Организация работы системы дополнительного образования
На сегодняшний день к наиболее перспективным направлениям дополнительного образования можно отнести:
1. Культурно-этнографические, способствуют возрождению забытых традиций и ремесел, литературного и музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства.
2. Духовное, отражающее потребность в знакомстве с религией своих предков.
3. Профессионально-ориентирующие, роль которого возрастает в связи с необходимостью более раннего вхождения молодежи в сферу трудовых отношений.
Дополнительное образованием имеет типовые особенности, отличающие его от других типов образования и определяющие его место в системе общего непрерывного образования:
− дополнительное образование не регламентируется стандартами, его содержание определяется потребностями детей и родителей, социальным заказом других социальных институтов;
− дополнительное образование должно предоставлять ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях: художественной, технической, спортивной, экологической и многих других, а также содержательных и организационных аспектах деятельности: теоретическом, прикладном, изобретательском, исследовательском, опытническом и других.
− оно должно обеспечивать возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен;
− необходимым условием существования дополнительного образования является свобода выбора ребенком вида деятельности, педагога, обучающей программы, наличие возможности менять их;
− дополнительное образование должно реализоваться в разнообразных формах организации детских образовательных объединений. Это не класс, а образовательные объединения различного численного и возрастного состава (кружок, клуб, студия, мастерская, лаборатория, школы и другие, которые позволяют развивать разнообразные способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта детей);
− образовательные программы дополнительного образования детей реализуют педагогические работники таких должностей как педагог дополнительного образования, педагог‐организатор, социальный педагог, педагог‐психолог, деятельность которых регламентируется особыми квалификационными характеристиками и нормами нагрузки;
− результатом дополнительного образования ребенка могут быть не только знания, умения и навыки, а чаще всего – воплощение этих знаний в реальном продукте деятельности – технической модели, декоративно‐прикладном изделии, сыгранной роли и т. д., но также развитие способностей детей, формирование качеств его личности, решение социальных проблем и др.
Дополнительное образование сегодня проникло во все типы и виды образовательных учреждений, оно реализуется не только в учреждении дополнительного образования детей (УДОД), но и в школе, дошкольном образовательном учреждении, учреждении начального (среднего) профессионального образования, а также в учреждениях культуры, спорта, молодежной работы и др.
Современное дополнительное образование детей – подсистема общего образования, единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности, направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию из свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, выявление и поддержку одаренных и талантливых детей. Содержание современного дополнительного образования детей строится на идее образования как фактора развития личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ, независимо от осваиваемой или основной образовательной программы.
Необходимым условием существования дополнительного образования является свобода выбора ребенком вида деятельности.