Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тематические смены как средство патриотического
воспитания подрастающего поколения

Пискунова Марьяна Юрьевна
Введение
  Воспитание патриотизма - любви к Родине - это одна из важнейших задач нашего общества. Любящий Родину должен любить ее не абстрактно, а прикладывая все возможные силы на ее благо. Любящий Родину должен понимать значение слова «Родина», ясно представлять себе все составляющие этого понятия.
Актуальность
  В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны приоритетным направлением воспитательной работы с детьми сегодня становится патриотическое воспитание, которое направлено на формирование государственно-патриотического сознания юных граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Именно поэтому Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты ориентируют педагогическое сообщество на патриотическое воспитание школьников, что предполагает от всех образовательных учреждений усиления внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. Патриотическое воспитание детей в системе образования осуществляется по нескольким направлениям: спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, трудовое, экологическое и включает различные мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей; развитие трудовых, физических навыков, психологической устойчивости в нестандартных условиях; комплексную заблаговременную подготовку к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, ориентацию на выбор профессии учителя, социального работника, врача, спасателя, пожарного, сотрудника правоохранительных органов и другие социально-значимые профессии. Поскольку патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие молодого человека, то работа должна проводиться комплексно. Комплексный подход предполагает вовлечение обучающихся в непрерывный воспитательно-образовательный процесс, создание соответствующей среды, обеспечивающей дальнейшее развитие патриотизма и гражданственности как духовной составляющей личности, что в свою очередь позволит расширить и укрепить ценностно-смысловую сферу личности подростков, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей обучающихся, укрепить их здоровье, помочь овладеть военно-прикладными видами спорта. Одним из связующих звеньев в области патриотического воспитания, кроме внеклассной работы в школе, является дополнительное образование школьников, которое включает в себя военно-патриотические клубы, профильные классы, специализированные программы, тематические лагерные смены. Остановимся более подробно на тематических лагерных сменах.
Цель тематических смен: военно-патриотическое, гражданско-патриотическое воспитание, формирование социальных ценностей.
Задачи смен:
  • Сформировать и развить знания, умения и навыки в области военного дела, технических и военно-прикладных видов спорта по средствам образовательной программы в рамках допризывной подготовки;
  •  Создать условия для формирования в участниках смены чувства любви к своей малой и большой Родине, уважения к её боевым, трудовым традициям, чувства гордости за свой народ, его достижения;
  • Сплотить детей, подростков общественно значимыми делами и заинтересовать их различными формами социальной практики;
  •  Развить личностные ресурсы, лидерские и организаторские качества, способствующие социальной активности детей и подростков;
  •  Расширить кругозор, формировать коммуникативные умения, развивать творческие способности;
  • Создать условия для оздоровления, укрепления здоровья и полноценного отдыха детей.                                                                                   
  Достижение поставленных цели и задач реализуется через проведение общелагерных и отрядных дел, учебно-тренировочных занятий, мастер-классов, оздоровительных и досуговых мероприятий. Для усиления и активизации обучающего процесса, закрепления приобретенных практических социально-психологических, педагогических и других практических навыков предусматривается широкое использование игровой техники: творческие и проблемные задания, тренинги, конкурсы, интеллектуальные, развивающие, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Игровой формат и разнообразие социально-педагогических приёмов позволяет охарактеризовать механизм программы смен как личностно-ориентированный, социально- значимый, учитывающий возрастные, физические, психологические особенности всех участников смены. Немаловажным фактором во время проведения тематических лагерных смен является интеграция и взаимодействие различных социальных институтов, направленных на патриотическое воспитание детей и подростков, что позволяет достигнуть нового уровня успешной социализации подрастающего поколения в целом. Погружая ребенка в атмосферу тематической смены лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, проявить самостоятельность, ощутить дух коллективизма, взаимопомощи, чувство социальной ответственности; осознать себя личностью, повысить самооценку за счет приобретения новых знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций.
Ожидаемые результаты:
  • Укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков, приобретение детьми и подростками навыков здорового образа жизни; 
  • Увеличение количества детей и подростков, желающих заниматься военно-прикладными видами спорта; 
  • Увеличение количества детей и подростков, желающих вступить в ряды членов движения «ЮНАРМИЯ»;
  •  Расширение кругозора детей и подростков в области истории родного края, его традиций и обычаев,
  •  Расширение знаний детей и подростков в области героического прошлого Отечества;
  •  Развитие самостоятельности, умения и стремления работать в коллективе;
  • Самореализации детей и подростков в жизнедеятельности временного разновозрастного коллектива;
  •  Развитие у детей и подростков творческих способностей и воображения;
  • Сформированность гражданско-правовой грамотности у детей и подростков.
Целевая группа тематических смен
 Участниками тематических смен становятся учащиеся образовательных учреждений Санкт-Петербурга в возрасте от 10 до 17 лет включительно, на дату заезда, в том числе, победители и призеры муниципальных, региональных военно-патриотических смотров, конкурсов, соревнований.
  В период 2017 – 2019 г.г. Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования детским оздоровительно-образовательным центром Красносельского района Санкт-Петербурга «Центр гражданско–патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности» было проведено несколько тематических смен, объединённых одной общей идеей – посредством мероприятий событийного характера создать условия для развития личности ребенка, его духовно – нравственного, физического становления и подготовки к жизненному самоопределению. Событийный подход в патриотическом воспитании, с нашей точки зрения, является одним из основных. Результатом такого подхода является присвоение подростками ценностных установок, получение эмоционального удовлетворения, через «проживание» события, надолго остающегося в памяти.
• Смена «Юнармейская»;
• Смена «Растим патриотов России»;
• Смена «Экологический форт»
• Смена «Юный разведчик»
Актуальность программы детского отдыха на «Юнармейской» смене обусловлена интересом в детско-подростковой среде к Всероссийскому детско-юношескому военно-патриотическому общественному движению "ЮНАРМИЯ" (далее – движение "ЮНАРМИЯ") и является частью единой комплексной образовательно-оздоровительной системы, способствующей развитию морально-волевых качеств личности и расширению кругозора у детей и подростков. Участие в программе «Юнармейской» смены дает детям и подросткам возможность больше узнать о движении "ЮНАРМИЯ", а при желании – вступить в ряды её членов. Актуальность программы тематической смены «Растим патриотов России» обусловлена необходимостью каждому члену общества иметь гражданскую сознательность, которая проявляется в направленности его поступков Гражданская воспитанность предполагает овладение политической культурой: политической грамотностью, способностью переживания высших гражданских чувств, потребностью проявления общественной активности, стремлением к практическому участию в деятельности общественного самоуправления, политических событиях и кампаниях. Прямое обращение к сознанию детей и подростков в целях гражданского воспитания не будет давать срывов, когда они параллельно вовлекаются в общественно полезный труд и общественную деятельность по самоуправлению, участию в общественных делах. Особенно важно, когда в процессе гражданского воспитания воспитанники непосредственно участвуют в преодолении реальных противоречий, остро ощущаемых и переживаемых ими самими.
 Мероприятия патриотической направленности, проводимые в период тематических лагерных смен:
 Конкурс «Визитная карточка»
  Творческий конкурс, в котором каждый отряд представлял определённый род войск. Целью задания являлось получение новых знаний о составе вооруженных сил Российской Федерации и представление этих знаний в творческом формате;
"Школьный патент - шаг в будущее!"
  В рамках реализации детского конкурса «Школьный Патент – шаг в Будущее!» школьникам предлагалось задание, целью которого являлась разработка и защита проекта «Государственный орден Российской Федерации». В ходе выполнения задания ребята продемонстрировали эскиз самого ордена, его статут (кого и за какие заслуги могут наградить этим знаком отличия), а также ответили на вопросы оппонентов, как по представленному ордену, так и по истории орденов и медалей в целом.
 КТД «Путешествие в город Герой».
 Данный конкурс являлся коллективным творческим делом. Задание конкурса - составление экскурсионного тура и проведение видео-экскурсии по городам-Героям.  Творческий конкурс "Дорогами войны"
 Инсценировка песни военно-патриотического направления. Во время проведения Конкурса ребята не только узнали много интересного о событиях, предшествующих написанию той или иной песни, но и показывали себя как певцы, танцоры, артисты.  Конкурс «Работа пресс-служб»
  На конкурс были представлены работы, отражающие жизнь отряда в жизни лагерной смены (фото, видео и т.д.). В отчетах пресс-служб должна была присутствовать тематика смены и прослеживаться личное отношение участников ко всем мероприятиям.   
«Историческая викторина «Дорогами истории»
   Участвуя в конкурсе, частники смены отвечали на вопросы по историческому и боевому прошлому нашей Родины.
Военно-спортивная эстафета «Один день в армии»
   На каждом этапе эстафеты участникам смены предлагалось проявить себя в той или иной военной профессии (сапёр, связист, медик), а также пройти курс молодого бойца (разборка и сборка автомата, надевание противогаза и костюма химической защиты, выполнение строевых приёмов в строю).
  Наряду с вышеперечисленным, в ходе смен у ребят состоялись встречи с представителями военных ВУЗ, лидерами движения «Юнармия», лекции и просмотры документальных фильмов о Российской армии и Юнармейском движении и много других интересных событий.  В рамках смен «Экологический форт» «Юный разведчик» был организован ряд практических занятий по основам военной подготовки, рукопашному бою, туризму, ориентированию, первой помощи. На таких занятиях обучающиеся нашего Центра дополнительно практиковали знания, умения и навыки, полученные в рамках образовательного процесса за прошедший учебный год. Такой подход очень эффективен и позволяет достигнуть хороших результатов по направлениям, реализуемым в нашем образовательном учреждении.
  В начале и конце смен проходили обязательные аттестационные тесты и соревнования, которые были направлены на проверку знаний и умений, полученных на учебных занятиях. Тесты и соревнованияв начале и в конце различались по категории сложности поставленных задач и условиям прохождения.
  Оздоровительный блок всех вышеперечисленных смен включал в себя систему мероприятий, способствующих общему укреплению здоровья. Обязательными компонентами являлись режим дня, полноценное сбалансированное питание, спортивные мероприятия, нахождение на свежем воздухе.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»