Музыка как состояние души
(описание опыта работы)
Рабинович Елена Доновна.
педагог дополнительного образования
отдела музыкального воспитания
ГБУ ДО «ПДДТ» Невского района Санкт-Петербурга
Образование
Образование – высшее.
Ленинградский ор.Дружбы народов государственный институт им.Крупской (1981-1986)
Специальность - руководитель хорового коллектива.
Общий стаж работы- 40 лет. Стаж работы в отрасли- 40 лет.
В девятнадцатилетнем возрасте, после музыкального училища, я пришла в дом пионеров (ныне «Правобережный дом детского творчества»), в котором работаю по сегодняшний день. Мне предложили вести старший хор. Я с радостью взялась за дело, пошла по школам, набрала около70 человек учащихся 6-10 классов. Успешному росту коллектива способствовал мой «бешеный» энтузиазм, энергия, молодость и огромное желание работать с хором. Даже отсутствие опыта не помешало моему коллективу расти и добиваться отличных результатов. В первый же год на городском конкурсе мы получили диплом 1 степени, а со временем мы прочно вошли в число лучших хоров в системе дополнительного образования.
Работа со старшеклассниками укрепила меня в уверенности, что я могу работать только с этим возрастом, так как это постоянная возможность для профессионального роста.
Когда мой четырёхлетний сын поступил в музыкальную школу, и потрясающая учительница по сольфеджио добивалась от малышей блестящих результатов, мне впервые пришла в голову мысль попробовать себя на этом поприще.
В доме творчества к тому моменту у нас с моей коллегой - Косяковой Татьяной Михайловной, выстроилась многоступенчатая система хоровой студии. Она вела младшую и среднюю хоровую ступень, а я старшую и молодёжную. Очень не хватало подготовительной, дошкольной ступеньки. Возникла острая необходимость принимать детей в младший хор уже подготовленных и интонирующих. И я, с благословления администрации, с интересом взялась за новый вид работы. Именно в те годы в капелле начала работать Галина Курина, которая на наших хоровых методических объединениях проводила блестящие семинары по хоровому сольфеджио. Об этом предмете мало кто тогда знал. Программа Г.Куриной стала отправной точкой для моей новой деятельности.
С тех пор прошло 24 года. Хоровое сольфеджио сегодня – мой любимейший предмет, я обожаю своих маленьких учеников и получаю удовольствие от общения с ними ничуть не меньшее, чем от старших хоровых коллективов. За эти годы выстроилась собственная система преподавания и видения предмета, отличная от Г.Куриной и от многих других моих коллег.
Принципиальное отличие в том, что большинство коллег отводит хоровому сольфеджио время непосредственно на хоровых занятиях, уделяя первостепенное значение вокально-хоровой работе. А я глубоко убеждена в том, что заниматься вокально-хоровой работой с неинтонирующими детьми - неблагодарное дело, и очень долгое. Можно конечно (что обычно и делают, особенно в школах искусств) набрать изначально поющих детей и работать себе в удовольствие. Но как же быть с остальными? Ведь не секрет, что все любят петь, и в любом возрасте. И не секрет, что людей без музыкального слуха не бывает. Его якобы отсутствие – это не что иное, как неумение управлять своим голосом. Именно хоровое сольфеджио блестяще справляется с этой задачей. Но это серьёзная, постепенная, продуманная до мельчайших деталей работа, которая по моему опыту даёт за один год стопроцентный результат. Большинство моих старших певцов когда-то пришли ко мне на сольфеджио, не имея ярко выраженного музыкального слуха. Некоторые просто «гудели». Сегодня они поют сложнейшие многоголосные партитуры. Это ли не доказательство того, что чистое интонирование подвластно любому?
Поэтому хоровое сольфеджио я выделяю в отдельное занятие и оно считается основным, а хор вспомогательным. Хотя понятно, что постепенное выстраивание чистой интонации работает в первую очередь на хор.
Готова поделиться опытом, как я ежегодно набираю детей. Это очень важный и (надо признаться) утомительный этап работы. В конце учебного года я обхожу детские сады, с которыми уже давно установлен контакт и прослушиваю детей старших (будущих шестилетних) и подготовительных (будущих первоклассников) групп. Задание простое. Дети должны повторить с голоса (без инструмента) нисходящее трезвучие со словами сол-ныш-ко. Если ребёнок попытался эту фразу хоть как то протянуть, а не сказать, я приглашаю родителей в конце мая на мастер-класс, предварительно объяснив, что предмет разовьёт ребёнку не только слух и ритм, но и поможет с математикой, логикой и абстрактным мышлением. Мастер класс должен быть ярким, конкретным, игровым, динамичным. Родители должны понимать, что предмет серьёзный и требующий их участия. Как правило, 90 процентов из тех, кто приходит на мастер-класс в начале учебного года записываются ко мне на предмет.
На хоровом сольфеджио присутствие родителей – обязательно! Это тоже принципиальное отличие моего преподавания. Во-первых родители участвуют в работе, особенно связанной с ритмическими заданиями и играми. Во-вторых, они помогают детям освоить теоретическую часть. Петь с детьми дома я не разрешаю, объясняя, что это моя работа. Ну и главное, что родители сами для себя открывают целый мир, ранее им неведомый. Видя результаты, их заинтересованность возрастает в разы!
Теперь об особенностях самого преподавания предмета. Понятно, что основная задача сольфеджио – развить детям слух, ощущение лада, ритма, музыкальной памяти. Хоровое сольфеджио, в отличие от простого, в первую очередь предмет вокальный. Пение – основа, а на первоначальной стадии обучения единственная форма работы на занятии. Две главных составляющих музыкального языка - слух и ритм на этой стадии изучаются отдельно друг от друга. Принцип разделения, а затем соединения навыков – очень правильный на мой взгляд. На этом же принципе я строю работу по изучению нот и ступенек лада (по релятивной системе).
Работа с нотами и ступенями идёт параллельно. Ноты в первый год обучения мы не поём. Изучая их, я пользуюсь методом устного рассказа в сказочно - игровой форме. Более того, как только дети осваивают местонахождение нот, строят на пальцах (нотном стане) звукоряд от любой заданной тоники, определяют нотами вводные тона 2 и 7 ступени, строят нотами простое тоническое трезвучие в восходящем и нисходящем движении - мы с ними (нотами) расстаёмся.
Глубоко убеждена в том, что подробное изучение нот и конкретных тональностей в первый год обучения, тормозит главной процесс – работу над интонированием! Над интонированием мы работаем в течение всего учебного года с помощью музыкальной лестницы. Музыкальная лестница (звукоряд), нарисованная мелом на доске и в приложение к ней кукла Маша - самое простое и доступное пособие. По лестнице нельзя просто ходить, на ней Маша может только петь. Маша поднимается и спускается, прыгает, топчется на месте - голос неотступно идёт за ней. Более наглядного и понятного способа восприятия не придумать. Кукла поёт (моим голосом) на лестнице, а дети каждую ступеньку показывают всем хорошо известным способом - ручными знаками. Когда-то Г.Курина предложила заменить слоги релятивной системы (зо, ви, лё…) на раз, два, три…Мне это тоже кажется более осмысленным способом. Каждой ступеньке определено своё место в ладу и дети параллельно с пением учатся счёту.
На первых трёх занятиях работы с лестницей мы получаем следующие знания. На нашей лестнице семь ступенек. Сыграв весь звукоряд на инструменте, доказываю, что этажей много, и на каждом музыкальном этаже по семь ступенек. К нашей лестнице пририсовываю ещё одну ступеньку, но другим цветом мела. Путём рассуждений приходим к выводу, что это новый музыкальный этаж и его первая ступенька. Я стараюсь подвести детей к правильному ответу, но никогда не подсказываю. Первая часть занятий (пока не устали) всегда проходит в сложном мыслительном процессе. На вопрос – почему на втором этаже только первая ступенька, мы с Машей пытаемся спеть звукоряд второй октавы. Голос противно пищит. Приходим к выводу, что на втором этаже голос справляется только с первой ступенькой, а дальше ему (долго ищем нужное слово) - ВЫСОКО. Тут же рисую на лестнице под нижней первой - ступеньку нового цвета. Думаем. Кто-то самый умный выкрикивает - Седьмая! Уходим с Машей в малую октаву и понимаем, что голосу там тоже неудобно, потому что - НИЗКО,
Когда у нас появляется лестница с нижней и верхней первой ступенькой, рассказываю, что на лестнице живёт очень важная особа - королева. Надо её отыскать. Играю на инструменте нисходящий звукоряд, обрываю мелодию на второй ступени. Дети понимают, что нет заключительной точки. Как только точка ставится, мы слышим, что первая ступень - самая сильная. И зовут её - ТОНИКА. Дальше выбираем тонике помощников. Если помощник нравится – надо крикнуть - БЕРЁМ, если нет - НЕ БЕРЁМ. Поиск помощников королеве превращается в увлекательную игру, которую дети очень любят. Когда приходим к выбору 3 и 5 ступени, которые консонируют с тоникой – мои ученики горды собой необычайно! Сами нашли, сами выбрали. Я даже не помогала. Задаю вопрос - сколько выбрали звуков вместе с королевой?- Три! Отсюда новое слово ТРИзвучие. Кто у них самый главный? – Тоника. Значит Тоническое трезвучие, в честь королевы. На третьем занятии появляются такие понятие, как ступеньки сильные - УСТОЙЧИВЫЕ и слабые –НЕУСТОЙЧИВЫЕ.
Я подробно остановилась на этих трёх занятиях потому, что терминами – тоника, трезвучие, устойчивые и неустойчивые ступени мы пользуемся на каждом занятии в течение всего учебного года.
Вся первая четверть посвящена теме – ступени, звукоряд, развитие ладового ощущения. Мы много времени отводим пению устойчивых ступеней, в различных их расположениях.
Вторая четверть отводится интервалам. Начинаем со сказки, где главные героини - две сестрёнки Терции (большая и маленькая) живут вместе с мамой Октавой. У девочек есть верные друзья – собачки секундочки (большая и маленькая). Девочки, не спросив разрешения, уходят в лес и попадают в плен к злой ведьме – большой Септиме, которой прислуживает шакал Тритон. Девочек спасает солдат Кварта с помощью доброй феи Квинты и её верных слуг - двух оленей Секст. Квинта не только спасает девочек, но превращает ведьму из большой Септимы в Малую. И она тоже становится доброй. Всё это я рассказываю подробно и в красках. У каждого героя - своя музыкальная тема. После этой сказки дети сразу узнают интервалы на слух. Наши интервалы далее перемещаются на лестницу. Чтобы объяснить материал доступным языком, я прошу кого-нибудь из детей мне помочь. Ставлю ребёнка рядом и говорю: «Я и Коля - мы две ступеньки. Я всё время первая, а Коля будет перемещаться всякий раз на шаг вправо» Я начинаю петь интервалы, начиная с секунды, с каждым шагом вправо, интервал меняется. Когда мы доходим до октавы, ребёнок стоит в другом конце класса. Благодарю ребёнка. Задаю детям вопрос. Сколько ступенек в любом интервале? Сначала начинают гадать, но потом соображают, что нас с Колей было двое. А что между нами менялось? Расстояние. Итак, интервал – это две ступеньки, между которыми меняется расстояние. Определение интервалу дано, и дети его уже не забывают. Всё наглядно и понятно.
Точно так же с помощью самих детей я объясняю тему обращение интервалов. Я – тоника нижняя, один ребёнок - верхняя тоника. Второй ребёнок перемещается от нижней тонике к верхней. Один интервал превращается в другой. Мы их называем интервалы - перевёртыши. Одна из любимых игр - спой «зеркальный интервал». Я пропеваю интервал восходящим движением. Ты квинта? Дети «отвечают» этим же интервалом сверху вниз – Я квинта. Точно так же играем в игру - спой «перевёртыш». Я задаю вопрос - Ты квинта? Дети отвечают от пятой ступени восходящим движением - Я кварта, и попадают на верхнюю тонику. Таким образом голос учится прыгать скачками вверх и вниз. Это отличный интонационный навык.
Третья четверть – аккорды. Узнаём, что такое аккорд. Оказывается, что тоническое трезвучие, о котором мы знаем с первых занятий - это тоже аккорд. Строим на лестнице трезвучия от каждой ступеньки. На первой ступеньке выстраивается мажорное трезвучие. Рисую на ней весёлый смайлик. На второй и третьей ступеньке - смайлики грустные - трезвучия минорные и т.д. Ищем на лестнице весёлые смайлики - родственные тоническому трезвучию. Все грустные рожицы стираем, и на лестнице остаются три весёлых смайлика - на 1,4,5 ступенях. Главные ступени лада. Рассказываю детям, что все три трезвучия - близкие родственники. Тоника-мама. Субдоминанта (новое слово) – тётя, Доминанта (новое слово) – доченька, которая без мамы самостоятельно существовать не может, и обязательно должна снова вернуться в Маму Тонику. Вот этими именами мы и пользуемся: Мама-Тётя-Дочка-Мама.(T-S-D-T). Попевка: Та-ет снег-Т(1-3-5-), Та-ет лёд-S(4-6-1), И вес-на-D(5-7-2), К нам и-дёт-T(1-5-1).С ней мы работаем в разных вариантах. Важно научиться слышать и интонировать главные ступени лада.
Четвёртая четверть - Закрепление всего пройденного материала. Именно в этот период мы начинаем импровизировать, придумывать свои попевки. В этой четверти появляется минорный звукоряд (гармонический). Все наши музыкальные игры по всем пройденным темам варьируются, ускоряют темп. Но главное, исчезает лестница, нарисованная на доске и кукла Маша. Мы работаем с помощью привычных уже ручных знаков.
В конце года - экзамен. В него входят 7 заданий (звукоряд мажор-минор, развёрнутое трезучие вверх и вниз, зеркальные интервалы и перевёртыши, попевка с показом руки, трезвучия главных ступеней и два ритмических задания).
Каждое занятие хорового сольфеджио условно делится на пять частей.
Первая часть (7 минут) - новый материал. Это самая «мыслительная» часть занятия. Я стараюсь весь новый материал давать в виде тестов, больше спрашиваю, чем объясняю. Игровая форма – обязательна!
Вторая часть – пение попевок (10 минут). Попевка - небольшая восьми тактовая песенка со словами. Сначала её пропевает кукла на лестнице, а потом в разных вариантах поют дети, с обязательным показом ступеневой величины. Эта очень важная интонационная часть работы, на которой я остановлюсь подробнее. Попевки я подбираю, а чаще придумываю сама. Каждая из них выполняет совершенно конкретную задачу. Очень важно, что все попевки, которыми я пользуюсь на сольфеджио, мы поём на хоре. Мы на них распеваемся. Когда очередная песенка берётся для анализа и разбора на сольфеджио, детям она хорошо знакома. Это очень облегчает задачу изучения движения мелодии и ритма.
Попевки распределены на следующие группы:
- Поступенное движение мелодии, когда не пропускается ни одна ступенька
- Опевание тоники вводными тонами
- Песенки, работающие только на устойчивых ступенях с включением верхней тоники-(развёрнутое трезвучие).
- Попевки с переменным ладом.
5. Попевка на подчинение неустойчивых ступеней - устойчивым. Её я выделяю, в отдельную песенку-правило .
6.Попевки с большими скачками.
Их я начинаю вводить параллельно с темой – интервалы, когда мы уже знаем интервальную величину скачков.
7.Попевка с введением нижней доминанты.
Эти попевки я начинаю проходить вместе с темой аккорды, когда есть понимание слова доминанта.
Третья часть - Игра. (5 минут) После интенсивной работы необходимо отдохнуть. У меня несколько игр в запасе. Все они нацелены на концентрацию внимания.
Четвёртая часть - работа с ритмом.(8-10 минут). Всем известно, что развить чувство ритма (при его отсутствии) намного сложнее, чем слух. Поэтому группы ритмических упражнений должны отличаться большим разнообразием. На первом уроке дети узнают о существовании музыкальных шагов. «Бабушкины шаги» - половинка, «мамины шаги»- четверть, «детские шаги» - восьмая. Сразу же распределяем шаги на 3 группы - Родители хлопают мамины шаги, я бабушкины., ученики – детские. Тут же сразу меняемся ролями.
Для прохлопывания слов из двух шагов очень подходят детские имена Ва-ня, Ле-на. -Рисуем слоги, а под ними шаги (четверти)..
Следующие имена с включением восьмых: ВА-неч-ка. ЛЕ-ноч-ка. Это уже три слога.
Прохлопывание фраз: у во-рот , о-го-род, в о-го-ро-де дуб-рас-тёт; у ко-зы ро-ГА-ТОЙ,чуд-ны-е коз-ЛЯ-ТА, и.т.д.
Ритмическая игра «Эхо» - слушание и повторение цепочки шагов за педагогом.
Чтение дорожек и из «столбиков» и «воротцев», выписанных на доске. Выкладывание ритма знакомых попевок. Угадывание знакомой песни по хлопкам. И многое другое.
Пятая часть урока - любимая ритмическая игра «Торопыжки, Опоздалки». Дети встают в круг. Я пою знакомую мелодию, а ученики начинают по очереди хлопать друг за другом по часовой стрелке. Задача каждого игрока вовремя хлопнуть. Если хлопнул раньше - торопыжка. Выходи из игры. Если позже - опоздалка. Выходи из игры. Это игра получается далеко не сразу. Дети постепенно начинают понимать её смысл. И она становится главной и любимой частью урока. Всегда в конце игры остаюсь я и один самый толковый ребёнок. Он становится Победителем.
На своих уроках я ввожу систему поощрения. Дети за активную работу зарабатывают очки. Кто заработал больше пяти очков, получает сладкий приз. Может быть многие со мной не согласятся, но желание получить заработанный приз очень стимулирует детей на активную деятельность.
Несколько слов о работе на хоровых занятиях. На хоре я большое внимание уделяю работе над дыханием, дикцией, артикуляцией, фразировкой, умению вести звук, не кричать, умению понимать дирижёрский жест. Любой вид работ стараюсь проводить в игровой форме. Мы выучиваем за год 18-20 песен. Все они яркие, эмоциональные, не простые и очень нравятся моим детям. Но чем я на хоре не занимаюсь принципиально - это чисткой интонации. За меня это делает хоровое сольфеджио. К концу каждого учебного года на нашем заключительном хоровом празднике мои дети, исполняя свой репертуар, поют абсолютно чисто!
На базе музыкального отдела дома творчества существует музыкальная школа, где работает класс фортепиано, класс баяна, хоровая студия (пятиступенчатая) и оркестр баянистов. Дети, прошедшие у меня подготовительную ступеньку хорового сольфеджио и хора - составляют основу этой школы.
Это качественно улучшило результаты работы всего нашего отдела.
Я с радостью делюсь опытом. В 2016 году весь учебный год проводила курсы по хоровому сольфеджио для педагогов музыки общеобразовательных школ невского района. В этом году предложила сделать то же самое для музыкальных руководителей детских садов района. Я давала мастер класс на большом хоровом всероссийском фестивале - «Виват Санкт Петербург», возила детей на городское методическое объединение, где тоже проходил мой мастер класс. В этом году в июне месяце уже запланировано моё выступление на семинаре «Летняя хоровая школа» для хоровых дирижёров России. Двери моего класса открытии для всех, в любое время. Заинтересованные педагоги музыки – частые посетители мох занятий.
Работа с младшим детским возрастом стала для меня необходимой. Она требует не просто профессионализма, эмоциональности, но, что самое главное - постоянного творческого поиска, нахождение новых приёмов, нестандартного подхода к различным видам работ. Предмет живой, динамичный, активный, он все время видоизменяется. Интересно, что мои взрослые певцы из молодёжного хора, которые когда то прошли хоровое сольфеджио, приводят сегодня своих детей ко мне на занятия. Они удивляются, как по- новому стал преподаваться предмет. При большем объёме - материал - стал намного доступнее и понятнее. Это оттачивание материала приходит только с опытом, и с пониманием того, что я хочу увидеть в будущем. А их будущее - это моё настоящее. Мои взрослые коллективы! Когда то я их точно так же пригласила из садиков к себе на хоровые занятия. Сегодня они высоко духовные, умные, интересные люди. Адвокаты, врачи, инженеры, предприниматели, педагоги! А объединяет их музыка! Музыка для них не просто часть жизни - состояние души!
И я понимаю, ради чего живу, и зачем 40 лет отдала своей любимой работе!