Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
через систему дополнительного образования
Корнилова Наталья Евгеньевна,
педагог-организатор ГБУДО детский
оздоровительно-образовательный центр
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Центр гражданско-патриотического воспитания
и безопасности жизнедеятельности»
педагог-организатор ГБУДО детский
оздоровительно-образовательный центр
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Центр гражданско-патриотического воспитания
и безопасности жизнедеятельности»
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Нравственно - патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования основ нравственности и патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. Несмотря на то, что многие впечатления ещё не осознаны ребёнком глубоко, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности маленького человека.
Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Именно поэтому Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», где в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье и другие нормативно — правовые акты ориентируют педагогическое сообщество на патриотическое воспитание как воспитанников дошкольных образовательных учреждений, так и учащихся школ.
Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Исходя из этого, встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентиры, сформировать чувство гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему.
Нравственное - патриотическое воспитание - это:
- одна из форм воспроизводства, наследования нравственности и патриотизма;
- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
- формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Патриотизм - наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Флагу, Гербу Родины, любовь и уважение к традициям и культуре русского народа, к народному творчеству и искусству.
Одним из средств патриотического воспитания является искусство во всех его проявлениях. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. Именно поэтому мы стараемся научить ребенка видеть окружающий мир через искусство.
Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональным фон, на котором легче усваиваются знания.
На занятиях по изобразительной деятельности детей сначала знакомят с игрушкой и с предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Детям очень нравятся такие виды деятельности, потому что они им доступны и понятны, дают возможность каждому ребенку проявить себя.
Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом.
-расширение и углубление опыта общения с миром искусства;
-развитие художественно - эстетического восприятия;
-формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;
-воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.
Главными задачами являются:
-развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной - деятельности, рассматривании произведений искусства;
-учить понимать художественный образ произведения;
-формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,
- развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;
-воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.
Необходимо совмещать различные виды художественного творчества: рисование с натуры и по представлению после прочтения книг, декоративное рисование, лепка из пластилина. Виды художественной деятельности самые разные, как традиционные, так и нетрадиционные.
Для формирования патриотизма через средства изобразительной деятельности можно использовать следующие приемы:
-Просмотр иллюстраций произведений живописи русских художников – пейзажистов, портретистов рисовавших известных людей, жанровых художников.
-Экскурсии на выставки и музеи.
-Рисование сюжетов из истории страны (полет в космос, День победы и тд.)
-Лепка и конструирование сюжетов из истории России (космическая ракета, танковое сражение).
-Лепка, роспись, рисование предметов народных промыслов.
-Электронные образовательные ресурсы (видеофильмы, презентации, мультипликационные фильмы).
-Наблюдение за красотой природы родного края.
Еще одним неисчерпаемым источником эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников является народное творчество.
Работа по ознакомлению детей с народным творчеством средствами изобразительного искусства, является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.
Дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка, при правильной организации оно предоставляет широкие возможности для получения современного качественного воспитания патриотов. Для успешной работы по патриотическому воспитанию в учреждениях дополнительного образования должна быть создана целостная система: разработаны необходимые программы деятельности, программы дополнительного образования детей патриотической направленности, хорошо развита учебно-материальная база, необходим высокий уровень подготовки педагогов дополнительного образования.
Для развития нравственно – патриотического воспитания детей необходимо проводить работу не только с ними, но и их родителями и педагогами, работающими с ними. Наш Центр проводит разнообразные мероприятия по развитию нравственно – патриотического воспитания детей:
Это и разнообразные конкурсы по патриотической тематики, такие как конкурс патриотической песни «Я люблю тебя Россия!», конкурсы по противопожарной тематике «Безопасность глазами детей» и «Азбука пожарной безопасности», музыкальный конкурс «О героях былых времен» и многие другие. Такие темы выбраны не случайно. Конкурсы выполняют массу задач; вместе с ребенком развиваются и педагоги, и их родители; так как для выполнения работы необходимо изучить тематику, придумать оригинальную идею и выполнить работу.
Так же планируется работа педагогов дополнительного образования в направлениях: социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно-эстетического развития в рамках дополнительных занятий в дошкольных учреждениях.
В заключение хочется отметить: различные виды художественно-творческой деятельности привлекают внимание воспитанников, они воздействуют на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, стимулируют воспитание эстетических и патриотических чувств и убеждений.