Современная риторика, её место в обществе
Павлова Алевтина Николаевна,
педагог дополнительного образования школы № 297
Пушкинского района Санкт-Петербурга
педагог дополнительного образования школы № 297
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Ржавеет золото, и истлевает сталь.
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего сильнее на земле - печаль –
И долговечней - царственное Слово.
А. Ахматова
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего сильнее на земле - печаль –
И долговечней - царственное Слово.
А. Ахматова
Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Способность владеть словом является составной частью общей культуры человека, его образованности. Поскольку мы живём в обществе, нам необходимо учитывать мнения других людей, советоваться с ними. Убедить другого – значит, обосновать свои идеи таким образом, чтобы те, кто участвует в обсуждении, согласились с ними и присоединились к ним, стали вашими союзниками. Учиться убедительно, говорить, если необходимо, то и спорить, убедительно отстаивать свою точку зрения можно и нужно. В этом нам помогает риторика, которая учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.
Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанного человечеством норм нравственности. Поэтому особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу – важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений. Речь – наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения. Культура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли.
Язык отражает состояние нравственности в обществе, а просторечие и жаргон выделяют лень мышления, хотя, на первый взгляд, помогают общению, упрощая этот процесс. Неправильная, пересыпанная жаргонными выражениями речь свидетельствует о плохом воспитании человека. Язык не только чуткий показатель интеллектуального, нравственного развития человека, его общей культуры, но и лучший воспитатель. Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности.
Академик Д.С. Лихачев справедливо отмечал, что "неряшливость в одежде – это неуважение к окружающим вас людям и к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста. Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к себе. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения и жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной закомплексованности. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды.
Риторика и культура речи пронизывает все сферы общества. Язык – это форма мышления и средство коммуникации. Риторика необходима для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом. Профессиональная карьера очень зависит от культуры общения и использования профессионального языка. Умение налаживать отношения с коллегами совершено необходимо для продуктивной профессиональной деятельности. Необходимо всячески пропагандировать идею устного публичного дебатирования общественно значимых проблем, а так же пропагандировать риторические нормы и обучать дебатированию, начиная со школы. Представляется, что это – важнейшая общественная задача сегодняшнего дня, решение которой позволит сформировать в обществе подлинно демократический климат, приведет к формированию гражданской ответственности граждан за свою страну, за собственное решение на выборах или референдуме, будет способствовать формированию внимания и интереса к чужому мнению, формированию политической и межличностной толерантности, столь необходимой нашему обществу. Следовательно, трудно переоценить значение риторики в современном обществе.