Программа внеурочной деятельности
по изобразительному искусству в 3 классе
Умарова Малика Илхомджоновна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности по ИЗО для 3 класса составлена на основе программы: Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. Программа рассчитана для работы по учебнику: Кузин В.С.. Изобразительное искусство. 3 кл.: учебник / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условиям становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки:
Цели курса:
-
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
-
приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
-
реализация нравственного потенциала изоискусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;
-
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
-
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
-
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Форма организации учебного процесса. Основная форма – классно-урочная. По мере возможности проводятся экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, в театры, экскурсии по родному краю; заочные экскурсии (использование видеоматериалов о художественных музеях и картинных галереях). Уроки выстроены таким образом, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
В наш век – век колоссального прогресса науки и техники – искусство отнюдь не утратило своего значения как в области морального воспитания подрастающего поколения, так и в развитии ее художественного вкуса, восприимчивости к прекрасному в окружающей жизни, в прошлой и современной культуре. Каждому школьнику полезно знать историю искусства, художественное наследие. Картины и статуи, памятники графического и прикладного искусства дают нам наглядное представление о многих минувших событиях, вошедших в историю развития человеческого общества. Жизнь замечательных людей прошлого, являясь образцом гражданского долга, учит трудолюбию и высоким моральным качествам. Сколько интересного дают детям уроки изобразительного искусства по изучению его истории с древнейших времен до наших дней, жизни и творчества великих художников.
Межпредметные связи. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий). Распределение часов, данное в программе, следует считать примерным. Также примерными являются ссылки на произведения искусства, которые можно использовать на уроках.
Формы и виды контроля. Программой предусмотрены игровые викторины в конце каждой части курса, составление и отгадывание кроссвордов, творческие задания и выставки работ. Основной вид контроля – контроль выполнения практической работы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках ИЗО формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат). К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
Личностные результаты
-
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
-
овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-
формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
-
формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты
-
формирование первоначальных представлений о роли изоискусства в жизни человека;
-
формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
-
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
-
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ИЗОИСКУССТВА ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты
-
осознание своей национальной принадлежности, уважение к культуре и традициям народов России и мира; чувство гордости за свою Родину, народ;
-
осознание себя частью природного мира, принятие ценности природного мира, любовь к природе, бережное отношение к ней, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения;
-
принятие ценности семьи, любовь и уважение к родителям и близким, желание заботиться о младших и старших, ответственность за другого человека;
-
внутренняя позиция обучающегося, которая находит отражение в положительном отношении к школе, ориентации на образец поведения «хорошего ученика» и учебное сотрудничество с учителями и одноклассниками;
-
самооценка, включающая осознание своих возможностей в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха / неуспеха в учении;
-
знания моральных норм, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения / нарушения моральной нормы, этические потребности и чувства (сопереживание, отзывчивость, совесть и др.);
-
стремление к совершенствованию своих способностей;
-
эстетические чувства, представления о красоте окружающего мира;
-
мотивация на здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
-
внутренней позиции обучающегося;
-
эмпатии, способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей, выражающихся в поступках, направленных на помощь;
-
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений;
-
понимания границ того, «что я знаю» и «чего не знаю», и стремления к преодолению этого разрыва, умения видеть свои достоинства и недостатки уважать себя и верить в успех;
-
способности к решению моральных проблем на основе учета различных позиций и точек зрения на их решение, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-
устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-
установки на здоровый образ жизни и ее реализации в поведении и поступках.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД. К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
-
способность принимать и сохранять учебную цель, планировать свои действия по реализации этой цели;
-
умение последовательно осуществлять учебные действия; умение самостоятельно выполнять задание на основе выделенных учителем ориентиров;
-
умение контролировать свои учебные действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
-
умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, планировать свои учебные действия для их решения;
-
умения находить различные способы решения поставленных задач, выбирать наиболее эффективные;
-
умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД. К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
-
умение ориентироваться в учебнике (в оглавлении, рубриках, условных обозначениях, темах уроков), рабочей тетради;
-
умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, проводя аналогию со своим жизненным опытом или получая информацию из учебной и справочной литературы, в том числе используя информационно-коммуникационные технологии (работа с электронным приложением к учебнику и др.).
-
умение использовать знаково-символические средства (схемы, модели) для решения учебно-познавательных и практических задач;
-
умение проводить анализ и сравнение по заданным критериям;
-
умение выделять существенные и несущественные признаки объектов; умение устанавливать причинно-следственные связи в рамках изучаемого материала; умение подводить под понятие.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
-
умения осуществлять сравнение и классификацию на основе самостоятельно выбранных критериев, строить логические рассуждения;
-
умения доказательно обосновать свои суждения.
Коммуникативные УУД. К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
-
умение задавать вопросы, участвовать в диалоге, строить монологическую речь;
-
умение работать в паре, группе, взаимодействовать, выполнять различные роли;
-
умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
-
умения учитывать позиции других людей, отличные от собственной;
-
умения приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
умения разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников взаимодействия.
Предметные результаты
-
понимать значение изоискусства в жизни человека, осознавать изобразительное искусство как особое явление многонациональной культуры, относиться к нему позитивно и эмоционально-ценностно;
-
видеть прекрасное в искусстве, воспринимать, описывать, анализировать и оценивать произведения изоискусства, выделять выразительные средства, использованные художником при их создании, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
-
приводить примеры художественных музеев своего региона, России, мира, понимать их роль и назначение;
-
различать виды и жанры изоискусства, виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, ДПИ), понимать их специфику;
-
владеть разнообразными художественными материалами: карандашом, акварелью, гуашью, углем, тушью, пастелью и др.
-
изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы различной формы и несложные натюрморты; наблюдать, сравнивать и анализировать форму предметов, передавать их объем и пространственное положение на основе конструктивного строения и законов перспективы;
-
создавать средствами живописи, графики и скульптуры образы животных, человека, передавать их характерные черты, строение, пропорции, объем, движение;
-
создавать средствами художественного образного языка живописи и графики выразительные образы природы, передавать ее состояние;
-
создавать средствами живописи, графики и скульптуры образы архитектуры, передавать объем и пространственное положение на основе конструктивного строения и законов перспективы;
-
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, использовать выразительные средства изобразительного искусства: форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру, различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
-
использовать ритм и стилизацию форм для создания орнаментальной композиции, декоративные (геометрические и растительные) элементы для украшения изделий и предметов быта, предметной среды.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
понимать влияние изобразительного искусства на систему общечеловеческих ценностей, осознавать свои знания в области изоискусства как одно из проявлений собственного уровня культуры;
-
участвовать в обсуждении произведений изоискусства, подробно описывать их, высказывать аргументированные суждения;
-
создавать практическую работу на определенную тему с использованием разных художественных техник и материалов;
-
организовывать самостоятельную изобразительную деятельность, выбирать выразительные средства для реализации художественного замысла, творчески самовыражаться;
-
анализировать последовательность собственных действий при работе над творческим заданием и соотносить их с разнообразным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный рисунок (творческую работу) с исходным заданием;
-
выполнять простые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;
-
проводить исследование творчества любимого художника, создавать творческие коллективные и индивидуальные проекты;
-
использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности, создавать простые презентации по изоискусству в программе PowerPoint, выступать с ней перед аудиторией сверстников.
Содержание учебного предмета
На изучение изобразительного искусства в 3 классе отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (7 ЧАСОВ)
Рисование с натуры различных объектов действительности с передачей объема – трехмерное линейное и светотеневое изображение. Передача в рисунках пропорций, строения, общего пространственного расположения объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет», «вливания цвета в цвет». Рисование листьев деревьев, насекомых, машин, игрушек, цветов, натюрмортов.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ, ПО ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ (18 ЧАСОВ)
Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни, исторических, фантастических сюжетов, иллюстрирование литературных произведений. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям. Использование цвета как ведущего элемента тематической композиции.
ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА (7 ЧАСОВ)
Углубленное знакомство с народным ДПИ; художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Городец), изготовлением набивных платков (Павловский Посад). Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстера). Упражнения на выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав. Выполнение эскизов предметов, в украшениях которых применяются декоративные мотивы, используемые народными мастерами. Графический дизайн в исполнении поздравительных открыток и карнавальных масок. Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.
ЛЕПКА (3 ЧАСА)
Лепка фигуры человека, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению. Лепка тематических композиций по темам сюжетов быта и труда человека – «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т.п.
Беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения
Айвазовский И. Чёрное море; Феодосия. Закат солнца.
Алексеев Ф. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы. 1794 год; Вид Московского Кремля и Каменного моста, 1810-е годы.
Антокольский М. Пётр I.
Бубнов А. Утро на Куликовом поле.
Ван Гог. Подсолнухи; Кипарисы на фоне звездного неба; Мосты в Аньере; Звездная ночь над рекой Рона; Звездная ночь; Ветка цветущего миндаля.
Васильев Ф. После грозы; Кучевое облако.
Васнецов А. Основание Москвы; Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVIIвека; На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. Снегурочка.
Васнецов В. Автопортрет; Палата царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»; Брусила и берендеи-ребята; Снегурочка и Лель.
Ватагин В. Ягуар.
Ватто А. Жиль (Пьеро).
Врубель М. Интерьеры усадьбы Абрамцево.
Герасимов С. Лёд прошел.
Головин А. Эскиз декорации к балету «Жар-птица».
Грицай А. В Жигулях. Бурный день.
Дейнека А. Вечер; Тракторист.
Дубовской Н. Родина.
Дюрер А. Кролик.
Захаров Г. Улица Чехова. Москва.
Зверьков Е. Весна. Сельский пейзаж.
Иванов А. Ветка.
Игошев В. Моя Родина.
Икона «Богоматерь Владимирская».
Иллюстрации к детским книгам В. Алфеевского, Ю. Бабака, П. Багина, С. Балинского, О. Васильева и Э. Булатова, П. Виноградовой, А. Волынской, Н. Гольца, Г. Дмитриевой, В. Конашевича, А. Кошкина, П. Кузьмина, И. Латинского, В. Лебедева, Э. Лисснера, Г. Лукашевича, М. Майофиса, М. Меженинова, Т. Морковкиной, Г. Нарбута, Е. Попковой, Б. Тржмецкого, А. Тюрина, М. Успенской, Е. Чарушина, Д. Шмаринова, С. Ярового.
Иогансон Б. Салют.
Кандинский В. Смоленский бульвар. Зимний день.
Кварнеги Д. Панорама села Коломенское.
Кившенко А. Военный совет в Филях в 1812 году.
Клодт П. Укрощение коня.
Козлов С. Карнавал.
Корин П. Александр Невский; Портрет маршала Г.К. Жукова.
Крамской И. За чтением. Портрет С.Н. Крамской, жены художника.
Куинджи А. Облака; Полдень. Стадо в степи.
Кукунов М. Леопард; Лев; Волк; Сова.
Кустодиев Б. Масленица
Кэссет М. Мать, моющая засыпающего ребенка.
Лебедева Е. Черёмуха; Липа цветет; Сирень (вырезанки).
Левитан И. Вечер. Золотой плёс; Озеро. Русь.
Лентулов А. Ночь на Патриарших прудах.
Леонардо да Винчи. Зарисовки растений; Лилия.
Маковский К. Русская красавица; У околицы; За чаем; Боярыня у окна; За прялкой (портрет дочери Ольги); Боярский свадебный пир в XVII веке.
Малышева О. К Гангу.
Мане Э. Портрет мадам Жюль Гийме.
Мартос И. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Микешин М., Шредер И. и др. Памятник «Тысячелетию России» в Новгороде.
Моне К. Автопортрет; Сад художника в Ветёе; Кувшинки; Белые кувшинки. Живерни; Нимфеи. Водяные лилии; Скалы в Бель-Иле.
Мухина В. Рабочий и колхозница.
Нестеров М. Девушка у пруда.
Пикассо П. Мать и дитя.
Пименов Ю. Снег идет.
Пластов А. Жатва; Ужин трактористов; Мама.
Рафаэль. Сикстинская Мадонна.
Рембрандт. Слоны.
Ренуар О. Моне, рисующий в своем саду в Аржантёе; Завтрак гребцов.
Репин И. Портрет В.А. Серова; Портрет Василия Дмитриевича Поленова.
Рерих Н. Три радости; Слобода Берендея; Снегурочка; Мороз; Снегурочка и Лель.
Рылов А. Белки.
Серебрякова З. Зеленая осень.
Серов В. Октябрь. Домотканово; Портрет И.И. Левитана; Рабочие с тачками; Борзые; Волк и журавль; Иллюстрация к басне И. Крылова «Квартет».
Сидоров В. Праздник; Тихая моя Родина.
Синьяк П. Гавань в Марселе.
Скрик О. Репейник.
Сомов К. Занавес для свободного театра в Москве; Арлекин и дама; Арлекин и смерть; Язычок Коломбины.
Сурбаран Ф. Натюрморт.
Суриков В. Вид на Кремль; Переход Суворова через Альпы.
Тёрнер Д. Кораблекрушение.
Ткачёвы А. и С. Матери.
Торлов Д. Рысёнок.
Тропинин В. Кружевница.
Тырса Н. Портрет А. Ахматовой.
Фонвизин А. Маки; Сирень.
Шишкин И. Травки; Последние лучи.
Шмелева М. Венецианский карнавал.
Щедрин С. Берег Сорренто с видом на остров Капри.
Яблонская Т. Хлеб.
Тематическое планирование
Тема урока
Количество часов
1
Введение. Мой прекрасный сад
(рисование на темы)
1
2
Летние травы
(рисование с натуры)
1
3
Прощание с летом.
(рисование с натуры)
1
4
Дивный сад на подносах
(декоративное рисование)
1
5
Осенние фантазии
(Лепка и дизайн)
1
6
Осенний букет
(рисование с натуры)
1
7
Линии и пространство
(художественное конструирование и дизайн)
1
8
Портрет красавицы осени
(рисование по представлению)
1
9
Дорогие сердцу места
(рисование с натуры)
1
10
Машины на службе человека
(рисование с натуры)
1
11
Труд людей осенью
(рисование на тему)
1
12
Мы рисуем животных
(рисование по памяти и представлению)
1
13
Лепка животных
(лепка)
1
14
Животные на страницах книг
(Иллюстрирование)
1
15
Где живут сказочные герои
(рисование по памяти)
1
16
Сказочные кони
(декоративное рисование)
1
17
По дорогам сказки
(иллюстрирование)
1
18
Сказочное перевоплощение
(художественное конструирование и дизайн)
1
19
Дорогая моя столица
(рисование на тему)
1
20
Звери и птицы в городе
(рисование на тему)
1
21
Видит терем расписной…
(лепка)
1
22
Создаем декорации
(иллюстрирование)
1
23
Великие полководцы России
(рисование на тему)
1
24
Красота в умелых руках
(декоративное рисование)
1
25
Самая любимая
(рисование по памяти)
1
26
Подарок маме - открытка
(художественное конструирование и дизайн)
1
27
Забота человека о животных
(иллюстрирование)
1
28
Полет на другую планету
(рисование на темы)
1
29
Головной убор русской красавицы
(декоративное рисование)
1
30
Рисуем сказки А.С. Пушкина
(иллюстрирование)
1
31
Весенняя веточка
(рисование с натуры)
1
32
Праздничный салют
(рисование на темы)
1
33
Красота моря
(рисование на темы)
1
34
Родная природа. Облака
(рисование с натуры)
1
35
Пусть всегда будет солнце
(рисование на темы)
1