Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Образовательная программа для детей 7 - 11 лет по плаванию

Куликова Елена Николаевна
1. Пояснительная записка.
Плавание – это вид спорта, очень красивый, который очень благотворно  действует на весь организм. Плавание улучшает кровообращение, стимулирует сердечную  деятельность, укрепляет дыхательную систему, костную ткань, позвоночник,  формирует осанку, улучшает общее самочувствие. Это один из самых доступных видов спорта,  поскольку плаванию можно научить даже маленького ребенка, благодаря которому ребёнок физически быстро окрепнет. Так что этим видом спорта можно заниматься с самого  раннего возраста.
  1.  Программа дополнительного образования детей по плаванию выделяет  три основных направления:
- Оздоровительное: обеспечивает укрепление здоровья, поддержание работоспособности имеет закаливающий и психорегуляторный эффект.
- Прикладное
- Спортивное
  1. Актуальность образовательной программы заключается в необходимости привлечения занимающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом с целью укрепления здоровья детей и пропаганды здорового образа жизни. Плавание  оказывает большое оздоровительное влияние на организм. Благодаря систематическим упражнениям в воде, устраняется чрезмерная возбудимость и раздражительность, укрепляется нервная система. В результате занятий активизируется обмен веществ, улучшается функциональная деятельность внутренних органов.
    Особенностью данной программы является: непривычная для занимающихся водная среда. Вода обладает свойствами, оказывающими уникальное воздействие на организм.
   Педагогическая целесообразность: задачей занятий с детьми является формирование физической культуры личности, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей.
1.3 Цель и задачи
     Образовательные задачи:
-Обучить держаться на воде
-Обучить дыхательным упражнениям в воде
-Обучить преодолевать сопротивление воды
-Обучить выполнению упражнений в воде, которые способствуют более быстрому освоению техники плавания
- Овладение элементами способов плавания, стартов и поворотов
- Совершенствовать технику плавания
- Привитие интереса к занятиям спортом и выявление задатков и способностей детей к занятиям плаванием
- Воспитание черт спортивного характера
- Отбор наиболее способных детей к спортивному плаванию
    Развивающие задачи:
-Развивать двигательные навыки
-Развивать умения работать со специальным инвентарем
-Приобретение разносторонней физической подготовленности
     Оздоровительные задачи:
-Укрепление здоровья
-Закаливание организма
-Укрепление иммунной системы
-Укрепление дыхательной системы
-Укрепление сердечно – сосудистой системы
-Снижение гипервозбудимости нервной системы
-Укрепление мышечного аппарата
-Профилактика нарушений осанки
    Воспитательные задачи:
- Воспитывать трудолюбие
- Воспитание черт спортивного характера
1.4 Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной программы по                       
 плаванию – 7 – 11 лет. 
1.5 Условия реализации дополнительной образовательной  программы.
 - Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа )
     
Этапы обучения:
1.Этап – в начале применяются упражнения  низкой интенсивности и координационной сложности. Занимающиеся знакомятся со свойствами водной среды, с основными средствами занятий. Обучаются навыкам самоконтроля.
2.Этап – используются упражнения средней и интенсивности. Повышается координационная сложность движений. Занимающиеся  закрепляют полученные знания. Обучаются контролю за своими движениями в условиях водной среды. Увеличивается количество плавательных упражнений.
3.Этап –  увеличивается двигательная активность. Применяются в основном упражнения высокой интенсивности. Увеличивается время плавательных упражнений и проплываемая дистанция.
1.6 Формы и режимы занятий
- Занятия проходят 1  раз в неделю по 1 академическому часу
- Температура воды 26-28 градусов.
 - Занятие проводится соответственно возрасту занимающихся, их подготовленности, интересам, этапам обучения, поставленным задачам.
- Формой проведения занятия является урок, который включает в себя 3 части: подготовительную, основную, заключительную.
1.7 Ожидаемые результаты и способы их проверки
В ходе освоения программы учащиеся приобретают следующие знания:
- знания о свойствах водной среды
- правила и техника безопасности нахождения в воде 
Умения:
- держаться на воде
- правильно дышать в воду
- сочетать дыхание и упражнения
- преодолевать сопротивления воды
- выполнять упражнения в воде
- выполнять упражнения на координацию движений в воде
- упражнения у неподвижной опоры
- упражнения с плавательными досками
- выполнение прыжков в воду
- изучение техники плавания
Способы проверки получаемых знаний, умений и навыков
-Наблюдение
-Анкетирование
-Контрольные занятия
-Соревновательная деятельность
1.8 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
 -Открытое занятие.
 -Диагностика результативности развития  занимающихся на начальном и заключительных этапах.
- Участие в соревнованиях.
2. Методическое обеспечение программы.
         Для работы по программе имеются подборки методических материалов по темам, которые пополняются, в том числе и из Интернета. Используются наглядные пособия.
3.Учебно-тематический план .

п/п
Темы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. История плавания. Санитарно-гигиенические требования. Правила посещения бассейна 1 1  
2 Ознакомление со свойствами воды. Подготовительные упражнения по освоению с водой. Изучение техники дыхания 2 1 2
3 Изучение техники работы ног при плавании кролем на груди и на спине 6 1 6
 
4
Имитационные упражнения 2   2
5 Изучение техники плавания способом кроль на спине 10   9
6 Изучение техники плавания способом кроль на груди 10   9
7 Изучение техники стартов и поворотов                    2   2
8 Итоговое занятие                                                             1   1
  Итого                                                                                     34 3 31  
 
3.1. Содержание образовательной программы
 Тема №1
Вводное занятие. История плавания. Санитарно-гигиенические требования. Правила посещения бассейна
Теория:
1. История развития плавания в Древние века
2. История развития плавания в Средние века
3. История развития плавания в Новое время
4. Развитие спортивного плавания в России и за рубежом.
5. Современные стили плавания
6. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий
7. Гигиена физических упражнений
8. Правила поведения в бассейне
Тема №2
Ознакомление со свойствами воды. Подготовительные упражнения по освоению с водой. Изучение техники дыхания
Теория:
1. Физические свойства воды
2. Равновесие тела в воде
3. Гидростатическое давление
4. Сопротивление движению тел
Практика:
1. Изучение техники дыхания
         а) техника дыхания в воде
         б) техника задержки дыхания
2. Подготовительные упражнения по освоению с водой
         а) погружение
         б)  всплывание
          в) лежание
         г) скольжение
Тема №3
Изучение техники работы ног при плавании кролем на груди и на спине
Теория:
1. Структура движения ног при плавании кролем
         а) порхающие движения ног
         б) педалирующее движение ног
         в) спринтерский вариант
Практика:
1. Изучение попеременных движений ногами кроль на груди и на спине
         а) у неподвижной опоры
         б) с подвижной опорой
         в) в безопорном положении
 
Имитационные упражнения
Практика:
1. Имитационные упражнения на суше
         а) движений ног кроль, на груди и на спине
         б) движений рук кроль
         в) согласования рук и ног в способе кроль на спине
         г) согласования рук и дыхания в способе кроль на груди
         д) согласования рук и ног в способе кроль на груди
         е) простых поворотов
 
Изучение техники плавания способом кроль на спине
 
 
Практика:
1.Изучение попеременных движений рук в способе кроль на спине
         а) у неподвижной опоры по одной руке
         б) с подвижной опорой по одной руке
         в) по одной руке в безопорном положении, с работой ног
         г) попеременно с произвольной работой ног
         д) попеременно без помощи ног
2. Изучение согласования рук и ног в способе кроль на спине
         а) шестиударное согласование
 
Изучение техники плавания способом кроль на груди
 
Практика:
1.Изучение попеременных движений рук в способе кроль на груди
         а) у неподвижной опоры по одной руке
         б) с подвижной опорой по одной руке
         в) по одной руке в безопорном положении, с работой ног
         г) попеременно с произвольной работой ног
         д) попеременно без помощи ног
2. Изучение согласования дыхания и рук в способе кроль на груди
         а) трехфазное дыхание
3. Изучение согласования движений  рук и ног в способе кроль на груди
         а) шестиударное согласование
         б) четырехударное согласование
         в) двухударное согласование
Изучение техники стартов и поворотов
Практика:
1. Изучение техники выполнения старта
         а) из воды в способе кроль на спине
         б) из воды в способе кроль на груди
         в) с тумбочки (бортика)
2. Изучение техники выполнения поворота
         а) простой поворот вращением в горизонтальной плоскости
         б) поворот маятником
         в) скоростной поворот ( сальто)
 
Итоговое занятие                                                            
Практика:
Оценка умений:
1. Дышать в воду
2. Свободно лежать на воде
3. Плавать
         а) ноги кроль в безопорном положении на груди ( на задержке дыхания), на                                спине
         б) способом кроль на спине в полной координации
         в) способом кроль на груди в полной координации
4. Выполнять
         а) старт из воды в способе кроль на спине и на груди
         б) старт с тумбочки (бортика)
         в) поворот (простой, маятником, скоростной).
 
         б) с подвижной опорой
         в) в безопорном положении
 
 
 
 
 
 
Календарно – тематическое  планирование.
№ урока Тема урока Содержание занятия Дата проведения
1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Техника безопасности на материале занятий по плаванию, оказание первой мед.помощи. Основы техники                 безопасности и профилактика травматизма.  
2. Освоение с водой. Подготовительные упр. По освоению с водой. Двигательные умения.  
3. Освоение с водой. Упр. «Звездочка» на спине, груди. Двигательные умения.  
4. Упражнение «Звездочка» на спине, груди; «стрела». Развитие основных физических качеств.  
5. Скольжение на спине, Скольжение на груди. Развитие основных физических качеств.  
6. Скольжение на спине. Скольжение на груди. Развитие основных физических качеств.  
7. Кроль на груди, работа ног. О.Р.У. в воде. Развитие основных физических качеств  
8. Кроль на груди, работа ног. О.Р.У. в воде. Развитие основных физических качеств  
9. Кроль на груди, работа рук. Развитие основных физических качеств  
10. Кроль на груди, работа рук. Развитие основных физических качеств  
11. Кроль на груди. Дыхание. Развитие основных физических качеств  
12. Кроль на груди. Дыхание. Развитие основных физических качеств  
13. Кроль на груди, согласование работы рук и дыхания. Развитие основных физических качеств  
14. Кроль на груди, согласование работы рук, ног и дыхания. Развитие основных физических качеств  
15. Кроль на спине, работа ног. О.Р.У. в воде. Развитие основных физических качеств  
16. Кроль на спине, работа ног. О.Р.У. в воде. Развитие основных физических качеств  
17. Кроль на спине, работа рук. Развитие основных физических качеств  
18. Кроль на спине, работа рук. Развитие основных физических качеств  
19. Кроль на спине. Дыхание. Развитие основных физических качеств  
20. Кроль на спине. Дыхание. Развитие основных физических качеств  
21. Кроль на спине, согласование работы рук и дыхания. Развитие основных физических качеств  
22. Кроль на спине, согласование работы рук, ног и дыхания. Развитие основных физических качеств  
23. Кроль на груди, кроль на спине. Развитие основных физических качеств  
24. Кроль на груди, кроль на спине. Игра. Развитие основных физических качеств  
25. Кроль на груди, кроль на спине. Игра с мячом. Развитие основных физических качеств  
26. Кроль на груди, кроль на спине. Игра. Развитие основных физических качеств  
27. Кроль на груди, кроль на спине. Игра. Развитие основных физических качеств  
28. Кроль на груди, кроль на спине. Игра. Развитие основных физических качеств  
29. Изучение техники стартов и поворотов. Развитие основных физических качеств  
30. Изучение техники стартов и поворотов. Развитие основных физических качеств  
31. Способ «брасс» - ознакомление. Развитие основных физических качеств  
32. Способ «брасс» - ознакомление. Развитие основных физических качеств  
33. Способ кроль на груди, спине, брасс. Развитие основных физических качеств  
34. Игры на воде, эстафеты, прыжки в воду. Развитие основных физических качеств  
 
 
 
Используемая литература.                                   
  1. Викулов  А.Д. Плавание: Учебное пособие для вузов, МОРФ.-М.: Владос-Пресс, 2003. - 368 с..-Библиография: с.365
  2. Ганчар  И.Л,  Плавание:  Теория  и  методика  преподавания: Учеб. - Мн.: «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 2003. - 352 с,ил.
  3. Протченко    Т.А.,    Семенов    Ю.А,    Обучение    плаванию дошкольников     и     младших   школьников:     Практическое пособие.         М.:       Айрис-пресс,       2003.       -       80.: ил, - (Методика).
  4. Примерные программы по плаванию от 2 до 18 лет.   Серия:
    «Инструктивно-методическое       обеспечение       содержания образования в Москве» . — М.: центр «Школьная книга», 2009. -192 с.
  5. Осокина Т.Н. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для питателей детского сада и родителей. — М.: Просвещение, 2001. М. : Айрис-пресс, 2003
  6. ПротченкоТ.А., Ю.А.Семенов  Обучение плаванию  дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  7. Методическое пособие по начальному обучению плаванию. Московский Комитет Образования – 2000г.
  8. Аквааэробика «120 упражнений» Эрик Профит и Патрик Лопаз. «Феникс». Ростов на Дону – 2007г.
  9. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Сан ПиН 2.1.2.1188 – 03.
  10. Плавание. Учебное пособие под общей редакцией профессора М.Ж. Булгаковой. «Физкультура и спорт», 2001.
  11.  Фирсов З.П. Плавание для всех / М: Физкультура и спорт 2001
  12. “Комплексной программой физического воспитания учащихся I–XI классов”. - В.М. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон 2007 г.
  13. Типовая сквозная программа “Юный пловец” А. Никулин, Е. Никулина 2006
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»