с ударом задней рукой, выход с ударом передней.
— вход с двойкой выход назад с двойкой:
1.    вход с ударом передней рукой, выход с ударом передней.
2.    вход с ударом задней рукой, выход с ударом задней.
3.    вход с ударом передней рукой, выход с ударом задней.
4.    вход с ударом задней рукой, выход с ударом передней.
— вход с двойкой выход в сторону с двойкой.
— вход вперед, уклон или нырок, и выход назад.
— вход вперед, уклон или нырок, и выход в сторону.
— вход вперед с двойкой, уклон или нырок и выход с двойкой в сторону.
Понимая принципы, вы сами сможете построить свою персональную систему и программу подготовки к бою.

 
Алгоритм занятия.
  1. Разминка
  2. Основная часть
А)     Удары по воздуху:
а) перед зеркалом, на постановку техники
б) по конкретному тактическому заданию (бой с тенью)
Б)      Удары по лапам или мешкам:
а) на постановку техники
б) по конкретному тактическому заданию
В)     Отработка ударов в парах:
а) на постановку техники
б) по конкретному тактическому заданию
  1. Заминка
 
По дням недели разделяем тренировки на развитие основных физических качеств:
  • - понедельник – скорость, гибкость;
  • - среда – сила;
  • - пятница – выносливость.
 
Технологическая карта занятия.
 
Название дополнительной общеобразовательной программы: «Основы самозащиты»
Уровень освоения программы: Профессионально-ориентированный уровень.
Год обучения: 1-й.
Возраст учащихся: 12-14 лет
Раздел (тема) программы: Приемы самозащиты.
Тема занятия: «Постановка ударной техники руками. Прямой удар рукой»
Цель занятия: Обеспечить овладение учащимися техникой ударов на уровне «закрепления приобретенного элементарного умения и формирование двигательного навыка», а также развитие физических и личностных качеств, характерных для разучиваемых приемов самозащиты, формирование необходимых знаний для их успешного освоения.
Задачи занятия:
Образовательные задачи: (предметные результаты)
1. Закрепление знаний о самозащите;
2. Содействовать формированию навыка в выполнении ударной техники рук.
3. Содействовать развитию силовых и скоростно-силовых качеств мышц рук и плечевого пояса, ног, ловкости, внимания применительно к специфике ударной самозащиты;
4. Содействовать формированию у занимающихся знаний об особенностях тактики и техники атаки ударами и защиты от ударов.
5. Укрепление здоровья учащихся по средствам элементов самозащиты.
Развивающие задачи: (метапредметные результаты)
1. Формирование умения планировать координировать, контролировать и оценивать свою деятельность (регулятивные УУД);
2. Развитие умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок (регулятивные УУД);
3. Формирование умения договариваться со сверстниками в процессе занятия, игровой деятельности (коммуникативные УУД).
Воспитательные задачи: (личностные результаты)
1. Формирование умения личностно определяться на занятии (личностные УУД);
2. Формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установка на здоровый образ жизни (личностные УУД);
3. Формирование навыка сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликта и находить выход из спорных ситуаций (личностные УУД).
4. Содействовать воспитанию чувства общественного долга, терпению и настойчивости.
Планируемые результаты занятия: Ознакомление с приемами атак ударами рук и защиты от ударов руками. Формирование понимания единой схемы тактики, как в безоружном бою, так и против вооруженного противника. Формирование эмоционально-волевой устойчивости, общей психологической устойчивости.
Необходимое оборудование для занятия:
  • таймер или секундомер;
  • свисток;
  • перчатки боксерские – 1 пара на учащегося;
  • лапы боксерские – 1 шт. на пару учащихся;
 
Дидактические материалы к занятию: Литература.
1. В. Н. Вельмякин, В. В. Модестов. Боевое самбо и рукопашный бой для спецвойск. Методическое пособие – Рязань, 1993 г.
2. С. В. Мычак. Каратэ – путь к победе. Методическое пособие – Харьков «Оригинал», 1993 г.
3. В. В. Смирнов, З. С. Сямиулин. Техника самозащиты по школе Чой. Методическое пособие. – М. «РИО ВАФ», 1991 г.
 
Этапы занятия Деятельность педагога Деятельность учащихся
1. Подготовительная часть – 10 минут.
Цель: Создать условия для подготовки функциональных систем организма учащихся к выполнению упражнений в основной части занятия.
Построение, приветствие. Подает команду для построения в одну шеренгу.
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку, наличие больных.
По команде учителя строятся в одну шеренгу, приветствуют учителя.
Мотивация учебной деятельности.
Самоопределение
к деятельности.
Задает эмоциональный настрой, дает необходимые установки. Внимательно слушают учителя.
  Вопросы:
 - Что такое «Самозащита»?
Какие физические качества развивает этот вид спорта?
- Да, действительно чтобы выполнять приемы, удары и броски человек должен быть сильным и ловким!
- А могут ли эти качества пригодиться нам в жизни?
- Ребята перечислите удары и элементы самообороны, которые мы с вами уже изучили?
- Да, мы изучили самостраховку, а также узнали что существуют прямые, боковые удары и удары снизу. Мы также узнали, что наибольший эффект каждый удар имеет на своей дистанции.
- В чем плюсы таких ударов?
- В чем минусы?
- Как сделать удары эффективными?
- А теперь давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего урока.
- Верно, мы сегодня будем изучать прямые удары руками в зависимости от дистанции, а также контроль дистанции.
- Ребята, уточним правила техники безопасности при выполнении разучиваемых приемов боевой борьбы.
- Сейчас ребята я предлагаю вам размяться.
Отвечают на вопросы учителя:
- Самозащита - это вид борьбы, самооборона без оружия.
- Занятия

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»