Использования технологии творческих мастерских
для развития эстетического взгляда у детей
Алексеева Ирина Владимировна,
Методист, заведующий центром
эстетического воспитания «В Коломне»
ГБУДО ДТ «У Вознесенского моста»
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Согласно современным научным теориям, воспитание и развитие личности детей должно опираться на культурный опыт и традиции. Это позволит не только глубоко воспринимать, но и творчески преобразовывать духовные и нравственные ценности (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, О.С. Ушакова). По словам Черника Б.П. окружающее человека социокультурное пространство - зона осознанной активности индивида, его развития.Методист, заведующий центром
эстетического воспитания «В Коломне»
ГБУДО ДТ «У Вознесенского моста»
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Особое значение это имеет в учреждениях Дополнительного образования, имеющих объединения изобразительного искусства.
В методической литературе, в программах дополнительного образования, как правило, основное внимание уделено формированию узкопрофессиональных навыков и практически полностью исключается вопрос расширения кругозора обучающихся. Педагоги, проводящие занятия в учреждениях дополнительного образования, зачастую основной акцент ставят на приобретении и развитие профессиональных навыков. Обращение к межведомственному сотрудничеству позволяет направить учебный процесс на развитие ребенка в целом, а не только собственно художественных качеств.
Санкт-Петербург не случайно является городом-музеем. В истории и культурных пространствах Северной Столицы можно найти ответы на самые сложные современные вопросы. Городские улицы, здания, Соборы, мосты и др., сопровождая повседневную жизнь детей оказывают воздействие, на формирование личности ребенка, пробуждая не только эстетические, но и нравственные чувства, которые в дальнейшем проявятся в его поступках, отношении к окружающим людям.
Задействование социокультурной среды (посещение музеев, выставок, библиотек, арт-пространств, проведение мастер-классов и др.), окружающей детей в повседневной жизни, в учебном процессе направлено на развитие общеэстетического компонента личности обучающихся. В связи с этим, в 2015 году Дворцом творчества «У Вознесенского моста» подписано соглашение о сотрудничестве с отделом Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея. Предметом соглашения является сотрудничество в сфере эстетического воспитания, гуманитарного и художественного образования, основанное на эффективной системе реализации на базе Дворца творчества образовательных и культурно-просветительских проектов и программ Русского музея, внедрении в образовательный процесс новых технологий. Предусмотрено проведение совместных мероприятий для стимулирования познавательной деятельности воспитанников и реализации их творческого потенциала.
Во Дворце творчества дети в возрасте от 5 до 17 лет уже много лет имеют возможность заниматься изобразительным искусством. В настоящее время здесь обучаются более 1000 человек. Любой ребенок находит себе дело по душе. Он может не только научиться рисовать, но главное – работать творчески. На занятиях педагоги помогают раскрыть обучающимся творческие способности детей, фантазировать и изображать задуманное. Детские работы наполнены светом и радостью, фантазией и оригинальностью. Они привлекают взгляды зрителей непосредственностью восприятия окружающего мира и оригинальностью воплощения художественных образов.
Для детей обучающихся изобразительному искусству важным является развитие визуального компонента и связь зрительных образов с историко-культурным контекстом.
Посещение музеев (в частности Русского музея) создает оптимальные условия для углубленного созерцания произведений искусства и такого их изучения, которое позволяет определить закономерности в развитии искусства. На базе русского музея организована практическая деятельность для детей от 6 до 18 лет в отделе «Центр музейной педагогики и детского творчества». Русский музей обладает крупнейшим собранием русского искусства и является одним из ведущих центров отечественной художественной культуры в нашей стране. Коллекция музея (более 400 тысяч экспонатов) позволяет глубоко изучить не только историю русского изобразительного искусства, но и историю российской культуры, историю России в художественных образах.
В помещении Восточной кордегардии Михайловского (Инженерного замка), на базе Центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея в 2015-16 учебном году В рамках выставки детского творчества «Вознесенский вернисаж» и в текущем учебном году в рамках выставки «Мир моих увлечений» были проведены занятия с применением активных методов обучения. Была выбрана форма неигрового имитационного моделирования – мастер-классы с элементами творческих мастерских.
Мастер-классы являются эффективной формой проведения учебного занятия, так как это особая форма обучения, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной художественной и проблемной задачи. Особенностями мастер-классов является:
- новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
- метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
- создание условий для включения всех в активную деятельность;
- приемы, раскрывающие творческий потенциал всех участников;
- методы и технологии предлагаются (а не навязываться) ученикам;
- предоставление возможности каждому участнику выразить свое отношение к предлагаемому материалу;
-форма взаимодействия – сотрудничество, совместное творчество и поиск.
М.М. Поташник, характеризуя мастер-классы, отмечает, что это вид профессионального объединения в составе признанного учителя-мастера и группы учеников, это яркая форма ученичества именно у учителя-мастера, процесс передачи мастером ученикам опыта и мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Идея мастер-класса, как активного метода обучения изначально ориентирована на результативность работы учеников и активизацию их познавательной деятельности, в связи с чем основной целью мастер-класса является:
- расширение и углубление знаний воспитанников Дворца творчества об истории русского искусства;
- способствовать творческому и художественному развитию воспитанников Дворца творчества через возможности Русского музея;
- реализация совместного музейно-педагогического и художественно-эстетического проекта в образовательной среде Русского музея и Дворца творчества;
- содействие повышению квалификации педагогических работников Дворца творчества в области художественного образования на базе Русского музея;
- научно-методическая поддержка педагогических работников Дворца творчества по вопросам применения музейно-педагогических программ в системе дополнительного образования;
- эффективное внедрение новых образовательных технологий в образовательный процесс (художественная направленность) Дворца творчества.
До сведения родителей необходимо доводить результаты диагностического отслеживания на каждом этапе и в развернутом виде. В связи с тем, что родители не присутствуют на занятиях и не включены в образовательный процесс, Именно урок в форме мастер-класса позволяет родителям стать не только сторонними наблюдателями, но и активными участниками творческого процесса. Совместное взаимодействие позволяет родителю сделать собственные выводы и возможно озвучить педагогу результаты своих наблюдений, для более успешного развития ребенка.
Как показывает практика, чем теснее связь педагога и родителе, тем успешнее становится ребенок. Если каждый успех ребенка доводится до сведения родителя, ребенок получает возможность получить родительскую похвалу, что для его является важной оценкой его действий и одновременно стимулом для достижения еще более высоких результатов.
Проведение мастер-классов позволяет каждому педагогу поделиться с коллегами собственными уникальными методиками, приемами и педагогическими находками, которые могут быть востребованы в деятельности педагогов, осуществляющих свою деятельность в аналогичных или других областях деятельности. Передача педагогом своего опыта, позволяет не только поделиться собственными умениями, но и получить ценные замечания, советы коллег-педагогов. Критическая оценка собственного профессионального мастерства позволяет определить пути дальнейшего совершенствования педагогического мастерства, определить задачи саморазвития, сформировать индивидуальную программу самообразования и самосовершенствования.
Для реализацииуказанных целей необходиморешитьследующие задачи:
- приобщение воспитанников Дворца творчества к ценностям русской культуры;
- формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
- стимулирование познавательного интереса;
- осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса;
- отслеживание позитивных результатов познавательной деятельности каждого обучающегося;
- вовлечение всего коллектива учебной группы в творческое обсуждение поставленных вопросов в рамках изучаемой дисциплины. На вопросы, сформулированные одним обучающимся, отвечают другие участники занятия. Преподаватель помогает найти верный ответ.
- обеспечение активного взаимодействия педагог-родитель-ребенок;
- углубленные знания воспитанников Дворца творчества об истории русского искусства;
- творческое и художественное восприятие произведений искусства через возможности Русского музея;
- реализация совместного музейно-педагогического и художественно-эстетического проекта в образовательной среде Русского музея и Дворца творчества;
- приобретение опыта проведения мастер-класса педагогическими работниками Дворца творчества в области художественного образования на базе Русского музея;
- осуществление научно-методической поддержки педагогических работников Дворца творчества по вопросам применения музейно-педагогических программ в системе дополнительного образования;
- применение новых информационных образовательных технологий в образовательный процесс (художественная направленность) Дворца творчества.
Говоря о развитии и модернизации системы образования детей в новых социально-экономических условиях, особое внимание следует уделить проблемам изменениям, происходящим в системе дополнительного образования детей. В школах базовый учебный план сокращен, с тем, чтобы высвободить время ребенку для дополнительных занятий. Эта мера позволяет абсолютному большинству детей получать дополнительное образование.
Именно поэтому содержание мастер-классов разрабатывалось с учетом требований Федерального Образовательного Стандарта (ФОС), где изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.
Кроме того, должно обеспечиваться развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику художественных объектов, развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Реализация ФОС предусматривает включение социокультурного пространства в образовательную среду обучающихся через реализацию межведомственного взаимодействия учреждений, изучение разнообразных объектов культурного наследия способствуют развитию наблюдательности, зрительной культуры, памяти.
Мастер-классы предусматривают интерактивные формы работы с аудиторией. В Русском музее обеспечен свободный доступ к электронно-цифровым и печатным материалам в рамках реализации проекта Русский музей «Виртуальных филиал». Использование свободного доступа к разнообразным ресурсам по русскому изобразительному искусству, музейному делу, культуре в образовательном процессе позволяет педагогам и обучающимся влиться в единое культурно-информационное пространство, что обеспечивает проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активируя учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Сотрудничество с Центром музейной педагогики и детского творчества, позволяет не только знакомить детей с фондами русского музея но и дает возможность получить глубокие искусствоведческие знания, что углубляет знания, полученные при изучении школьного курса, позволяет проникать в сущность произведений искусства, правильно его анализировать. Таким образом, содержание мастер-классов направлено на формирование метапредметных знаний, включающих освоенные обучающимися понятий искусства, литературы, истории и способствуют их использованию в учебной, познавательной и социальной практике.
Углубленное изучение искусства открывает новые возможности в реализации творческого потенциала обучающихся, делает их работы более содержательными и яркими. Дети способны видеть в произведениях искусства гораздо больше, чем там изображено. Сила воображения рисует то, что предшествовало изображенному событию и то, что произошло позже. Чем шире опыт человека, тем богаче образы, которые возникают у него при восприятии произведения искусства. Богатство представлений, мыслей, чувств дает возможность глубоко воспринимать различные явления в искусстве, произведения различных жанров и эпох. Формирование широкого кругозора и широты восприятия окружающего мира направлено на формирование духовно-нравственной культуры обучающихся и обеспечивает воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к различным взглядам людей,
знание духовных идеалов, хранимых в культурных традициях Санкт-Петербурга, формирование представлений об исторической роли общества в становлении российской государственности.
Кроме того, изучение обучающимися окружающего пространства, формирует гордость за свою отчизну, укрепляя патриотические качества.
Мастер-классы, базируясь на методах неигрового имитационного моделирования, является инструментом, позволяющим формировать общекультурные и профессиональные компетенции у обучающихся, и в то же время может выступать оценочным средством. Анализ работ учащихся, регулярно посещавших мастер-классы и выставки показывает повышение уровня творческого развития, что выражается в оригинальности, выразительности и самостоятельности творческих работ.