Концертмейстер в детском театральном коллективе
Швец Анна Каринеевна
Суть работы концертмейстера в сфере дополнительного образования почти такая же, как и в других категориях, но, поскольку речь идет о занятиях в детском театральном коллективе, то следует отметить, что здесь от пианиста требуется не только артистизм, отличное владение инструментом, но и умение правильно подобрать репертуар к занятиям и театральным постановкам, понять замысел педагога-режиссера и почувствовать творческий потенциал каждого ребенка, исполняющего ту или иную роль.
Концертмейстер – это многогранная и увлекательная профессия, поэтому именно в работе с театральным детским коллективом появляется возможность показать, что музыка и актерское мастерство в своем гармоничном единстве - прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. В постановках спектаклей музыка дает наполнение театральному действию, способствует созданию определённой эмоциональной атмосферы спектакля, наряду с прочими средствами воссоздаёт исторический, национальный и локальный колорит, углубляет характеристики персонажей. А в работе с детским коллективом она еще дает возможность руководителю и концертмейстеру расширить музыкальный кругозор юных актеров, привить им хороший вкус, чувство стиля и формы.
Хороший концертмейстер, бесспорно, обладает высокой музыкальной культурой, тонким художественным вкусом и профессиональным мастерством, большим воображением, высокой эрудицией, умением разбираться в вопросах стилистики, эстетики, истории музыкально-театрального искусства.
Музыка в театральной практике существует, вероятно, столько же времени, сколько существует сам театр. В книге «Размышления о театре», известный современный французский режиссер и актер Жан-Луи Барро так пишет о происхождении театра: «Изначально человек выражал себя тотально: он говорил, пел и танцевал в едином порыве, для выражения одной эмоции. По сути своей, он выражал себя музыкой: нерасторжимым сплавом пения, музыки и танца. Рождающийся театр принял стиль, который состоит из этого сплава: поэзия, песня, танец. Театр — это музыка в полном смысле слова».
К театральной музыке нельзя подходить со стандартными мерками. Музыка для спектакля может быть написана специально, может быть подобрана из ранее написанных произведений.
Музыка активно формирует впечатление зрителя, но делает это, как правило, незаметно, ненавязчиво, почти всегда оставаясь вне его конкретного восприятия. Зритель обычно уносит общее впечатление о спектакле, оценивает игру актеров, режиссерское решение, художественное оформление, но почти никогда не задумывается над тем, что именно внесла музыка в это общее впечатление.
Концертмейстер должен уметь не только подбирать музыку к спектаклю, но и художественно обрабатывать музыкальный материал, изменять музыкальную фактуру в соответствии с задачами, поставленными руководителем коллектива, режиссёром-постановщиком, использовать приёмы воспроизведения на фортепиано тембров оркестра, владеть техническими приёмами преодоления пианистических трудностей знать основы фортепианной аранжировки нотного текста.
Работая концертмейстером в детском театральном коллективе на протяжении нескольких лет, прихожу к выводу, что главное в этой работе –умение донести авторский и режиссерский замысел через музыку до детей-актеров и зрителя, а это достигается бесспорно любовью и интересом к своей профессии, постоянным ее совершенствованием, взаимопониманием и взаимодействием педагогов, работающих в одном коллективе. Концертмейстер выстраивает свои творческие отношения с педагогом, руководителем коллектива на профессиональной основе. Постоянная их работа в одном классе предполагает координацию совместных действий и усилий, единомыслие.
Исходя из опыта музыкального сопровождения детских театральных постановок, убеждена в том, что, подбирая музыкальный материал к постановкам, не следует упрощать уровень музыкальных произведений в расчете на то, что детям это будет доступнее и идти на поводу у модных тенденций, если, конечно, этого не требует замысел самого спектакля или воплощение определенного образа. Музыка к спектаклю должна представлять лучшие образцы мирового музыкального наследия, и подобрана должна быть в едином стиле. В этом случае педагог и концертмейстер имеют возможность не только расширить музыкальный кругозор занимающихся в коллективе детей, но и привить им любовь к настоящему искусству, привить понимание стиля и хороший вкус, воспитать культурного понимающего и образованного актера или зрителя.
На мой взгляд, недопустимым является использование в спектакле набора произведений, не сочетающихся по стилю и жанру. Это разрушает единство постановки и не способствует формированию хорошего вкуса у юных актеров. В наше время этот вопрос очень актуален, поскольку, зачастую, занятия в детских коллективах – это, у некоторых детей, единственная возможность соприкоснуться с настоящим классическим искусством.
В качестве примера могу привести подбор музыки к спектаклям «Снежная королева» и «Морозко», которые есть в репертуаре нашего театрального коллектива и имеют большой успех у публики на различных мероприятиях и конкурсах.
В спектакле «Снежная королева» использована музыка таких композиторов начала 20 века, как С.Рахманинов, Н.Метнер, А.Скрябин, С.Прокофьев. Фрагмент из фортепианной «Сонаты – воспоминания» Метнера открывает спектакль. Эта музыка с самого начала создает сказочную, таинственную атмосферу. Образ Снежной королевы сопровождается леденящими душу пассажами из Этюда картины ми-бемоль минор («Метель») С. Рахманинова, а образ разбойников становится ярче благодаря музыке С. Прокофьева.
В постановке спектакля «Морозко» звучит музыка М. Мусоргского, И. Стравинского, А.Лядова. Образ Марфушеньки подчеркивает неповторимый музыкальный язык И. Стравинского, в котором переплетаются фольклорные темы, «архитектурно-музыкальные» конструкции неоклассического периода, мистическая атональность, додекафония и абстрактное смешение звуков, шумов и голоса. Зарисовки природы дополняет музыка А.Лядова и Римского-Корсакова. Всем этим композиторам свойственно обращение в своем творчестве к жанру сказки, притчи, фантастической картины.
Для школьников-участников сценического действия эта музыка иногда оказывается узнаваемой (школьная программа по предмету «Музыка», СМИ, концерты и т.п.), и они с большой радостью и воодушевлением реагируют на узнаваемый фрагмент. Это в дальнейшем позитивно сказывается на воплощении образов и работе над спектаклем в целом.
На концертмейстере лежит большая ответственность – подобрать и мастерски исполнить такую музыку, которая сможет обогатить сценическое действие, придать ему новые краски, быть созвучной с чувством персонажей или, наоборот, контрастной, найти живой отклик в сердцах исполнителей ролей и ту тональность ее звучания, которая соответствует характеру сценического действия. А у самих актеров и зрителей – школьников таким образом формируется представление о музыкальной культуре, развивается образное мышление, которые при постановочной работе помогают воспринимать музыку и актерское воплощение образов в единстве.