Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Дополнительное образование, как наставник Детского сада
в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Бычкова Елена Николаевна,
методист, педагог организатор

ГБУ ДО Центр детского (юношеского) технического творчества
Кировского района Санкт-Петербурга
 
 
 
Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник
должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения
того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться.
 Константин Дмитриевич Ушинский
 
Повышение безопасности дорожного движения, направленное на сохранение жизни и здоровья граждан, является одним из приоритетных направлений государственной политики.
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России остаются столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов. В общей сложности на них приходится более 70 процентов всех происшествий. Таким образом, задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации.
В этой связи в процессе реализации Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р, особое внимание должно быть уделено несовершеннолетним, участвующим в дорожном движении,  как в качестве пешеходов, так и в качестве пассажиров и водителей. Основными задачами по реализации направления, связанного с изменением поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения, является разработка и реализация специальных, в том числе образовательных, программ для населения с целью формирования стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах.
Согласно Профессиональному стандарту, утверждённому приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, воспитатель разрабатывает и реализует рабочую программу в рамках основной общеобразовательной программы учреждения. В написании образовательной программы дошкольного учреждения принимают участие воспитатели, которые входят в состав рабочей группы педагогов детского сада. Приоритетная цель общеобразовательной программы -  обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
После принятия Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации был разработан план мероприятий по её реализации, где в пункте №15 «Совершенствование обучения детей навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах» говорится о необходимости корректировки образовательных программ по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в части обучения детей основам Правил дорожного движения и привития им навыков безопасного поведения на дорогах.
 Учитывая вышесказанное, мною была составлена анкета по Правилам дорожного движения для воспитателей дошкольного учреждения,  в которой вопросы сформулированы, исходя из знаний ребёнка на этапе завершения им дошкольного образования. Затем я договорилась со старшими воспитателями детских садов о проведении анкетирования воспитателей. В анонимном анкетировании приняли участие 104 воспитателя из 5 дошкольных образовательных учреждений Кировского района Санкт-Петербурга. Анкетирование воспитателей проводилось в музыкальных залах учреждений, где были исключены все источники информации, как на печатном, так и на электронном носителе.
Вышеуказанное анкетирование показало следующие результаты.
На вопрос «Перечислите части городской дороги»:
- 1,2% воспитателей дали полный ответ;
- 32,9% воспитателей назвали только одну часть дороги из трёх;
- 54,1% указали две части городской дороги;
- 11,8% воспитателей не смогли ответить на поставленный вопрос.
На Вопрос «Перечислите виды пешеходных переходов»:
-  41,2%  воспитателей написали все пешеходные переходы;
-  52,6% указали в анкете два перехода;
- 4,9% воспитателей смогли написать название только одного пешеходного перехода;
-  1,3% воспитателей не ответило на вопрос.
На Вопрос «Что означает постоянно мигающий желтый сигнал светофора?»:
- 68,2% воспитателей дали правильный ответ;
- 31,8% воспитателей затруднились ответить.
На Вопрос «Перечислите виды светофоров»:
-  1,2%  воспитателей перечислили все виды светофоров;
- 3,5% воспитателей назвали четыре вида светофоров;
- 27,1% воспитателей назвали три вида светофоров;
- 44,7% воспитателей назвали два вида светофоров;
- 9,4% воспитателей назвали только один вид светофора;
- 14,1% воспитателей не назвали ни одного вида светофоров.
На Вопрос «Перечислите группы дорожных знаков»:
- 3,5% воспитателей смогли назвать семь групп из восьми;
-1,2% воспитателей назвали шесть групп;
- 2,4% воспитателей назвали пять групп;
- 8,2% воспитателей назвали четыре группы;
- 34,1% воспитателей назвали три группы;
- 31,8% воспитателей назвали две группы;
- 8,2% воспитателей назвали одну группу дорожных знаков;
- 10,6% воспитателей не смогли ответить на данный вопрос.
На Вопрос, «Какой стороны нужно придерживаться при движении по тротуару и при переходе проезжей части по пешеходному переходу?»:
 - 87,1% воспитателей дали правильный ответ;
- 12,9% не ответили на данный вопрос.
Учитывая вышеизложенное, можно констатировать следующую проблему – у работников дошкольных образовательных учреждений низкий уровень знаний Правил дорожного движения и, как следствие, не хватает педагогической компетентности в вопросе профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
В плане мероприятий по реализации Стратегии безопасности дорожного движения в пункте №15.3 «Разработка программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации для воспитателей дошкольных образовательных организаций в сфере обучения детей основам правил дорожного движения и привития им навыков безопасного поведения на дорогах» как раз говорится о повышении педагогической компетентности воспитателей.
В нашем городе такие программы проводятся, но их недостаточно. Для повышения уровня грамотности необходимо увеличить количество курсов повышения квалификации воспитателей по вопросу профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. И вот тут дополнительное образование может выступить наставником по интересующему вопросу, предложив педагогам, разные пути повышения своего педагогического уровня в преподавании Правил дорожного движения.
Первый путь - «Самообразование»: педагог самостоятельно посещает сайт учреждения дополнительного образования, которое является площадкой для ньюсмейкинга, где представлена разнообразная информация по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма, а именно:
- методическая копилка;
- положения конкурсов;
- план работы РМО для лиц, ответственных по ПДД, и план семинаров;
- фотогалерея детских работ – победителей детских конкурсов.
Второй путь - «Повышение своего профессионального уровня под руководством педагогов дополнительного образования в учреждении дополнительного образования».
Учреждение дополнительного образования – платформа для повышения педагогической компетентности в вопросах воспитания грамотного участника дорожного движения, на которой можно принять участие в следующих мероприятиях:
            - педагогические конкурсы;
            - курсы повышения квалификации;
            - научно-методические семинары;
            - конференции;
            - круглые столы;
            - мастер-классы;
            - открытый показ мероприятий с детьми, как на базе центра дополнительного образования, так и в детском саду.
           Так же между ЦДЮТТ Кировского района и детским садом может заключаться договор о сотрудничестве, и педагоги Центра на базе детского сада реализуют дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Автобезопасность. Азбука пешехода». Это отличный способ повышения уровня знаний воспитателя в вопросах Правил дорожного движения, так как воспитатель постоянно присутствует на занятиях по этой программе и может получать ответ на любой интересующий его вопрос.
           Существует и  другая форма взаимодействия педагога дополнительного образования и воспитателя: воспитатель составляет конспект мероприятия, где участвуют дети, педагог дополнительного воспитания и сам воспитатель. Возникающие у воспитателя вопросы (как в процессе написания конспекта, так и в ходе проведения занятия) педагог Центра помогает решить. В 2018 году с детьми среднего дошкольного возраста было проведено мероприятие такой формы по теме: «В гости к Снеговику-Почтовику», целью которого было формирование навыков безопасного поведения детей на дороге в зимний период. В результате воспитатель сам взаимодействовал с детьми, наблюдал за деятельностью педагога дополнительного образования с детьми, совместно с педагогом дополнительного образования общался с детьми. По окончании мероприятия воспитатель получал ответы на вопросы, которые появились у него в процессе проведения. В нашем районе такая форма взаимодействия была использована впервые.
Таким образом, можно составить алгоритм взаимодействия центра дополнительного образования с детским садом по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:
  1. Заключение договора о сотрудничестве.
  2. Составление плана мероприятий.
  3. Повышение компетентности воспитателей:
- просмотр занятий в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Автобезопасность. Азбука пешехода»;
- посещение Районных методических объединений с целью получения методической помощи;
- индивидуальные консультации для воспитателей в Районном опорном центре по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, осуществляемые методистами этого центра;
- участие в семинарах по Правилам дорожного движения;
- консультации по участию в педагогических конкурсах как районного, так и городского уровней;
- проведение совместных игровых занятий с педагогом Центра на базе дошкольного учреждения.
  4. Подведение итога работы и составление плана на следующий год согласно полученным результатам.

           В этом году количество дошкольных образовательных учреждений, желающих сотрудничать с ЦДЮТТ, возросло, а так как педагогов дополнительного образования в Центре определённое количество, то и возможности сотрудничества в данной форме ограничены, а значит, надо продолжать искать новые формы взаимодействия.

Резюмируя, можно прийти к выводу, что только вместе Дополнительное образование и Детский сад смогут реализовать одно из направлений Стратегии: «изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения; повышение защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей».
И это произойдет исключительно в случае, если воспитатели и педагоги детских учреждений будут педагогически компетентны в данном направлении. Ведь только тогда они смогут грамотно разработать и реализовать специальные и образовательные программы с целью формирования стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах, усовершенствуют практики проведения информационно-разъяснительной работы с родителями, сформируют в общественном сознании негативное отношение к нарушителям правил дорожного движения и фактам агрессивного поведения на дороге.
Дополнительное образование играет одну из важных ролей в жизни детского сада, являясь наставником в педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса, направленного на безопасность дорожного движения.
Данная форма работы, а именно «Дополнительное образование, как наставник детского сада», является достаточно универсальной и может применяться в таких направлениях, как художественно – эстетическое (изобразительная деятельность) или речевое (театрализация), а также в других областях дошкольного образования.
 
Источники:
  1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288413/
  2. https://studopedia.org/8-127490.html
  3. https://мвд.рф/document/13596730
  4. Концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах»

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»