Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Хоровое сольфеджио

(дополнительная общеобразовательная развивающая программа)
 
Рабинович Елена Доновна
педагог дополнительного образования
отдела музыкального воспитания

ГБУ ДО «ПДДТ» Невского района Санкт-Петербурга
 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Хоровое сольфеджио» первоначально была создана как подготовительная для вступления в большой хоровой коллектив «Лира» состоящий из четырёх ступеней:
Хор «Малышок» учащиеся (5-7 лет - 30 учащихся) - педагог Рабинович Е.Д.
Младший хор «Фа-Сольки» (7-10 лет - 55учащихся) - педагог Косякова Т.М.
Средний хор «Кантилена» (10-13 лет - 45 учащихся) – педагог Косякова Т.М.
Камерный хор «Лира» (14-18 лет – 40 учащихся) - педагог Рабинович Е.Д.
Сольфеджио - это система развития музыкального слуха и вкуса. Музыкальность развивается тем быстрее, чем раньше начать обучение. Наиболее благоприятным является возраст детей дошкольного и младшего школьного возраста. Программа по сольфеджио несёт большое познавательное и воспитательное значение, развивает речь, память, логику, абстрактное мышление, адаптирует детей к последующей жизни в школе и музыкальной студии.
Понятие о звуковысотности, метроритме, фразировке усваиваются детьми в процессе пения попевок, песен и многочисленных музыкальных игр. Это принципиальная установка должна применяться на протяжении всего курса.
Весь процесс надо построить так, чтобы помочь детям пользоваться полученными на сольфеджио знаниями и умениями в хоровой исполнительской практике.
В программе эти два предмета тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Именно в это время особенно важно освоение теоретического материала на прочной вокальной основе. Поэтому важно, чтобы подобные занятия начального периода вёл руководитель хора.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хоровое сольфеджио» имеет художественную направленность.

 

Актуальность программы

Для создания сильного хорового коллектива с богатым многоголосным репертуаром кроме вокально-хоровых навыков необходимо ладово-гармоническое восприятие учащимися всех музыкальных произведений, которые они исполняют.
Именно поэтому возникла острая необходимость введения в курс хоровых занятий хорового сольфеджио как предмета, целью которого является развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, что способствует глубокому постижению учащимися произведений разучиваемого репертуара, развитию логического мышления. Хоровые занятия закрепляют знания и навыки, полученные на хоровом сольфеджио, приучают детей к руке дирижёра, способствуют освоению певческого дыхания, интонационных и артикуляционных навыков.
Программа решает вопрос увлечённости детей музыкальными занятиями, пробуждает осознанную любовь к музыке.
 
Отличительные особенности программы
Если на занятиях сольфеджио основными формами работы являются сольфеджирование, слуховой анализ и диктанты, то хоровое сольфеджио большей частью уделяет внимание интонационным, ритмическим, творческим упражнениям, помогающим развитию гармонического слуха.
Упражнения по хоровому сольфеджио должны предварять работу над репертуаром. Цель этих упражнений – формирование у детей навыков многоголосного пения.
Основное отличие данной программы заключается в методике преподнесения материала:
  • Дети работают без инструмента, только с голоса педагога и весь материал преподносится с помощью ручных знаков (упрощенной релятивной системы), что является педагогически целесообразным.
  • Отсутствуют письменные домашние задания.
  • Программа рассчитана на совместную творческую работу детей и их родителей. Постоянное общение педагога с родителями, их активность и заинтересованность очень помогают детям в изучении данного предмета.
  • Присутствие родителей на предмете хорового сольфеджио строго обязательно.
 
Адресат программы
Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Срок реализации - один год. Объём программы - 72 учебных часа. Программа ориентирована на общекультурный уровень освоения, учащиеся будут достигать планируемых результатов и презентовать их на уровне учреждения.
 
Цель программы: раскрытие и развитие музыкальных способностей детей посредством занятий хоровым сольфеджио и хором, музыкально-эстетическое воспитание детей путём формирования их музыкальной грамотности
 
Задачи программы:
Обучающие:
  • Изучение основ нотной грамоты,
  • Изучение ступеней лада по релятивной системе,
  • Обучение интонированию и воспроизведению мелодий,
  • Освоение теоретических знаний, способствующих верному интонированию и определению на слух,
  • Формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • Формирование навыков сольфеджирования, необходимых для выработки интонационной точности, сознательного отношения к тексту.
Развивающие:
  • Развитие вокально-интонационных навыков (пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов, способствующих развитию музыкального слуха: ладового, гармонического, внутреннего),
  • Воспитание и развитие чувства метроритма,
  • Развитие музыкального восприятия (анализ на слух),
  • Формирование навыков выразительного, эмоционального исполнения песен.
Воспитательные:
  • Формирование устойчивой мотивации к обучению,
  • Воспитание чувства ответственности и дисциплинированности,
  • Воспитание основ аналитического восприятия и осознания закономерностей организации музыкального языка.
 
Постоянное совершенствование музыкальной памяти, внутреннего слуха, в конечном счете, помогает совершенствованию общего музыкального развития, что способствует общему росту культуры, духовному росту ребенка.
 
Условия реализации образовательной программы.
- условия набора в коллектив и формирования группы
В группу зачисляются дети примерно одного возраста, с равной степенью развития координации слуха и примерно равными музыкальными данными в количестве не менее 15 человек.
 
- особенности организации образовательного процесса:
  • В качестве музыкального материала в программе по хоровому сольфеджио используются попевки для осуществления различных интонационно-ритмических задач.
  • На хоровых занятиях используются произведения современных детских композиторов.
  • Программа имеет поэтапный характер обучения.
  • Для закрепления полученных навыков необходимо постоянно возвращаться к пройденным темам, используя новые формы.
 
- формы проведения занятий:
  • системно-комплексные занятия - на занятиях рассматривается несколько тем,
  • контрольные проверочные занятия,
  • итоговое занятие – экзамен.
 
- требование к занятию:
  • В занятии должно быть чередование тем ладовых и метроритмических.
  • Нарастание интереса.
  • Материал, требующий активные действия и особую организацию проводится в конце занятия.
  • Чередование новой темы и пройденного материала.
  • Уровень программных требований может варьироваться в зависимости от возможностей и способностей детей.
  • Программу ведёт педагог, имеющий высшее музыкальное образование.
 
- формы организации деятельности учащихся на занятии:
  • фронтальная: обучение происходит в форме показа и объяснений, направленных на приобретение теоретического и практического опыта, в форме бесед, нацеленных на развивающие способности; занятия в форме обсуждений, в игровой форме;
  • групповая: обучение происходит в форме включения детей в творческий процесс, с привлечением к репетициям, концертам;
  • индивидуальная: работа с солистами, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.
 
Материально- техническое обеспечение программы.
  • хоровой кабинет,
  • фортепиано,
  • стулья,
  • школьная доска с нотным станом, мелки,
  • детский синтезатор, кукла на магните,
  • ритмические карточки, карточки светофор (аккорды и их обращение).
 
Планируемые результаты
Предметные результаты (хоровое сольфеджио)
В конце учебного года ребёнок будет
знать:
  • Понятия - звукоряд, тоническое трезвучие, лад, мажор, минор, устойчивые и неустойчивые ступени, интервалы, устойчивые и неустойчивые интервалы, главные ступени лада (тоника, субдоминанта. доминанта), обращение аккорда (трезвучие, секстаккорд, кварт - секстаккорд), диссонанс, консонанс.
  • Ритм, музыкальные шаги (половинные, четверти, восьмые, четверть с точкой).
уметь:
  • Свободно владеть ручными знаками релятивной системы с определением их места в ладу (раз, два, три и. т. д.) и с их помощью петь:
звукоряд в восходящем и нисходящем движении (в мажоре и двух видах минора),
простое и развёрнутое трезвучие вверх и вниз (в мажоре и миноре),
знакомые песни со словами по ступеням,
все интервалы в восходящем и нисходящем движении,
обращённые интервалы (перевёртыши),
устойчивые интервалы (в пределах октавы),
трезвучия главных ступеней,
обращение трезвучий в виде элементарных трёхголосных цифровок.
  • Прохлопать по карточкам заданный ритм.
  • Определить ритмический рисунок заданной мелодии.
определять на слух:
  • ступени и их сочетание,
  • интервалы,
  • ритмическое эхо,
  • несложную незнакомую мелодию.
 
Предметные результаты (хоровые занятия)
В конце учебного года ребёнок будет
  • определять жанр произведения (песня, танец, марш),
  • называть и определять средства музыкальной выразительности:
динамика (форте, пьяно, крещендо, диминуэндо и т.д.),
штрихи (стаккато, легато, нон легато),
  • определять в музыке понятие форма (куплет, припев, фраза, реприза, секвенция).
 
Метапредметные результаты:
В конце учебного года ребёнок
  • овладеет способностями принимать и осмысливать задачи учебной деятельности,
  • сформирует начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
 
Личностные результаты:
В конце учебного года у ребёнка
  • появится интерес к музыкальным занятиям,
  • разовьются навыки общения и сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
  • сформируется умение получать удовольствие при слушании и исполнении музыки,
  • сформируется желание развивать свои профессиональные и творческие способности.
  • разовьётся чувство ответственности за общее дело.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»