Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Модель методики формирования жизненных компетенций
через танцевальную деятельность
 
Звягинцева Татьяна Николаевна
педагог дополнительного образования
школа №7 Красноселького района Санкт-Петербурга

В связи с тем, что жизненные компетенции являются сложным, интегративным образованием, их формирование невозможно без комплексного планирования деятельности, выбора наиболее оптимальных для реализации данного процесса средств. Выявление формирования жизненных компетенций в ходе танцевальной деятельности, на наш взгляд, будет малоэффективно без четкого представления о процессе формирования компетенций, учитывающем множество факторов. Такими факторами могут стать учет индивидуальных особенностей, контроль двигательной нагрузки у детей с ОВЗ, соотношение всех методов, форм, принципов обучения и технологий, соответствующих определенным целям и задачам. Способом решения соотнесенности всех педагогических условий является моделирование.
В педагогической науки метод моделирования обоснован в работах С.И. Архангельского, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, И.Б. Новик и др.) и определяется как способ изучения объектов, явлений, систем и процессов при помощи их условных образов, аналогов. Согласно трактовке И.Н. Степановой, модель - «зафиксированное средствами моделирования представление о важнейших связях реального и создаваемого системного образования, о его целостных характеристиках» [1]. Таким образом, при помощи моделирования мы можем создать целостный аналог явления процесса танцевальной деятельности в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ через его структурные элементы, отражающие потребности практики.
Для конструирования модели методики мы воспользовались примером такого моделирования у А.Н. Смолонской [2], которая сгруппировала компоненты формирования жизненных компетенций у детей предшкольного и младшего школьного возраста, основываясь на принципе преемственности в контексте обеспечения оптимального перехода ребенка с одной ступени обучения на другую. Таким образом, модель методики формирования жизненных компетенций в танцевальной деятельности учащихся с ОВЗ состоит из основных блоков (см. Рис. 1): целевой, содержательный, процессуальный, технологический и результативный.
Целевой блок включает: цель и задачи, которые регламентируются на различных уровнях включенности в обучение. Целевой блок предполагает отражать приоритетные задачи «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ». Для достижения данных целей и задачей предполагается отбор и обоснование содержания форм, методов, технологий, и обеспечение их результативности реализации в танцевальной деятельности. Целевой блок определяет профессиональное педагогическое содействие процессу формирования жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ с определением принципов инклюзивного обучения (см. Рис 2):
- интеграции,
- гуманизации,
- поддержки,
- доступности,
- поступательности,
- культуросообразности,
- посильности
Принцип гуманизации – определяется в контексте отношения к человеку как к высшей ценности, признания права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. В Конвенции о правах ребенка указывается, что неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Ребенок с ОЗВ определяется как полноценный субъект культуры и социума.
Принцип культуросообразности – признание важности воспитания общечеловеческих ценностей, предполагает приобщение ребенка к различным областям культуры, танцевальной, в частности; фольклорных традиций, отраженных в образах танца.
Принцип опережающей поддержки – базируется на превентивном моделировании взаимодействия участников коррекционно-педагогической поддержки как целостной системы, на индивидуализации помощи ребенку в процессе социализации, на прогнозе личностного развития, положительного эмоционального фона, доверительности межличностных отношений в коллективе, стимулировании мотивации и т.д.
Принцип доступности и посильности – рассматривается как движение от простого к сложному с учетом особенностей нарушений здоровья ребенка с ОВЗ, введением каждого нового действия на учете реальных возможностей с предупреждением интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок.
Принцип поступательности – заключается в соблюдении порядка предъявления задач, где каждая последующая связывается с предыдущей на основе возрастающей сложности. Данный принцип обеспечивает последовательный переход учащегося с одного этапа развития жизненных компетенций на другой.
Содержательный блок включает жизненные компетенции, реализуемые в рамках развития ребенка с ОВЗ средствами танцевальной деятельности. Исходя из этого мы выделили следующие компетенции: коммуникативные, познавательные, здоровьесберегающие.
Коммуникативные компетенции учащихся с ОВЗ в аспекте танцевальной деятельности позволяют развить навыки общения в процессе танцевальной деятельности (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения; развить умения и навыки практического овладения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения; выработать положительные черты характера, способствовать лучшему взаимопониманию в процессе общения; развить творческие способности и выражение в процессе коммуникации (артистичность); скорректировать нежелательные черты характера и поведения.
Познавательные компетенции позволяют сформировать в процессе двигательной деятельности различные виды познавательной деятельности, позволяющей объяснить окружающую действительность, накопить жизненный опыт, необходимый для его реализации в решение повседневных проблем; в социально-бытовом ориентировании.
Учитывая нарастающую напряженность ситуации требующей формирования такого подхода к здоровью, в основе которого лежит использование внутренних возможностей организма, способность активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая  тем самым устойчивость к влияниям различных стресс-факторов. Вместе с тем не вызывает сомнений то, что нравственное здоровье лежит в основе психического, а следовательно и общего здоровья человека.

 

Литература:

  1. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л.И. Николаевой. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 86 с.

  2. Смолонская А.Н. Уверенное поведение как показатель сформированности жизненных компетенций у детей // Новые информационные технологии в науке: Сб. ст. Междунар. науч.-практич. конф. – Ч.1. – Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016.



 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»