Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока

Разучивание веснянок

 Джафарова Марианна Андреевна
Название коллектива: детский фольклорный ансамбль «Златоцвет».
Возраст обучающихся: 9-10 лет.
Название реализуемой программы: детский фольклорный ансамбль «Златоцвет».
Цель занятия: ознакомление учащихся с одним из подвидов русского фольклора – «веснянками», их содержанием и особенностями исполнения.
Задачи занятия:
обучающие:
  • познакомить учащихся с особенностями встречи весны в русских традициях;
  • познакомить учащихся с одним из подвидов русского фольклора – «веснянками»;
  • познакомить  с особенностями исполнения веснянок;
  • познакомить с понятием «канон».
развивающие:
  • развить воображение;
  • систематизировать знание о весне;
  • продолжить развитие музыкально-интонационного слуха;
  • продолжить формирование правильной певческой установки,
  • продолжить формирование единой речевой манеры звукообразования,
  • продолжить развитие хорошей активной артикуляции и дикции;
  • продолжить работу над выразительностью исполнения музыкальных произведений.
воспитательные:
  • воспитать эмоциональную отзывчивость на звучание напевов;
  • продолжить работу над формированием интереса, уважения и любви к русским традициям;
  • воспитать коммуникативные навыки.
Требования к организации и проведению занятия: для проведения занятия необходимы: проектор, аудиозаписи веснянок, фигурки птичек, бумага для изготовления птичек, тексты веснянок для всех учащихся; наличие аккомпаниатора.
Развернутый план занятия:
Ход занятия Задачи Содержание
кадра на презентации
Примеч
1 этап – организационный (15 минут)
  1.  
Приветствие        
  1.  
Разговор об особенностях времени года «Весна»
  • развить воображение;
  • систематизировать знания о весне
Задать обучающимся вопросы:
  1. Что они могут рассказать о времени года «Весна» (картина К. Юона «Весенний солнечный день», помогает обучающимся погрузиться в атмосферу весны в русских традициях).
  2. Какие изменения происходят весной.
  3. Как её можно назвать (красивая, ранняя, бурная и пр.)
Составление кластера по теме «Весна».
№1
 
 
 
 
№2
 
  1.  
Рассказ об особенностях встречи весны у русских;
  • познакомить обучающихся с особенностями встречи весны в русских традициях;
  1. Первая встреча весны: «Масленица»
  2. Вторая встреча весны: «Сороки»
  3. Третья встреча весны: «Благовещение»
№3
№4
№5

 
 
2 этап – основной (30 минут до перерыва и 30 минут после перерыва)
  1.  
Разминка
 
  • развить хорошую активную артикуляцию и дикцию.
 
Игра: «Рисуем весну»:
  • артикуляционные: «солнышко» - с разными эмоциями;
  • дыхательные: ветер, цветок; 
  • раскрытие резонаторов: «звуки весны»: мычит корова, цокает лошадка, прилетелиптички: кукушка «ку-ку», воробей – «чив-чив», ворона – «ка-а-а-р», дятел – «тук-тук»;
  • дикционные: журчали ручьи и урчали, жужжали шмели над ручьями, наша весна красным красна!
 
№6
 
 
 
№7
В ходе работы могут быть использованы различные формы: индивидуальные, групповые, коллективные и их сочетания
  1.  
Распевка
 
  • развить музыкально-интонационный слух;
  • сформировать правильную певческую установку,
  • сформировать единую речевую манерузвукообразования.
Для  распевки используются небольшие весенние попевочки, как разученные ранее, так и новые:
  • Весна красна, на чем пришла
  • Гори, гори ясно...
  • Ой, кулики-жаворонушки (часть веснянки, которую предстоит разучить)
 
 
 
 
№8
Перерыв 10 минут
  1.  
Знакомство с веснянками и обрядом «Закликания Весны».
  • познакомить обучающихся с одним из подвидов русского фольклора – «веснянками»;
  • познакомить  с особенностями исполнения веснянок;
 
Рассказ о веснянках (песнях о весне), где весну называют красной, т.е. красивой, хвалят её; где весну зовут, рассказывают на чем и как она приезжает; иногда в веснянках звучит просьба к птицам, чтобы они принесли на своих крыльях весну;
Рассказ об особенностях исполнения веснянок: пели веснянки группами с разных мест, начиная петь не все вместе, а по очереди, как бы «перекликаясь»(понятие «канон»), при этом подкидывали кверху маленьких птичек «жаворонушек», которых изготавливали из теста.
На занятии жаворонков обучающиеся изготавливают  из бумаги.
№9
 
 
 
 
 
 
№10
 
  1.  
Слушание и разучивание нового материала
  • добиться выразительного исполнения веснянки;
  • познакомить с понятием «канон».
Слушание веснянки: «Ой, кулики-жаворонушки».
Разучивание веснянки:
  • особое внимание уделить чистоте исполнения напева,
  • четкая дикция,
  • ритмический рисунок,
  • работа над эмоциональностью, выразительностью,
  • исполнения веснянки каноном.
№11 Использование аудио файла или исполнение веснянки педагогом.
  1.  
Повторение пройденного материала:
  • продолжить работу над выразительностью исполнения весеннего хоровода.
Повторение весеннего хоровода «Уж мы сеяли, сеяли, лен»; разучивание движений к хороводу.    
3 этап – контрольный (10 минут)
  1.  
Совместное проигрывание обряда «Закликания весны»
  • продолжить работу над выразительностью исполнения музыкальных произведений;
  • воспитать эмоциональную отзывчивость на звучание напевов;
  • продолжить работу над формированием интереса, уважения и любви к русским традициям;
Дети делятся на две группы и исполняют каноном веснянку «Ой, кулики-жаворонушки», после этого они совместно исполняют ранее разученную веснянку «Весна красна, на чем пришла» (ранее эта веснянка звучала в распевке), и совместное исполнения весеннего хоровода с движениями  «Уж, мы сеяли, сеяли, лен»    
4 этап – эмоционально-оценочный (5 минут)
  1.  
Подведение итогов   Педагог и дети совместно подводят итоги урока.Беседа проходит в форме игры: учитель берет в руки жаворонка, изготовленногодетьми, и передает его из рук в руки по очереди всем обучающимся. Дети высказывают своё мнение об уроке: что им запомнилось, что понравилось и что нового они узнали.    
5 этап – последействие
  1.  
Анализ занятия   Педагог подводит итог занятия, полноту достижения цели и реализации задач, а также дает прогноз на будущее: что из используемого на занятии стоит оставить, а что изменить.    
 
Формы и методы диагностики, используемые на занятии: групповая форма - совместное исполнение обряда «Закликание весны», индивидуальная форма – игра.
Используемые педагогические технологии: технология сотрудничества, игровые технологии, технология ТРИЗ.
Используемая  литература:
Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях: СПб.: СПбАППО, 2008;
Хоровод круглый год: Екатеринбург: СГОДНТ, 2010,
Русский праздник: СПб., 2001).

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»