Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль педагога дополнительного образования в формировании детской одаренности

Бурковская Тамара Ярмеевна
Актуальность
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Поэтому в современном образовании делается акцент на развитие одаренных обучающихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
Одна из главных задач дополнительного образования – создание условий для выявления и развития одаренных детей. В последнее время понятие «одаренный» заменяется понятием – «ребенок, мотивированный» к той или иной деятельности. Как бы подразумевается, что, если ребенок хочет, то значит, он и сможет успешно овладеть конкретным видом, в нашем случае, искусства. Между тем по убедительному определению Б.М. Теплова «одаренность» подразумевает наличие качественно-своеобразного сочетания способностей, «от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [1]. При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят [2]. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.
Изучение сложившегося опыта в исследуемой области показывает, что творческое развитие ребенка процесс глубоко индивидуальный, требующий участия педагога, способного выстроить, как теперь принято говорить, траекторию индивидуального руководства процессом развития. Сегодня, когда едва ли не ведущей целью образования, по мнению большинства родителей, как показывают социологические опросы, является успешность детей в учебе, обеспечивающая в дальнейшем карьерный рост, проблема раннего выявления одаренности становится едва ли не приоритетной.
Но в то же время возникают противоречия:
- поступление ребенка в учреждение дополнительного образования по определенному виду искусства определяется не столько мотивацией ребенка, сколько мотивацией родителей, из чего следует, что не только «мотивированные», т.е. предположительно одаренные дети поступают в объединения УДОД;
- значительное уменьшение количества мальчиков в различных учреждениях дополнительного образования в области искусства (между тем большинство успешных профессиональных художников составляют мужчины);
-​ целью для многих детей, вернее родителей и педагогов, начиная с дошкольного возраста учащихся, стало формирование портфолио, свидетельствующее об успешности, что формализует содержание художественного образования и противоречит серьезному отношению к процессу художественного творчества.
Исходя из названных противоречий, в настоящее время нельзя утверждать, что в учреждения дополнительного образования поступают одаренные дети или хотя бы мотивированные к занятиям конкретным видом искусства. Следовательно, задача выявления одаренности возлагается на педагогов, работающих в учреждениях дополнительного образования.
Цель данной работы – обобщение опыта работы педагогов в выявлении и развитии творчески одаренных детей
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
          Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования. Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному критерию, так и по отрицательному критерию: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей. Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» или как «неодаренного» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:                                                                                                                                                   
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности   ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
-использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п;
- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
-   оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);
            При выявлении одаренных детей, как было сказано раньше более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: 
-     различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.);
-     специальные психодиагностические тренинги;
-     экспертное оценивание поведения детей Педагогами, родителями,   воспитателями;                                                                                                                               
-     проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;                                                                                        -    экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;                                         -    организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций,                        спортивных соревнований;
-    проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
            Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть, отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности.
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.
Проблемы интеллектуально одаренных детей
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
3. Комфортность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
Принципы организации работы с одарёнными детьми:
1)    усложнение содержания учебной деятельности;
2)    преобладание развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью, заданий развивающего характера над заданиями репродуктивными;
3)    баланс заданий конвергентного и дивергентного типов;
4)    доминирование собственной исследовательской практики учащихся над репродуктивным усвоением знаний;
5)    ориентация на познавательные потребности детей и их интеллектуальную инициативу;
6)    удовлетворение стремления одарённых учащихся к максимально глубокой проработке интересующей их темы;
7)    включение учащихся в исследовательскую деятельность;
8)    создание условий, способствующих проявлению учащимися высокой самостоятельности в учебно-познавательной и исследовательской деятельности, реализации лидерских возможностей;
9)    сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
10)   критичность и лояльность в оценке идей;
11)   гибкость в использовании времени, материалов, средств обучения;
12)    сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с её коллективными формами;
13)    расширение круга интересов учащихся;
14)    информационное обогащение среды.
Эти принципы должны быть учтены при составлении программ для одарённых детей.
        
 Задания открытого типа
Для развития интеллектуально-творческих способностей одарённых детей педагог может предложить своим ученикам:
1)    попытаться решить реальную проблему, которая существует в науке;
2)    исследовать объект (т.е. установить его смысл, происхождение, признаки, функции, связи), в том числе с привлечением разнонаучных подходов к исследованию одного и того же объекта;
3)    отыскать принципы построения различных структур, вычленить общее и отличное в разных системах;
4)    применить к одному и тому же объекту разные способы исследования (например, гуманитарные и статистические или социологические и т.п.);
5)    провести эксперимент;
6)   «прожить» события и явления из истории науки (искусства, спорта);
7)    по-своему выполнить то, что Педагогу уже известно (сформулировать какое-либо правило, понятие, придумать своё обозначение звука, буквы, понятия и др.);
8)    создать пародию, стилизацию, текст в различных жанрах;
9)    составить кроссворд, викторину, игру, родословную, сценарий спектакля, своё задание для одноклассников, программу концерта и др.;
10)      придумать словесный образ, перевести элемент с языка одного предмета на другой (перевести математическую формулу, музыку или произведение живописи в прозаический или стихотворный текст и т.п.);
11)        изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, видеофильм и т.п.;
12)        провести урок в роли Педагога, разработать свои учебные пособия (памятки, компьютерные программы, дидактические материалы, опорные конспекты, алгоритмы выполнения заданий);
13)        разработать цели своих занятий по всем предметам на день, неделю, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы; написать индивидуальную программу занятий по предмету, самоанализ (самооценку);
14)        составить и провести показательное выступление, соревнование, концерт, викторину, урок для младших учеников или одноклассников;
15)        осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, размышления) и вывести правила и закономерности этой деятельности.
 
Личность Педагога является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с педагогом для одаренных детей. Наиболее существенным факторам успешности работы Педагога является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. По мнению некоторых исследователей, поведение Педагога для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:
  • он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
  • создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
  • предоставляет учащимся обратную связь;
  • использует различные стратегии обучения; уважает личность;
  •  способствует формированию положительной самооценки ученика;
  • уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения;
  •  стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
  • проявляет уважение и индивидуальность ученика.
 
           Одну из важнейших характеристик Педагога, работающего с одаренными детьми, составляет мотивация, позитивная Я-концепция. Педагог, отличающийся низкой самооценкой, как правило, испытывает чувство опасения перед своими талантливыми воспитанниками, а значит, не может вызывать у них уважения. Среди других важных качеств Педагога можно выделить зрелость, успешный опыт педагогической работы, эмоциональную стабильность, целеустремленность и творческое начало. Не менее важна и профессиональная компетенция педагога, обучающего одаренных детей, основанная на его личностную готовность специальной теоретической подготовке, тесно увязанной с опытом практической работы.
В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Педагог должен:
  • разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
  • быть доброжелательным и чутким;
  • уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
  • быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
  • быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
  • обладать чувством юмора;
  • быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
  • проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
  • стимулировать когнитивные способности учащихся.
Таким образом, можно выделить следующие требования, предъявляемые к Педагогу, работающему с одаренными детьми: 
  • Наличие собственной педагогической концепции;
  • Профессиональная компетентность;
  • Высокая теоретическая подготовка;
  • Активная научно-методическая деятельность;
  • Высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей;
  • Эмоциональная стабильность, целеустремленность, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи одаренных детей;
  • Знание возрастной психологии;
  • Стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
  • Высокий уровень знаний предмета;
  • Требовательность и умение найти подход к нестандартным детям;
  • Высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность;
  • Доброжелательность, чуткость, педагогический такт;
  • Наличие организаторских способностей.  
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:
  • педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие Педагога с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  • педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • педагог считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  • педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
 
Педагог должен быть:
  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  •  профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.
Работа Педагога с одаренными детьми, включающая первичную идентификацию, выбор форм обучения, разработку учебных программ, их оценку и индивидуализацию – это сложный, динамичный, непрекращающийся процесс. Он требует от администрации и учреждения и педагогов, прежде всего, хороших знаний в области психологии и педагогике одаренности, сотрудничества с психологами, Педагогами и администрацией других образовательных учреждений, родителями. От   Педагога требуется постоянное пополнение знаний, совершенствование мастерства, гибкость, умение отказаться даже от творческой находки, если в данной ситуации она “работает” неэффективно. Готов ли педагог одаренного ребенка вступить в процесс постоянного саморазвития вместе со своими учениками? Это действительно непросто и не каждый человек обладает настолько мощными творческими ресурсами.
Приведем  список требований, которые предъявляются к Педагогу одаренных детей:
  • доброжелательность и чуткость;
  • знать, чувствовать потребности и интересы детей, разбираться в психологических особенностях одаренных детей;
  • наличие позитивного педагогического опыта работы;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • иметь широкий круг интересов и умений;
  • желательно иметь кроме педагогического, еще какое-либо образование;
  • иметь живой и активный характер, быть оптимистом и жизнелюбом, обладать чувством юмора, но без склонности к сарказму;
  • обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
  • иметь творческие возможности, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
  • иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению знаний.
 
Исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты твор­ческих способностей. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
  1. Развитие воображения.
  2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей
• обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
•работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества
•очно-заочные школы,
•каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
•система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
•детские научно практические конференции и семинары.
 
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
  1. Проанализировать деятельность педагогического коллектива учреждения в выявлении и развитии творчески одаренных детей.
  2. Разработать требования, предъявляемые к педагогам, работающим с одаренными детьми.
Ожидаемые результаты
  1. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
  2. Повышение уровня и качества овладения детьми задачами образовательной программы и социальными компетенциями.
  3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
  4. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.
  5. Увеличение числа педагогов, владеющих современными методами работы с одаренными детьми.
Основная часть
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме
одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.
Одаренный ребенок –это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки
для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Работу с детьми с явной, а также с потенциальной одаренностью в сфере
учебной и художественной деятельности педагоги нашей школы проводят на протяжении уже долгого времени. Результатом работы стала целевая
программа «Одаренные дети», в рамках которой мы предоставили
возможность обучающимся участвовать в олимпиадах, фестивалях, конкурсах, выставках декоративно – прикладного и художественного творчества, интеллектуально - деловых играх и др.
Анализируя свою деятельность по программе «Одаренные дети» мы
столкнулись с проблемами, ранжирование которых, предоставило нам
возможность оценить степень остроты проблем самих талантливых детей на
сегодняшний день:
  • Проблема педагогических кадров всегда была и будет проблемой
№ 1. В настоящее время серьезно стоит проблема подбора педагогов–
профессионалов для работы с детьми, проявившими в разных формах
одаренность, для работы в области отбора нового содержания образования и
реализации его на практике. А для полноценного психолого – педагогического сопровождения одаренного ребенка нужны еще и опытные психологи.
  • Проблема отбора нового содержания образования и его
методического обеспечения является системообразующей проблемой, которую по логике вещей можно ставить как проблему № 1, поскольку она охватывает все звенья функционирования и развития школы.
  • Проблема контингента одаренных детей требует соблюдения
нормативно – правовых и организационных мер. Проблема включает в себя
отработку диагностики одаренности и уровня развития этой одаренности.
  •  Проблема мотивации обучающихся на самообразование и
самореализацию.
  • Проблема мотивации родителей к разносторонней поддержке и
участию в процессе выявления и развития одаренности детей.
Что же нужно, чтобы наши дети сумели развить свои способности до
уровня одаренности и достойно реализовали себя в жизни?
Во – первых, мы должны знать природу способностей и стимулировать их проявление, во –вторых, создать условия для развития познавательных потребностей ребенка, которые являются важным звеном в процессе развития способностей до уровня одаренности.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, поэтому мы
направляем все свои усилия на постепенный поиск одаренных детей.
Выявление одаренных детей начинается с начальной школы раннего возраста. логического мышления. В своей работе педагоги используют методики Д.Хаана и Г.Кафа «Карта одаренности», с помощью которой определяют слабые и сильные стороны развития обучающихся, используют тест-вопросник, определяющий одаренность и направленность обучающихся к той или иной области деятельности. По окончании обучения в Школе раннего развития обучающиеся продолжают заниматься по выбранному им направлению в различных объединениях. Здесь педагоги помогают наиболее полно раскрыть способности детей, создавая при этом благоприятные условия для развития личности ребенка.
К педагогу, работающему с одаренными детьми, должны предъявляться
высокие требования. Современный педагог должен иметь четко
сформулированную позитивную я –концепцию, отличаться зрелостью и
эмоциональной стабильностью, высоким уровнем собственного
интеллектуального развития. Кроме высокого профессионализма он должен
обладать способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем
психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными
установками по отношению к людям, особенно к детям. Одна из главных
отличительных черт такого педагога- наличие стремления понимать и
принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и
индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса,
обучать, опираясь на сильные стороны каждого обучающегося.
Обучение одаренного ребенка, его умение самостоятельно усваивать
сложный материал – стартовая площадка, которая позволит педагогу
выполнить свою главную задачу – привить ему вкус к серьезной
исследовательской или творческой работе. И если он не сделает этого, ребенок
может стать всего лишь накопителем знаний, своего рода «базой данных».
Анализ участия воспитанников в различных конкурсах, смотрах,
районных и областных олимпиадах показывает, что в коллективе имеются дети с определенными способностями. Однако возможности и способности
творческих обучающихся не всегда в полной мере удается реализовать в ШРР.
Работа педагогического коллектива позволила более отчетливо увидеть проблему: невозможно только средствами и возможностями урока в школе развивать творческий потенциал личности.
Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и
развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности учреждения
дополнительного образования.
Но существует проблема «нераскрытости» детей, которая заключается в
том, что система образовательного процесса в школе не позволяет
«рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в
общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен
соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.
Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет интеграцию основного и дополнительного образования, целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая
детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не
проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть
серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их
способностей, является одним из главных направлений работы нашего
учреждения.
Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает
разработку и реализацию специальных программ. В эти программы включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.
Образовательные программы нового поколения, которые используют
наши педагоги, дают возможность построения в ее рамках для каждого
воспитанника индивидуального маршрута развития. Индивидуальные
образовательные маршруты разрабатываются как для одаренных детей, так и
для детей, имеющих особенности развития и здоровья, для обучающихся в
рамках проектной деятельности, выразивших желание изготовить авторское,
оригинальное изделие.
Индивидуальный образовательный маршрут помогает одаренному
ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий, а
ребенку, имеющему особенности развития и здоровья, почувствовать свою
значимость. Ребятам, работающим в рамках проектной деятельности, позволит изготовить эксклюзивное изделие повышенной трудности и выйти за границы обучения, проникая в любые образовательные области.
И, наконец, педагоги школы всегда помнят, что -
индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей
осуществляется и со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. В связи с этим, изменяется и позиция педагога: теперь он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.
В школе сформирована система сбора и анализа определения уровня знаний, умений, навыков, развития личностных качеств обучающихся через анкетирование, портфолио, индивидуальные карты.
Это необходимо для выявления, развития и стимулирования творческих достижений воспитанников. Для поддержки сформировавшихся талантливых воспитанников ежегодно проводятся творческие встречи, проблемные конференции, тематические семинары, поддерживающие сформировавшийся потенциал одаренности.
Этапы творческого развития личности одарённых обучающихся на всех
этапах реализации Программы отслеживались по следующим критериям:
наличие природных способностей, восприятие учебного материала, отношение и интерес к занятиям, инициативность и активность ребёнка, творческая направленность личности, наличие принципов и убеждений, общая культура и репродуктивные способности детей.
Одной из позиций оценки качества образования является оценка
индивидуальных достижений обучающихся. Но у всех обучающихся разные
возможности, склонности, потребности, поэтому у каждого творчески
одаренного обучающегося должен быть и индивидуальный образовательный
маршрут, который может меняться в зависимости от динамики возникающих
образовательных программ и в зависимости от развития психических процессов ребенка.
Таким образом, можно отметить, что процесс выявления, развития и
обучения одаренных детей образует единую систему.
Многие воспитанники имеют портфолио достижений за участие и победы в конкурсах, выставках, соревнованиях, конференциях различного уровня. Задачей педагогического коллектива стала
разработка иных подходов к составлению портфолио, наглядно и доказательно демонстрирующего личностный рост и развитие ребенка в избранной им деятельности.
Педагоги пришли к выводу: во-первых, в учреждении дополнительного
образования целесообразно оформлять портфолио творческих работ и
портфолио отзывов; во-вторых, имеет смысл пополнять уже имеющиеся
школьные портфолио результатами занятий ребенка в учреждении
дополнительного образования детей.
Успехи воспитанников кружков и секций говорят о положительном опыте работы с творчески одаренными детьми, что подтверждает необходимость продолжения деятельности по данному направлению с целью дальнейшей поддержки талантливых детей.
Заключение
            Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно - обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.
                 Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы “одаренный ребенок”. В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности. Одаренность конкретного ребенка – в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми, на этом этапе неоценима работа  педагога.  Необходимо подчеркнуть, что работа педагога с
одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс.
 Педагог для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие Педагога с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки,
Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности.
Пов

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»