Роль творческих конкурсов в системе патриотического воспитания обучающихся
Денисова Марина Анатольевна,
педагог-организатор ГБУДОД - образовательный центр
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Центр гражданско-патриотического воспитания
и безопасности жизнедеятельности»
педагог-организатор ГБУДОД - образовательный центр
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Центр гражданско-патриотического воспитания
и безопасности жизнедеятельности»
Жизненное самоопределение подрастающего поколения, которое всегда было непростым, в современной ситуации стало невероятно сложным. Этот процесс затруднен тем, что относительная свобода, полученная нашим обществом, сопровождается, к сожалению, девальвацией многих нравственных ценностей, без которых человеку невозможно состояться как личность. Перемены, происходящие в современном российском социуме, отразились на всех сферах его жизнедеятельности. Перед обществом возникла проблема – определение приоритетов и иерархии целей воспитания. Социально-педагогические исследования констатируют, что государство сформулировало заказ на духовно-нравственное становление детей и молодёжи на основе общечеловеческих и отечественных ценностей. Так, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, что «общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота… взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции». В этом аспекте актуализируется роль дополнительного образования как одного из социальных институтов, имеющих высокий потенциал для создания педагогических условий воспитания патриотизма подрастающего поколения. Патриотическое воспитание эффективно осуществляется в ходе целенаправленной организации деятельности, общения, отношений. Эти стороны жизни детей и подростков представляют собой богатую почву для формирования патриотизма.
Рассмотрим педагогические аспекты использования творческих конкурсов в системе патриотического воспитания учащихся.
Организация и проведение творческих конкурсов входят в число значимых условий патриотического воспитания. При этом следует исходить из позиции, что творчество – это про соотношение обязательного и добровольного начал. Планируя проведение творческого конкурса, не следует забывать об объективности, сопоставимости результатов. В условиях соревновательности и творчества сделать это порой очень сложно. Чаще всего критериями оценки становятся соответствие тематике конкурса, степень раскрытия темы; вокальные (танцевальные, языковые и др. – в зависимости от специфики конкурса) способности участников; выразительность, образность, эмоциональность, оригинальность и др.
Содержательно творческие конкурсы могут отражать события военной истории, победы русских войск в различных сражениях, имевших для страны судьбоносное значение (Дни воинской славы России); историю деревни, района, родного города; судьбы героев войны, труда, изобретателей, людей искусства, науки и т.п., военные традиции и обычаи местности, учреждения; изобретения в области науки и техники, изменившие ход истории, и др.
Спецификой любого конкурса, в том числе и творческого, является то,
что он опирается на естественные склонности ребёнка к лидерству, соперничеству. Активность участников стимулируется путём создания условий, когда каждый из них стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших, по сравнению с другими, результатов.
К творческим конкурсам предъявляется ряд требований:
Рассмотрим педагогические аспекты использования творческих конкурсов в системе патриотического воспитания учащихся.
Организация и проведение творческих конкурсов входят в число значимых условий патриотического воспитания. При этом следует исходить из позиции, что творчество – это про соотношение обязательного и добровольного начал. Планируя проведение творческого конкурса, не следует забывать об объективности, сопоставимости результатов. В условиях соревновательности и творчества сделать это порой очень сложно. Чаще всего критериями оценки становятся соответствие тематике конкурса, степень раскрытия темы; вокальные (танцевальные, языковые и др. – в зависимости от специфики конкурса) способности участников; выразительность, образность, эмоциональность, оригинальность и др.
Содержательно творческие конкурсы могут отражать события военной истории, победы русских войск в различных сражениях, имевших для страны судьбоносное значение (Дни воинской славы России); историю деревни, района, родного города; судьбы героев войны, труда, изобретателей, людей искусства, науки и т.п., военные традиции и обычаи местности, учреждения; изобретения в области науки и техники, изменившие ход истории, и др.
Спецификой любого конкурса, в том числе и творческого, является то,
что он опирается на естественные склонности ребёнка к лидерству, соперничеству. Активность участников стимулируется путём создания условий, когда каждый из них стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших, по сравнению с другими, результатов.
- ориентация на всех обучающихся и на каждого в отдельности;
- учёт возрастных особенностей обучающихся; единство формы и содержания;
- привлекательность дела;
- гласность;
- взаимопомощь;
- соответствия тематике конкурса;
- качество исполнения;
- композиционное и цветовое решение;
- оригинальность;
- авторский замысел и т.д.
- фотовыставки;
- конкурсы рисунков, плакатов, стенных газет;
- конкурсы сочинений;
- конкурсы стихотворений;
- вокальные конкурсы;
- танцевальные конкурсы;
- выставки прикладного творчества (лепка, конструирование, моделирование, вышивание и др.);
- олимпиады и т.д.
Конкурс фото, видео.
Творческие объединения школьников (кино, фото, видеостудии) при правильной организации их деятельности могут внести немалый вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения. Результатом такой работы может стать галерея портретов участников и ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, героев войны в Афганистане, Чечне; выпускников школы, несущих военную службу в рядах Российской Армии, учащихся военных училищ; родителей военных. Объектами юных фотохудожников могут быть и мемориалы, памятники; ордена и медали; архивные документы; праздничные мероприятия, посвящённые датам военной истории, и т.п. Можно организовать конкурс детских любительских видеофильмов. Любой фильм – это синтез литературы, изобразительного искусства, театра, музыки. Тематика должна быть соответствующей: «Ратные страницы истории Отечества», «Воинские династии», «Моя семья в истории моей страны», «Мой ровесник из 41-го», «Герои земляки», «Военная история в лицах» и др.
Конкурсы рисунков, плакатов, стенных газет.
Изобразительное искусство крайне значимо для формирования патриота. У любого народа в нём можно проследить общие темы и мотивы: осмысление жизни и смерти, защита Родины, героические личности, воспитание в труде и т.п. процесс, связанный с открытием субъективно нового знания, с преобразованием действительности, которому присуще неразрывное единство воображения и мышления. Детское творчество имеет личностный характер и потому должно быть насыщено яркими, положительными эмоциями. Особое значение в деле воспитания приобретает искусство, так как оно неназойливо, считаясь с реалиями времени, становится источником постижения общечеловеческих ценностей. Важно акцентировать внимание учащихся на то, что их работы – дань памяти и уважения к героям живым и погибшим
Важно, чтобы оценка творчества была социально оформлена, представлена учителям, учащимся разных классов и родителям. Это могут быть сменные выставки, «уголки славы», публикации в школьной газете.
Конкурс сочинений, стихотворений.
Данные конкурсы дают возможность сформировать активную гражданскую позицию подрастающего поколения, воспитать чувство гордости за свою Родину; раскрыть духовные и нравственные истоки патриотизма; расширить знания в области истории края, малой Родины, своей семьи и прославленных земляков; показать значение и сущность Великой Победы в войне 1941–1945 гг.
Методика организации и проведения конкурса сочинений, стихотворений патриотической направленности такая же, как и любого другого конкурса, а именно:
1. Определение темы, цели, задач конкурса.
Посредством конкурсов на темы «Я люблю тебя, Россия!», «Звезда спасения», «Россия: Прошлое, Настоящее, Будущее», «О героях былых времён» и др. формируется понимание Отечества как непреходящей ценности. В основе организации таких конкурсов лежат задачи по поддержанию и развитию детского творчества, созданию положительных стимулов для саморазвития подрастающего поколения, закреплению положительного отношения к военной истории страны.
2. Разработка Положения о проведении соответствующего конкурса.
3. Актуализация у участников конкурса знаний о сущности того или иного творческого произведения. Так, сочинения различаются по жанру, типу создаваемого текста или способу выражения мыслей (описание,
повествование, рассуждение), по характеру психологической опоры (зрительно-слуховая с привлечением собственного опыта, наблюдательности, воображения), по организации материала (логическая, хронологическая, пространственная, причинно-следственная.
3. Проведение самого конкурса.
4. Подведение итогов конкурса с обязательным награждением победителей и призёров.
Вокальный конкурс.
Важно понимать, что и педагога, и воспитанников, в данном случае, объединяет любовь к песне, которая, по нашему убеждению, позволяет решить одну из самых актуальных для сегодняшнего дня задач - создание условий для формирования культуры личности ребенка.
Главным направлением формирования патриотизма в процессе вокальной подготовки является воспитание на лучших образцах народного музыкального искусства.
Репертуар, в данном случае, является основой, на которой обучаются и воспитываются дети. Проблема отбора репертуара всегда была и будет острой и актуальной практической проблемой для любого руководителя. Именно исходя из этого, чаще всего обращаются к патриотической песне.
Патриотическая песня - песня, в которой говорится о любви человека к своему Отечеству, преданности своему народу и готовности к любым подвигам во имя интересов своей Родины. При этом основным критерием отбора произведений патриотической направленности должно является наличие в песнях яркой, выразительной мелодии и текста, способствующих и вокальному, и нравственному воспитанию детей, песен, которые в состоянии глубоко затронуть душевный мир ребенка, вызвать сильный эмоциональный отклик, переживания, сочувствие, понимание, становясь действенным средством в формировании гражданственности и патриотизма.
Самым главным стимулом для ребенка, занимающимися любым видом сценического творчества, является выступление на публику, для зрителей. Это и цель, к которой стоит стремиться, и «экзамен» его, как исполнителя, и стимул для дальнейшего творческого развития для достижения творческих вершин.
С нашей точки зрения, фестивали и конкурсы патриотической направленности несут большую информационную и эмоциональную нагрузку и играют неоценимую роль в патриотическом становлении молодого поколения.
Основной целью проведения конкурсов и фестивалей детского и юношеского творчества являются: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Все конкурсы, фестивали преследуют следующие задачи:
- способствовать воспитанию любви к своему Отечеству;
- формировать социально-активную личность гражданина и патриота;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся при изучении истории и традиций своей страны.
В заключении хочется подчеркнуть, в ходе созидательного творчества, в ходе активной концертной и конкурсной деятельности, рождается и утверждается активная жизненная позиция обучающегося, как хранителя и пропагандиста культуры своего народа.