Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использования технологии творческих мастерских
для развития эстетического взгляда у детей

Алексеева Ирина Владимировна,
Методист, заведующий  центром
эстетического воспитания «В Коломне»
ГБУДО ДТ «У Вознесенского моста»
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

 
Согласно современным научным теориям, воспитание и развитие личности детей должно опираться на культурный опыт и традиции. Это позволит не только глубоко воспринимать, но и творчески преобразовывать духовные и нравственные ценности (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, О.С. Ушакова). По словам Черника Б.П. окружающее человека социокультурное пространство - зона осознанной активности индивида, его развития.
Особое значение это имеет в учреждениях Дополнительного образования, имеющих объединения изобразительного искусства.
В методической литературе, в программах дополнительного образования, как правило, основное внимание уделено формированию узкопрофессиональных навыков и практически полностью исключается вопрос расширения кругозора обучающихся. Педагоги, проводящие  занятия в учреждениях дополнительного образования, зачастую основной акцент ставят на приобретении и развитие профессиональных навыков. Обращение к  межведомственному сотрудничеству позволяет направить учебный процесс на развитие ребенка в целом, а не только собственно художественных качеств.
Санкт-Петербург не случайно является городом-музеем. В истории и   культурных пространствах Северной Столицы можно найти ответы на самые сложные современные вопросы.  Городские  улицы, здания, Соборы, мосты и др., сопровождая повседневную жизнь детей оказывают воздействие, на  формирование личности ребенка, пробуждая не только эстетические, но и нравственные чувства, которые в дальнейшем проявятся в его поступках, отношении к окружающим людям.
Задействование  социокультурной среды (посещение музеев, выставок, библиотек, арт-пространств, проведение мастер-классов и др.), окружающей  детей в повседневной жизни, в  учебном процессе направлено на развитие общеэстетического  компонента личности обучающихся. В связи с этим, в 2015 году Дворцом творчества «У Вознесенского моста» подписано соглашение о сотрудничестве с отделом Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея. Предметом соглашения является сотрудничество в сфере эстетического воспитания, гуманитарного и художественного образования, основанное на эффективной системе реализации на базе Дворца творчества образовательных и культурно-просветительских проектов и программ Русского музея, внедрении в образовательный процесс новых  технологий. Предусмотрено проведение совместных мероприятий для стимулирования познавательной деятельности воспитанников и реализации их творческого потенциала.
Во Дворце творчества дети в возрасте от 5 до 17 лет  уже много лет имеют возможность заниматься изобразительным искусством. В настоящее время здесь обучаются более 1000 человек. Любой ребенок находит себе дело по душе. Он может не только научиться рисовать, но главное – работать творчески. На занятиях  педагоги помогают раскрыть обучающимся творческие способности детей, фантазировать и изображать задуманное. Детские работы наполнены светом и радостью,  фантазией и оригинальностью. Они привлекают взгляды зрителей непосредственностью восприятия окружающего мира и оригинальностью воплощения художественных образов.       
Для  детей обучающихся изобразительному искусству  важным является развитие визуального компонента и связь зрительных образов с историко-культурным контекстом.
Посещение музеев  (в частности Русского музея) создает оптимальные условия для углубленного созерцания произведений искусства и такого их изучения, которое позволяет определить закономерности в развитии искусства. На базе русского музея организована практическая деятельность  для детей от 6 до 18 лет в отделе «Центр музейной педагогики и детского творчества». Русский музей обладает крупнейшим собранием русского искусства и является одним из ведущих центров отечественной художественной культуры в нашей стране. Коллекция музея (более 400 тысяч экспонатов) позволяет глубоко  изучить не только историю русского изобразительного искусства, но и историю российской культуры, историю России в художественных образах.  
В помещении Восточной кордегардии Михайловского (Инженерного замка),  на базе Центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея в 2015-16 учебном году В рамках выставки детского творчества «Вознесенский вернисаж» и в текущем учебном году в рамках выставки «Мир моих увлечений» были проведены занятия  с применением активных методов обучения.  Была выбрана форма неигрового имитационного моделирования – мастер-классы с элементами творческих мастерских.
 
Мастер-классы являются эффективной формой проведения учебного занятия, так как это особая форма обучения, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной художественной и проблемной задачи. Особенностями мастер-классов является:
- новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
- метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
- создание условий для включения всех в активную деятельность;
- приемы, раскрывающие творческий потенциал всех участников;
- методы и технологии предлагаются (а не навязываться) ученикам;
- предоставление возможности каждому участнику выразить  свое отношение к предлагаемому материалу;
-форма взаимодействия – сотрудничество, совместное творчество и поиск.
М.М. Поташник, характеризуя мастер-классы, отмечает, что это вид профессионального объединения в составе признанного учителя-мастера и группы учеников, это яркая форма ученичества именно у учителя-мастера, процесс передачи мастером ученикам опыта и мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Идея мастер-класса, как активного метода обучения изначально ориентирована на результативность работы учеников и активизацию их познавательной деятельности, в связи с чем основной целью мастер-класса является:
  • расширение и углубление знаний воспитанников Дворца творчества об истории русского искусства;
  • способствовать творческому и художественному развитию воспитанников Дворца творчества через возможности  Русского музея;
  • реализация совместного музейно-педагогического  и художественно-эстетического проекта  в образовательной  среде Русского музея и Дворца творчества;
  • содействие повышению квалификации педагогических работников Дворца творчества в области художественного образования на базе Русского музея;
  • научно-методическая поддержка педагогических работников Дворца творчества по вопросам применения музейно-педагогических программ  в системе дополнительного образования;
  • эффективное внедрение новых образовательных технологий в образовательный процесс (художественная направленность) Дворца творчества.
Работая с ребенком, мы безусловно сталкиваемся с родителями детей и как показывает практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителя, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка необходимо доводить до сведения родителей, при этом ребенок имеет возможность получить похвалу и поощрение родителей, что безусловно является очень важным для укрепления самооценки ребенка, и стимулирования его  в получении новых результатов.
До сведения родителей необходимо доводить результаты диагностического отслеживания на каждом этапе и в развернутом виде.  В связи с тем, что родители не присутствуют на занятиях и не включены в образовательный процесс, Именно  урок в форме мастер-класса позволяет  родителям стать не только сторонними наблюдателями, но и активными участниками  творческого процесса. Совместное взаимодействие позволяет родителю сделать собственные выводы и возможно озвучить педагогу  результаты своих наблюдений, для более успешного развития ребенка.
Как показывает практика, чем теснее связь педагога и родителе, тем успешнее становится ребенок. Если каждый успех ребенка доводится до сведения родителя, ребенок получает возможность получить родительскую похвалу, что для его является важной оценкой его действий и одновременно стимулом для  достижения еще более высоких результатов.
Проведение мастер-классов позволяет каждому педагогу  поделиться с коллегами собственными уникальными  методиками, приемами и педагогическими находками, которые  могут быть востребованы в деятельности  педагогов, осуществляющих свою деятельность в аналогичных или других областях деятельности. Передача педагогом своего опыта, позволяет не только поделиться собственными умениями, но и получить  ценные замечания,  советы коллег-педагогов. Критическая оценка собственного профессионального мастерства позволяет определить пути дальнейшего совершенствования педагогического мастерства, определить задачи саморазвития, сформировать индивидуальную программу самообразования и самосовершенствования.
Для реализацииуказанных целей необходиморешитьследующие задачи:
  • приобщение воспитанников Дворца творчества к ценностям русской культуры;
  • формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
  • стимулирование познавательного интереса;
  • осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса;
  • отслеживание позитивных результатов познавательной деятельности каждого обучающегося;
  • вовлечение всего коллектива учебной группы в творческое обсуждение поставленных вопросов в рамках изучаемой дисциплины. На вопросы,  сформулированные одним  обучающимся, отвечают другие участники занятия. Преподаватель помогает найти верный ответ.
  • обеспечение активного взаимодействия педагог-родитель-ребенок;
Опыт работы изостудии подтверждает огромный развивающий потенциал изодеятельности, особенно в случаях, когда знания и навыки  передаются ребенку в интересных, игровых и творчески доступных для него формах. Результатом участия в мастер-классе станут:
  • углубленные знания воспитанников Дворца творчества об истории русского искусства;
  • творческое и художественное восприятие  произведений искусства через возможности  Русского музея;
  • реализация совместного музейно-педагогического  и художественно-эстетического проекта  в образовательной  среде Русского музея и Дворца творчества;
  • приобретение опыта проведения мастер-класса педагогическими работниками Дворца творчества в области художественного образования на базе Русского музея;
  • осуществление научно-методической поддержки педагогических работников Дворца творчества по вопросам применения музейно-педагогических программ  в системе дополнительного образования;
  • применение новых информационных образовательных технологий в образовательный процесс (художественная направленность) Дворца творчества.
 
Говоря о  развитии  и модернизации системы образования детей в новых социально-экономических условиях,  особое внимание  следует  уделить проблемам изменениям, происходящим в системе дополнительного образования детей. В школах базовый учебный план сокращен, с тем, чтобы высвободить время ребенку  для  дополнительных занятий. Эта мера позволяет абсолютному большинству детей получать  дополнительное образование.
Именно поэтому содержание мастер-классов разрабатывалось с учетом требований Федерального Образовательного Стандарта (ФОС),  где изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.
Кроме того, должно обеспечиваться развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать  эстетику художественных объектов, развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Реализация ФОС предусматривает  включение социокультурного пространства в образовательную среду обучающихся через реализацию межведомственного взаимодействия учреждений, изучение разнообразных объектов культурного наследия способствуют развитию наблюдательности, зрительной культуры, памяти. 
Мастер-классы предусматривают интерактивные формы работы с аудиторией.   В Русском музее обеспечен свободный доступ к электронно-цифровым и печатным материалам в рамках  реализации проекта Русский музей «Виртуальных филиал». Использование свободного доступа к разнообразным ресурсам по русскому изобразительному искусству, музейному делу, культуре в образовательном процессе позволяет педагогам и обучающимся влиться в единое культурно-информационное пространство, что обеспечивает проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активируя учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Сотрудничество с   Центром музейной педагогики и детского творчества, позволяет не только  знакомить детей с фондами русского музея но и дает возможность получить глубокие искусствоведческие знания, что углубляет знания, полученные при изучении школьного курса, позволяет проникать в сущность произведений искусства, правильно его анализировать. Таким образом, содержание мастер-классов направлено на  формирование метапредметных знаний, включающих освоенные обучающимися понятий искусства, литературы, истории и  способствуют их использованию в учебной, познавательной и социальной практике.
Углубленное изучение искусства открывает новые возможности в реализации творческого потенциала обучающихся, делает их работы более содержательными и яркими. Дети способны видеть в произведениях искусства гораздо больше, чем там изображено. Сила воображения рисует то, что предшествовало изображенному событию и то, что произошло позже. Чем шире опыт человека, тем богаче образы, которые возникают у него при восприятии произведения искусства. Богатство представлений, мыслей, чувств дает возможность глубоко воспринимать различные явления в искусстве, произведения различных жанров и эпох. Формирование широкого кругозора и широты восприятия окружающего мира направлено на формирование духовно-нравственной культуры обучающихся и обеспечивает воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к  различным взглядам людей,
знание духовных идеалов, хранимых в культурных традициях Санкт-Петербурга, формирование представлений об исторической роли общества в становлении российской государственности.
Кроме того, изучение  обучающимися окружающего  пространства, формирует гордость за свою отчизну, укрепляя патриотические качества.
Мастер-классы, базируясь на методах неигрового имитационного моделирования, является инструментом, позволяющим формировать общекультурные и профессиональные компетенции у обучающихся, и в то же время может выступать оценочным средством. Анализ работ учащихся, регулярно посещавших мастер-классы и выставки показывает повышение уровня творческого развития, что выражается в оригинальности, выразительности и самостоятельности творческих работ.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»