Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Настоящее и будущее дополнительного образования, какое оно?

Лебольд Людмила Григорьевна
На недавней конференция по вопросам развития дополнительного образования детей говорилось о проблемах дополнительного образования, которое переживает один из самых ответственных периодов в своей истории.
        Современное состояние школы не удовлетворяет общество
и государство. От нее требуют качественного обновления. Уже несколько десятилетий теоретики констатируют кризисное состояние школы, однако практики с этим упорно не соглашаются. Изменения, происходившие последние два десятилетия, не соответствовали ни по темпу, ни по содержанию объективным потребностям общества и государства. Результаты международных сравнительных исследований по программам TIMS и PISA, результаты сдачи ЕГЭ по-прежнему свидетельствуют о кризисном состоянии российской школы.     
        В нашей сегодняшней системе образования в целом, дополнительное образование рассматривается как одна из важных составляющих образовательного пространства. Его важная роль отражена в Национальной доктрине образования Российской Федерации и Федеральной программе развития образования. И не зря, ведь дополнительное образование органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Основной целью образования является становление личности, уважающей права и свободы других граждан.  В связи с этим встает вопрос: Как создать условия для наиболее полной и гармоничной реализации потенциала каждого ребенка?
Одной из главных проблем в дополнительном образовании стоит вопрос образования педагога. К примеру, востребован кружок журналистики и уже есть журналист, профессионал с многолетним стажем, который готов, даже за небольшую зарплату, проводить данный кружок. Но встает вопрос отсутствия педагогического образования у журналиста и на работу в школу или в Центр внешкольной работы он не может быть принят. В итоге, кружок Журналистики ведет библиотекарь, учитель литературы или еще кто-то косвенно привязанный к журналистике. А дети и родители хотят получить знания и умения именно от профессионала-практика, а не по программе, скачанной из интернета.
Еще в советские времена были пришкольные огороды-теплицы, где дети практиковались в выращивании овощей. Теперь задумывается сделать пришкольными спортивные секции, музыкальные школы, дома и дворцы творчества, технические кружки и секции, детские общественные организации и оздоровительные лагеря - в общем всё, что раньше не входило в рамки школы.
Так называемая "оптимизация" в скором времени может привести систему поддержки талантливых детей к пришкольному участку. Конечно. удобно, сделать все спортивные секции, музыкальное образование, технические направления, оздоровительные лагеря в общеобразовательной школе, тем более, школы сейчас строят  с оборудованными залами, бассейнами, спортивными площадками и учебными кабинетами, оснащенными интерактивными досками и другим оборудованием.  Основная база есть (школа) остается доработать, вложить деньги в недостающее оборудование и занимайтесь дети на здоровье. И для бюджетного финансирования несомненные плюсы: одно руководство, одна бухгалтерия, одна система контроля, подбора, подготовки и расстановки кадров, единые стандарты качества...
Однако, о стандарты сложно оптимизировать. Образовательные стандарты приняты в школах по общеобразовательным предметам. Но какие могут быть стандарты у людей творческих профессий?
Может случиться так, что поддерживать талантливых детей будет гораздо дороже Оптимизация – это что-то очень удобно людям, т.е. родителям и их детям.
Проживая в мегаполисе, многие родители сталкиваются с длительными переездами к месту тренировок или дополнительных занятий, выбранных для ребенка. Для этого школам и центрам дополнительного образования проще создавать максимально востребованные направления деятельности, проводя постоянный мониторинг интересов детей, в соответствии с путями развития общества в целом. Но это ведет к усреднению личных качеств и достоинств каждого ребенка. Эта система что-то очень напоминает…
Многократно говорилось о том, что ребенок лучше воспитан и образован, когда ему оказывается внимание с учетом зоны его ближайшего развития. Но зона ближайшего развития у каждого своя и это нельзя не учитывать.  Коллективизация не дает раскрыться личности и убивает самостоятельность, инициативность и ответственность.
Мне кажется, что важной задачей на данный период может стать подготовка специалистов по обучению родителей, ожидающих ребенка, которые будут своим примером воспитывать духовно и нравственно здорового человека. Сообщества образованных родителей и педагогов смогут разумно расходовать средства бюджета, чтобы адресно помочь развитию своих детей.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» представлена существующая ситуация в сфере образования и модель будущей системы: «Сильная и известная на весь мир советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное, должна была обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению». 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»