Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Моделирование художественно-творческого процесса -
основная методическая позиция для осуществления
реализации идей развивающего образования
на занятиях вокально-хорового творчества. 

Жаркова Жанна Валерьевна

Нельзя заставить ребёнка полюбить музыку…  Он может   заниматься  ею: играть, петь, танцевать, повинуясь жизненным привычкам или формальной дисциплине.
Да, педагоги научились создавать условия, когда у ребёнка пробуждается желание заниматься музыкой, творчеством. Но всегда ли при этом получается художественно- творческий процесс?
Важнейшими условиями  художественно- творческого процесса являются:
                           -мотивация восприятия музыки
                           -внутренняя потребность восприятия музыки
Таким образом, чтобы ребёнок смог постичь музыку именно на деятельностной основе, у него должна быть и внутренняя потребность, и мотивация такого постижения. 
У  маленького ребёнка  заложена генетическая   потребность к искусству. Исходя из такой потребности   ребёнок  и должен сочинять музыку, исполнять её, слушать, размышлять…
Но «убивает» естественную потребность ребёнка в общении с искусством обыденность, штампы, информация, не выходящая за рамки привычного житейского опыта ребёнка…
 Начальный уровень детского развития- это «топтание на месте». Да, несомненно, элементарное приносит детям радость, но не имеет ничего общего с развивающим музыкальным образованием. Ни детские чувства, ни  мышление  не превращают познание в творческий поиск. Познание превращается в обыденность.
Что же такое моделирование творческого процесса?
Это прохождение пути рождения музыки, воссоздание её как бы изнутри, проживание самого момента воссоздания. Школьники ставятся в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника Только пройдя путь такого творца, ребёнок будет понимать- как пишется музыка, как создаётся  мелодия , как исполнять музыку, как её слушать.
Для раскрытия  содержания данного метода предлагаю ознакомиться  с педагогической  технологией «СОЧИНЕНИЕ СОЧИНЁННОГО»
 Прежде всего, это самостоятельность в поиске знаний, творческая активность,
Это  дополнение  для себя (когда школьник в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию сопоставляет, сравнивает, выбирает, создаёт),развитие способности к индивидуальному слушанию и творческой интерпретации.
Например, прежде чем приступить к разучиванию вокальной партии  из «Вальса снежинок» П.И. Чайковского, ребятам предложено сочинить  стихи из предложенных слов. Прочитать  стихи с разной интонацией, динамикой.
                   Снег, снег падает,
                    Снег, снег радует
                    Зима хороша,
                     Поёт, улыбается душа!
 Затем определить  характер, акцентировать внимание на сказку.
Методические приёмы:
-Моделирование ролевой ситуации.
Игра « Если бы я был композитором…» 
Искусство и игра имеют тесное сходство. Игра способна развивать творческую природу ученика.
Игра «Я композитор, а это значит…» Продолжите! ( сочиняю музыку, вкладываю в музыку свою душу, знаю инструменты, средства музыкальной выразительности…) Композитор не просто создаёт  мелодию, а закладывает смысл, выражает чувства…«Что ты хотел сказать своей мелодией?» «Почему именно это важно для тебя»?.. «А важно ли это для других?» «Зачем ты сел за инструмент, что ты хочешь сказать ему»?)
Какие чувства выразит ваша музыка, как она будет звучать?- лёгкая грусть, нежность, волнение…
 (Музыка нежная, красивая, ласковая, сказочная, лёгкая и т.д.) Почему ? Напеть свой вариант мелодии.
Средства музыкальной выразительности. (динамика, темп, ритм) Жанр- вальс.
Исполнительский состав- оркестр или сольная партия?
 Вокальная или инструментальная музыка?
Обозначаю, что есть композитор, который написал музыку волшебную, сказочную, зимнюю… Так происходит знакомство с П. И. Чайковским
  Ритмодекламация
Ритм стихотворной речи рождает ритмическую эмоцию. В сочетании с музыкой стихотворная речь позволит усилить музыкальное восприятие и побуждает детей к выразительности речи
(Играю мелодию Чайковского. Обращаю внимание на гласные буквы в стихах. Пробуем проговорить стихи в ритме без музыки, затем с музыкой.)
  «Пластическое интонирование»
Создание образа при помощи пластики и простейших движений. Движения рук координируются с речевым звучанием гласных и согласных и их сочетанием.  ТРЕНИРОВКА РЕЧИ В ДВИЖЕНИИ.Какие движения подойдут и почему?
 « Вокальное интонирование мелодии».
 Пропевание текста стихов с покачиванием корпуса.
 « Инструментальное  музицирование»
 Предлагаются   варианты- солирующие инструменты или  оркестр? Если оркестр, то какой?  Почему? И т.д. Ребята аргументируют ответы.
( колокольчик, металлофон, треугольник.) Теперь музыка звучит вместе с выбранными инструментами. Ребята музицируют.
« Дирижёр» выбранными жестами управляет детским «оркестром».
Таким образом, прежде чем исполнить  произведение, проходит активная эмоционально-творческая подготовка.настоящее прочувствованное и продуманное восприятие музыки- одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли…И тогда вместе с голосом запоёт и душа…

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»