Сценарий для бинарного урока или « урока-памяти»
«…И помнит мир спасённый»
Галюченко Нина Николаевна,
учитель музыки высшей кв. категории,
педагог дополнительного образования
ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
учитель музыки высшей кв. категории,
педагог дополнительного образования
ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе способствует объединению, сплочению нашего народа. . Обращая внимание на то, что школьники страдают дефицитом знаний об освобождении родного города от немецко-фашистских захватчиков необходимо знакомить детей с историей Великой Отечественной войны не только через рассказы членов семьи старшего поколения участвовавших в Великой отечественной войне, но и на «Уроках памяти» в учебных заведениях разного уровня, досуговых объединениях на мероприятиях, посвященных событиям Великой Отечественной войны.
Самым доступным, простым и понятным может быть материал стихов и песен - лирической летописи времени. Они позволяют исполнителям наиболее полно передать эмоциональное, личностное сопереживание участников исполнения. В них отражаются все вехи истории страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. Они вдохновляли бойцов на подвиг, помогали в бою, как говорил советский полководец, Маршал Советского Союза Георгий Васильевич Жуков в них отразилась «большая душа народа». И есть в них все: горечь отступления в первые месяцы войны и ожидание возвращения, картины из жизни солдат, рассказы о боевых подвигах наших бойцов.
Влияние песен военных лет на нравственно-эстетическое воспитание современной молодежи велико и значимо. В современных условиях развития общества крайне необходимым становится развитие программ возрождения духовных традиций, воспитания молодежи в духе патриотизма, любви к Отечеству. Увлеченность музыкой занимает одно из ведущих мест среди пристрастий молодежи, и мало какое занятие может соперничать с ним по массовости, по количеству времени, которое посвящается прослушиванию песен. Современная молодежь предпочитает несколько иную музыку. Они не знают и, зачастую, даже не хотят знать своей истории. .И что как не песни о войне, таящие в себе тайны великой беды и горечи утраты, может нам в этом помочь? Как говорит известная мудрость: «Кто не знает своей истории, тот не имеет будущего». Хотим ли мы быть страной «без будущего»? Это главный вопрос, который нужно задать подрастающему поколению.
Предлагаемый сценарий может быть использован при подготовке конкурсных программ выступления агитбригад, на классных часах, уроках мужества. Активный интерес молодежи к ИКТ позволяет использовать сценарий на Бинарном уроке – «Музыки и Информатики». Это не только поможет формировать систематизированные представления об основных понятиях, связанных с компьютерными презентациями, закрепляя навыки и умения использования инструментов, связанных с исполнением музыкальных фрагментов посвящённых произведениям ВОВ, но и будет способствовать формированию нравственно-эстетических ценностей, связывая знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом, с практическим применением компьютеров при подготовке классных мероприятий.
Дети выстраиваются в шахматном порядке. В первом ряду ведущие и дети, которые рассказывают о своих родственниках. На экране презентация. Слайд №1
(Звучит песня «С чего начинается Родина») Слайд №2
Ученик 1
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дуб, в саду смородина. Толстый тополь у ворот
Ученик 2 Слайд №3
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
Ученик 3 Слайд № 4
В лужах первые кораблики,
Со скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Ученик 4 Слайд № 5
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная.
Но у всех она одна! (З. Александрова)
(звучит сирена, затем песня «Вставай страна огромная»)
Ведущий Слайд № 6
На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.
Дети: Слайд № 7
- В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она война!
- Война -- это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война -- это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
- Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
- Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Дети перестраиваются в порядке журавлиного клина. (звучит песня «Журавли»
Слайд № 11
- Война… От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600. Итого: 2600 км – это если по прямой. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски -4 года 1418 дней
- Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. «Великая Россия», но они подбили 50 фашистских танков.
(Звучит песня «Жди меня») Слайд № 13-17
Ведущий: Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали. Что вернутся домой и только с победой.
Дети выстраиваются в порядке журавлиного клина. ( Звучит песня « Журавли») Слайд № 18-20
Ученик 5:
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что лесами сокрыта от глаз,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю о вас.
Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить! (Е. Трутнева)
(Звучит песня «Девушкам войны» ) Слайд № 21-22
Ведущий: Околот40 миллионов советских людей погибло. Представьте, что это значит? Это значит – 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвёртый житель страны погиб.
( Звучит метроном) Слайд № 23
(Звучит песня «День победы») Слайд № 24-25
Ведущий: И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа!
Ученик 6
Сияет солнце в День Победы
И будет нам всегда светить.
В боях жестоких наши деды
Врага сумели победить.
Ученик 7
Идут колонны ровным строем,
И льются песни там и тут,
А в небе городов-героев
Сверкает праздничный салют!
Ученик 8
Прошла война. Прошла отрада,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей.
Дети перестраиваются в одну шеренгу.
(Звучит песня «Бессмертный полк») Слайд № 26
Перечень песен для сопровождения презентации:
1-4 -С чего начинается родина
5- -сирена
6-12 -Священная война
13-17 -Жди меня
18-20 -Журавли
21-22 -Девушкам войны
23 -метроном
24-25 -День побед
26- -Бессмертный полк