Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Школьники будут играть в шахматы

Фомичев Владислав Иванович,
 педагог дополнительного образования, к.т.н.
 
Министр образования Ольга Васильева сообщила, что в ближайшие два года в школьные образовательные программы будет введена игра в шахматы. На самом деле в шахматы школьники играют давно и таких играющих очень много. Особенно талантливые становятся профессионалами, мастерами и гроссмейстерами и являются резервом наших сборных команд на всех уров-нях  соревнований. Возрастной диапазон шахматистов в последние годы рас-ширился – от десятилетних детей до ветеранов, а уровень турниров  от школь  ных и кружковых до международных. Естественно, что и российский прези-дент шахматной федерации ФИДЕ  К. Илюмжинов  и чемпион мира по быст-рым шахматам  С. Карякин приветствовали это решение. В Интернете появ-лось сообщение, что в 250 школах Москвы из 750, шахматы уже введены в школьные программы. Введены шахматы в школах Калужской, Липецкой, Белгородской и других областях Конечно, это будет способствовать освое-нию  школьникам и других предметов ( особенно, связанных с техническими дисциплинами), что уже многократно доказано на практике. Однако нельзя забывать о трудностях, связанных с введением новой программы. Количество часов и соответственно уроков в течение недели ограничено, как в младшей, так и в старшей школе. Для нового предмета надо выделить часы, удалив часы из других предметов и это не положительный фактор для любого предмета  Так как учителей по программе «шахматы»  не готовили, то естественно  такого  количества учителей для всех российских школ нет. Конечно,  улучшить ситуацию могут решить те школы, в которых были занятия в системе дополнительного  образования. Найдутся  учителя, умею-щие  играть  в шахматы, и на первом этапе обучения могут улучшить ситуацию. Отсутствие утвержденной программы  делают положение с обуче-нием шахматам достаточно сложным. Пока не определена официальная оцен- ка успеваемости по пятибалльной системе. В дополнительном образовании используются «Диагностические карты освоения образовательной программы обучающимися», заполняемой в начальном этапе обучения, с учетом возможных знаний о шахматах и правилах игры. В конце срока обучения заполняется  «Информационная карта освоения программы обу-чающимися». При этом программа обучения делится на несколько разделов с учетом сложности раздела и объёма в часах. Баллы в пятизначной системе суммируются и устанавливается уровень игрока званиями, такими как «низ-кий», «средний» и «высокий». При заполнении классного журнала условные оценки в баллах могут переводиться в обычные оценки, принятые в отечест-венной педагогической системе.
Предполагаемая программа обучения вводится с 4-го класса по одному часу в неделю. Программа начального обучения школьников младших классов составлена автором и используется в течении нескольких лет в сис-
 
 
- 2 -
теме  дополнительного образования  Эту программу можно использовать как с использованием компьютерных технологий и показом игры на проекционном  экране, так и с использованием комплектов шахматных досок с набором фигур. Главные трудности при таком обучении заключаются в том, что учителю трудно усваивать уровень усвоения программы. Если на первом  этапе – знание пешек и фигур легко проверяется, то дальнейшие знания – правила ходов, превращение пешек, относительная сила фигур, про-верять значительно труднее и требует индивидуального подхода к каждому ученику. В этой ситуации лучше всего использовать компьютерные диски с набором программ на  основе утвержденных классификаций отечественного или международного уровня для детей разного возраста. В интернет-пространстве опубликовано достаточно много различных программ подготовки шахматистов, но как правило эти программы рассчитаны на под-готовку шахматистов, имеющих спортивный разряд. Так в Санкт-Петербурге работают достаточно много таких спортивных школ, наиболее известные из них – Русские шахматы, школа имени Тайманова, школа Спасского и другие. Эти школы связаны с именами выдающихся шахматистов, жителями нашего города и достигшими выдающихся результатов мирового уровня. Такие школы носят как правило коммерческий характер.
Обучение в школах игре в шахматы ставит другие цели и задачи , основ-ные из которых – повысить культурный уровень образования, приучить само-стоятельно решать задачи разного уровня, дать возможность использовать компьютерные технологии для практического применения. В более старших возрастных группах школьников  можно продолжить использование более сложных программ обучения, или использовать дополнительное обучение с более объёмными и сложными программами.
При обучении игры в шахматы возникают не только трудности, но и ошибки, в основном методического характера. После внедрения основной школьной программы рационально подключить учеников к дополнительному образованию из расчета один или два часа в неделю. Многочисленная прак- тика показывает, что занятия два раза в неделю лучше всего усваиваются и остаются более прочно в памяти детей. Домашнее задание можно давать после усвоения начальной части курса, такие как название фигур, устройство доски, запись ходов и другие простые вопросы. Решение шахматных задач допускается в конце курса обучения, таких как мат в один ход или для наиболее успешных учеников – мат в два хода. Процесс обучения не должен быть скучным и сопровождаться отступлениями. Так после изучения фигур и шахматной доски можно задать вопрос: больше или меньше черных или белых клеточек на доске по горизонтали или вертикали или по диагонали и сколько можно иметь ферзей на доске. Ответы всегда вызывают изумление и положительную реакцию у детей. Никогда не следует предлагать детям играть «блиц» партию, так как дети инстинктивно стараются быстро делать
 
 
- 3 –
 
ходы и совершают ошибки («зевки»). Думать  и анализировать позицию – главная задача начинающего игрока в процессе обучения. В конце программы обучения следует научить основным правилам эндшпиля – прове-дению пешки и позиций мата малым количеством фигур. Опыт проведения детских турниров показывает, что имея значительное преимущество  в фигу-рах, игрок не может завершить партию матом, хотя возможности сделать это за несколько ходов есть. Отслеживая уровень повышения игры, следует пра-вильно подбирать соперников, так как постоянные проигрыши партий при-водят к потере интереса играть в шахматы. Педагог должен рационально сос-тавлять пары, чтобы более сильные играли с сильными, а слабые со слабыми.
Конечно лучше всего использовать компьютерные программы для оценки уровня игрока, в которых установлены классификационные программы, утвержденные Федерациями шахмат . По рекомендациям медицины играть в шахматы с компьютером следует не ране 7 лет. Ученики с удоволь-ствием сражаются с компьютером, повышая уровень сложности игры. Одновременно возникает и обратная связь – интерес к ЭВМ, её устройству, к пониманию, что такое алгоритм, как пишется программа. Здесь важен и эмоциональный контакт с машиной, возникающий при игре в шахматы. Не  случайно, что шестикратный  чемпион мира по шахматам и доктор техничес-ких наук, М.Ботвинник был одним из первых, кто составлял шахматную программу «Пионер» для компьютера..
Безусловно шахматное обучение можно продолжить в содружестве с ин- тернетом, так как в сетях имеется большое количество учебных пособий и целые книги по обучению в шахматы . В этом случае задача школы в том, чтобы организовать выявление лучших учеников-шахматистов, регулярно устраивая турниры школьных команд. Одновременно нужно держать посто-янную связь с родителями. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что ученики успешно играющие в шахматы, лучше успевают и по другим дисциплинам, прежде всего по математике, физике, химии и другим. Психо- логи  объясняют это тем, что у них быстрее и прочнее устанавливаются свя-зи в мышлении на несколько шагов вперёд и более быстрый анализ возникающей ситуации и рациональное решение проблемы.
Естественно, что переход на новую программу обучения потребует допол-нительных материальных затрат. Опыт лицея № 82 Петроградского района СПБ показывает, что эти затраты не столь велики, хотя детей учат играть в шахматы уже более 16 лет, а хорошие результаты сказываются не только на текущей успеваемости, но при поступлении в высшие учебные заведения.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»