Методическая разработка урока
Разучивание веснянок
Джафарова Марианна Андреевна
Название коллектива: детский фольклорный ансамбль «Златоцвет».
Возраст обучающихся: 9-10 лет.
Название реализуемой программы: детский фольклорный ансамбль «Златоцвет».
Цель занятия: ознакомление учащихся с одним из подвидов русского фольклора – «веснянками», их содержанием и особенностями исполнения.
Задачи занятия:
обучающие:
Возраст обучающихся: 9-10 лет.
Название реализуемой программы: детский фольклорный ансамбль «Златоцвет».
Цель занятия: ознакомление учащихся с одним из подвидов русского фольклора – «веснянками», их содержанием и особенностями исполнения.
Задачи занятия:
обучающие:
- познакомить учащихся с особенностями встречи весны в русских традициях;
- познакомить учащихся с одним из подвидов русского фольклора – «веснянками»;
- познакомить с особенностями исполнения веснянок;
- познакомить с понятием «канон».
развивающие:
- развить воображение;
- систематизировать знание о весне;
- продолжить развитие музыкально-интонационного слуха;
- продолжить формирование правильной певческой установки,
- продолжить формирование единой речевой манеры звукообразования,
- продолжить развитие хорошей активной артикуляции и дикции;
- продолжить работу над выразительностью исполнения музыкальных произведений.
воспитательные:
- воспитать эмоциональную отзывчивость на звучание напевов;
- продолжить работу над формированием интереса, уважения и любви к русским традициям;
- воспитать коммуникативные навыки.
Требования к организации и проведению занятия: для проведения занятия необходимы: проектор, аудиозаписи веснянок, фигурки птичек, бумага для изготовления птичек, тексты веснянок для всех учащихся; наличие аккомпаниатора.
Развернутый план занятия:
Развернутый план занятия:
№ | Ход занятия | Задачи | Содержание | № кадра на презентации |
Примеч |
1 этап – организационный (15 минут) | |||||
|
Приветствие | ||||
|
Разговор об особенностях времени года «Весна» |
|
Задать обучающимся вопросы:
Составление кластера по теме «Весна».
|
№1 №2 |
|
|
Рассказ об особенностях встречи весны у русских; |
|
|
№3 №4 №5 |
|
2 этап – основной (30 минут до перерыва и 30 минут после перерыва) | |||||
|
Разминка |
|
Игра: «Рисуем весну»:
|
№6 №7 |
В ходе работы могут быть использованы различные формы: индивидуальные, групповые, коллективные и их сочетания |
|
Распевка |
|
Для распевки используются небольшие весенние попевочки, как разученные ранее, так и новые:
|
№8 |
|
Перерыв 10 минут | |||||
|
Знакомство с веснянками и обрядом «Закликания Весны». |
|
Рассказ о веснянках (песнях о весне), где весну называют красной, т.е. красивой, хвалят её; где весну зовут, рассказывают на чем и как она приезжает; иногда в веснянках звучит просьба к птицам, чтобы они принесли на своих крыльях весну; Рассказ об особенностях исполнения веснянок: пели веснянки группами с разных мест, начиная петь не все вместе, а по очереди, как бы «перекликаясь»(понятие «канон»), при этом подкидывали кверху маленьких птичек «жаворонушек», которых изготавливали из теста. На занятии жаворонков обучающиеся изготавливают из бумаги. |
№9 №10 |
|
|
Слушание и разучивание нового материала |
|
Слушание веснянки: «Ой, кулики-жаворонушки».
Разучивание веснянки:
|
№11 | Использование аудио файла или исполнение веснянки педагогом. |
|
Повторение пройденного материала: |
|
Повторение весеннего хоровода «Уж мы сеяли, сеяли, лен»; разучивание движений к хороводу. | ||
3 этап – контрольный (10 минут) | |||||
|
Совместное проигрывание обряда «Закликания весны» |
|
Дети делятся на две группы и исполняют каноном веснянку «Ой, кулики-жаворонушки», после этого они совместно исполняют ранее разученную веснянку «Весна красна, на чем пришла» (ранее эта веснянка звучала в распевке), и совместное исполнения весеннего хоровода с движениями «Уж, мы сеяли, сеяли, лен» | ||
4 этап – эмоционально-оценочный (5 минут) | |||||
|
Подведение итогов | Педагог и дети совместно подводят итоги урока.Беседа проходит в форме игры: учитель берет в руки жаворонка, изготовленногодетьми, и передает его из рук в руки по очереди всем обучающимся. Дети высказывают своё мнение об уроке: что им запомнилось, что понравилось и что нового они узнали. | |||
5 этап – последействие | |||||
|
Анализ занятия | Педагог подводит итог занятия, полноту достижения цели и реализации задач, а также дает прогноз на будущее: что из используемого на занятии стоит оставить, а что изменить. |
Формы и методы диагностики, используемые на занятии: групповая форма - совместное исполнение обряда «Закликание весны», индивидуальная форма – игра.
Используемые педагогические технологии: технология сотрудничества, игровые технологии, технология ТРИЗ.
Используемая литература:
Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях: СПб.: СПбАППО, 2008;
Хоровод круглый год: Екатеринбург: СГОДНТ, 2010,
Русский праздник: СПб., 2001).