Спектакль по собственной пьесе
Москалева Радмила Николаевна,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДТЦ «Театральная Семья»
Санкт-Петербурга.
Казалось бы, зачем современным подросткам нужен театр? Интерес молодежи к театру угасает, и это не секрет. Сегодня принято считать современным то, что оснащено высокими информационными технологиями. Также правдиво то, что многие электронные устройства, наличествующие в нашей жизни повседневно, — смартфоны и компьютеры – быстро преподносят информацию в настолько увлекательной и незатейливой форме, что театральные спектакли не всегда способны конкурировать с ними.педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДТЦ «Театральная Семья»
Санкт-Петербурга.
Однако в процессе создания спектакля, особенно в сочинении собственной истории и придумывании жизнеподобного действа, появлялась потребность исправить не всегда гармоничную жизнь, что в итоге, привело юную компанию к обнаружению глубокого содержания, которое имело особый сакральный смысл. Ребята стакнулись с решением важных для себя проблем, особенно принципиальным, оказалось, разобраться в вопросах добра и зла, и что это такое в сегодняшнем современном мире.
Добро и зло — противопоставления, известные каждому с детства. К доброте можно отнести любовь, честность, нравственность, искренность, а к злу - подлость, лживость, надменность, алчность. Однако в реальной жизни все далеко не однозначно и трудно распознаваемо, что такое хорошо, что такое плохо.
Заглянув в историю вопроса, мы увидим, что еще в начале 20 века передовая часть педагогики России обнаружила взаимосвязь драматургии «для детей со спецификой восприятия ими спектакля. …». И.Л.Люблинский «Театр и дети» Изд.Акад. наук РСФСР М.1962, с.30.
Спектакль воссоздал модель мира, сложного и неоднозначного, и ребятам оказалось важным понять, откуда ты человек? Где твои корни? Кто ты человек? Для чего живешь? И каковы твои ценности?
Театр дает зрителю возможность получить новый опыт, пищу для размышлений и сопереживания, выработать свой взгляд на ситуации, явления, социальные процессы.
Путь к таинственному перевалу.
Вестерн
История дикого запада.
Действующие лица:
Индейцы
Хозяин бара
Героиня, дочь бармена
Герой
Главарь банды Майкл
Помощник главаря
Недотепа
Хозяйка гостиницы
Девушки
Шериф
Сцена №1
Индеец Нэпэйшни (храбрый и сильный) и Девушка Анаквадоквэ (Облако).
Вечер. Ритуальный танец.
Индеец Нэпэйшни - Великий Дух несовершенен. У него есть светлая сторона и темная. Солнце дает жизнь земле, которая питает жизнь деревьев, чьи семена, падая на землю, вырастают в новые деревья. Надо учиться видеть цикличность, данную нам Великим Духом. Когда-то наш народ был свободный как орел. Наши предки хранили тайну священного перевала Мапаогиегэ.
Индейская девушка - Эту тайну знал наш народ, и мой отец знал. Но мы все потеряли.
Индеец – Тот, кто любит, тот найдет дорогу через таинственный перевал.
Индейская девушка - Перевала не существует, мы заключили мир с кровожадными белыми. Забудь о нем.
Индеец – Перевал - это граница между жизнью и смертью. Пока есть один воин несущий свет, есть надежда, что что мой народ вернет себе былые свободу и величие.
Сцена №2
Герой и Хозяин в баре
Хозяин бара – Что-нибудь прохладительного? наливает в стакан.
Герой – Пожалуй.
Хозяин бара – В городе не очень рады залетным парням, будь осторожен.
Герой – Я не бандит и не грабитель.
Хозяин – Но твой пистолет всегда в кобуре.
Герой – Не бойтесь, он не заряжен. Я слышал, кто-то грабанул банк.
Хозяин – Весь, город только и говорит, что об этом.
Сцена №3
Шериф и Героя
Герой – Вы кто такой?
Шериф – Я Лари Бакс.
Герой – Вы из полиции?
Шериф – Нет. Я Шериф этого города, и хотел бы знать, кто ты такой?
Герой – Я тот, кто мог бы сделать жизнь в этом городе лучше!
Все выразительно посмотрели на героя
Шериф — Хм! Это все, что я должен знать?
В руках шерифа объявление о вознаграждении за помощь в поимке опасных преступников.
Герой – Вот как. Какая же будет награда?
Шериф – Кто поймает грабителей, тот и узнает.
Сцена №3
Герой и банда
В бар входит Банда.
Герой – Смотрит в сторону банды. Ты знаешь кто они?
Хозяин бара – Будь осторожен! В нашем городе их знают все.
Герой – Эй, ребята, у вас можно разжиться патронами, а то я все растерял по дороге.
Главарь Майкл – Кивнул помощнику. Это то немногое, что мы можем сделать для тебя.
Помощник - Бросает пачку
Герой – а теперь ребята, руки вверх! Где награбленное?
Главарь – Если ты хочешь получить пулю в башку, я буду счастлив помочь.
Герой – Осторожней, приятель!
Недотепа Винни – роняет чемодан.
Шериф – Эй, в нашем тихом городе не принято размахивать пистолетом попусту. Убери пушку, приятель.
Герой – Шериф, вы всем даете добрые советы? Бармен, налей всем прохладительного, за мой счет, а то ребята немного переволновались.
Главарь – Ты думаешь, ты отсюда уйдешь?
Герой – Это шутка.
Сцена
Встреча Героя и Героини
Герой открывает карманные часы, льются чудесные звуки.
Героиня – О, святой Моисей! (долго смотрит на героя)
Герой – О! Прекрасная девушка!
Хозяин бара – Эй, приятель, осторожней!
Герой – Я Джон
Героиня – Я Джейн (Софи или). Как он прекрасен!
Герой – Я хочу открыть тайну перевала и вернуть его людям. Ты поедешь со мной?
Девушка №1 – Он, кажется, влюблен! О!
Девушка №2 – И она им очарована!
Героиня – Да, я поеду! Надо сказать отцу. Он, добрый, он все поймет. Папа!
Хозяин бара (застыл между героями) - Что папа?
Героиня – Я хочу с тобой серьезно поговорить.
Отец – Чтобы, значили твои слова, дочь моя? (закипает)
Героиня – Отец, я уже взрослая, и имею права решать свою судьбу сама.
Хозяин – Ах, вот как! Ах, вот, в чем дело. Ну, и что же ты решила?
Героиня – Я уезжаю из этой дыры, с Джоном. Благослови нас на совместное путешествие?
Герой (к хозяину) – Ничего не бойтесь, можете спокойно доверить мне свою дочь!
Хозяин бара – Решали уехать, ну, конечно. (пауза). Где мой лимонад? Миссис Дора (дама с грудью) где моя бритва? Я хочу господина чужака сам привести в порядок с дороги. (Девушки приносят все для бритья, бритву, пенка для бритья и пистолем, дама стоит с полотенцем).
Хозяин бара - Мне осточертели ваши разговоры. (к дочери) А ты, убирайся, пока папа не потерял контроль. Папа сказал, дочь сделала. (Обращается к небу) Мать, ты слышал, что сказала ТВОЯ ДОЧЬ. О, боги! Куда сморит наш благородный Шериф? (все начинают расползаться) Господа, куда же вы?
Дама с грудью Дора – Сэр
Хозяин бара – подает знаки.
Девушки защищают Героиню перед отцом
Сцена
главаря банды Майкла и Шерифа
Шериф - У нас очередное ограбление банка, надеюсь, это не твоих рук дело? (в руках «Разыскивается банда …)
Главарь - Не-е-ет!
Шериф – Эй, Майкл, послушай-ка меня внимательно, мы скоро скупим всю землю у поселенцев. Этому городу нужна железная дорога.
Главарь – Хорошо придумано Шериф, украсть скот апачей, чтобы натравить оставшихся индейцев на поселенцев и похоронить их живность навсегда на перевале, откуда дороги нет.
Шериф – Вы хорошо заработали, когда угнали скот к перевалу. Не так ли? А теперь о процентах, ваши 30%.
Главарь – Шериф, мы пожертвовали средства на железную дорогу для этого города. Нет, 50%
Шериф – И где эта железная дорога?! Нет, 45%,
Главарь – Все, что вы говорите, неприятно слушать. Ладно, 35% и порукам.
Шериф уходит
Главарь - Итак, маленькая война между индейцами и поселенцами.
Недотепа (прорывается, и громко) – О, а что произошло между индейцами и поселенцами?
Помощник – Закрой рот, Джонни!
Недотепа – Я не Джонни, я Джек.
Помощник - Я смотрю, ты сегодня в ударе! (бьет недотепу по лицу).
Недотепа - Вы ударили меня по лицу, это очень больно.
Главарь – Я нахожу, что это уже не смешно.
Помощник еще и еще, ударяет недотепу.
Помощник – Где чемодан …?
Главарь – Ну, что-ж, Шериф ушел, пожалуй, и нам пора. Вот только я слышал, что дочь Хозяина хороша! Может заберем ее с собой?
Помощник – Пожалуй, но…!
Банда возвращается спиной под дулом пистолета Героя.
Главарь - Впрочем, мы не спешим, и могли бы задержаться.
Недотепа – Главное, чтобы не вызвать подозренья у шерифа.
Помощник – Да, помолчи ты!
Финал
Герой – Готова? (к героине, далее удар подносом по шляпе бандитов от девушек раз-два)
Герой и героиня исчезают. Появляется Индеец
Индеец Нэпэйшни - Многие недооценивают значение древних сказаний. Когда умирает легенда и пропадает мечта, в мире не остается величия.
Список используемой литературы:
Люблинский И.Л. «Театр и дети» Изд.Акад. наук РСФСР М.1962.