Укрепление здоровья детей в рамках дополнительного образования
Антонова Татьяна Олеговна,
Педагог-организатор ГБУДО детского оздоровительно-образовательного центра
«Центр гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности»,
Санкт-Петербург, Россия
Педагог-организатор ГБУДО детского оздоровительно-образовательного центра
«Центр гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности»,
Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В данной статье рассматривается роль дополнительного образования в укреплении здоровья детей, причины нарушения здоровья детей и подростков, проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни детей. Изучены и систематизированы мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей в рамках дополнительного образования.
Ключевые слова: дополнительное образование, здоровый образ жизни, система мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, здоровьесберегающие технологии.
Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным, прежде всего, на формирование и развитие индивидуальных способностей детей, удовлетворение потребностей в совершенствовании и самореализации ребенка, организацию его свободного времени.
Роль в образовательной системе для дополнительного образования определена Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами. Например, в рамках Национального проекта «Образование», развитие системы дополнительного образования рассматривается в качестве нового стимула для развития качества жизни граждан, развития нравственных ценностей и основополагающих целевых жизненных ориентиров. Такая направленность данного образовательного института действительно может обеспечить целостность жизни личности [5].
Процесс индивидуального самоопределения и развития личности неразрывно связан с физическим и социальным здоровьем человека. Безусловно, чрезвычайно значимым периодом для формирования личности является детский возраст [4]. Состояние здоровья детей и подростков – один из основных показателей благополучия государства. Главная особенность организма ребенка – состояние непрерывного роста и развития.
В детском возрасте особую значимость наряду с другими социальными институтами, такими как семья, школа, имеет дополнительное образование, так как по своему содержанию оно охватывает все стороны жизнедеятельности и рассматривается как поле расширения возможностей личностного развития, является исключительно добровольным, не связанно с возрастом обучающихся, получением образовательных дипломов и сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, строгим режимом и расписанием занятий и т.д.
Приспособляемость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет создавать и поддерживать условия для формирования социальных компетенций и развития способностей детей в различных областях, которые для себя они выбирают самостоятельно или с помощью взрослых в соответствии со своими желаниями и потребностями [3].
С учетом отличий дополнительного образования от общеобразовательной школы, современное учреждение дополнительного образования детей должно обеспечить ребенку в условиях информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, использовать полученные знания в повседневной жизни, при условии совместной работы всех специалистов дополнительного образования детей и семьи.
К преимуществам дополнительного образования, с опорой на которые возможна комплексная и эффективная работа по сохранению и укреплению детского здоровья и формирования культуры здорового образа жизни, можно отнести следующие важные моменты:
- Высокий уровень мотивации детей к занятиям.
- Учащиеся осуществляют свободный выбор деятельности по интересам. Индивидуальный подход в обучении.
- Объем количества учебных часов сравнительно незначителен, небольшая учебная нагрузка.
- Отход от классно-урочной системы позволяет использовать различные инновационные формы занятий, обеспечивающие максимальный комфорт учащихся.
Отличительной чертой дополнительного образования является то, что личность ребёнка — не просто субъект, а субъект приоритетный. Он является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.
Еще одна важная особенность дополнительного образования, которую необходимо отметить как фактор укрепления здоровья, это организация свободного времени детей и подростков и наполнение его содержательным досугом. Деятельность и занятость ребенка, особенно подросткового возраста, помогает исключить такие угрозы, как наркотизация подростков, криминализация и саморазрушение, нарушение адаптации в семье, учебном заведении, обществе [6].
Объективная реальность и данные исследований свидетельствуют о том, что актуальным направлением в системе дополнительного образования является оздоровление детей. При этом следует отметить, что систематические исследования в этом направлении крайне редки и в основном решают узко поставленные задачи. Основной акцент при реализации задач этого направления ставится на реализацию профилактических программ, организацию внеурочных спортивных мероприятий. Ориентация на такое видение заведомо обречена на узость подхода к изучаемой проблеме [8].
Невзирая на исследовательский интерес, общетеоретическую подготовленность многих аспектов оздоровительной деятельности, большой опыт её организации на практике в учреждениях дополнительного образования, необходимо отметить недостаточный уровень результативности эффекта оздоровления в работе с детьми при организации образовательного процесса. В имеющихся литературных источниках и исследованиях нет данных, компексно характеризующих условия пребывания детей в организациях дополнительного образования. Не в полном объеме изучены режим дня учащихся, их умственная и физическая работоспособность, особенности адаптации и состояние здоровья.
Современная система дополнительного образования обладает исключительными условиями и возможностями социально-педагогического характера по социализации детей в области физкультурно-спортивной, психолого-педагогической, креативно-художественной, военно-патриотической и другой образовательной деятельности.
Концепция и политика образования в России, сложившаяся изначально как консервативная по своей сути, на современном этапе стала учитывать общемировые тенденции образовательного развития. Это проявляется, прежде всего, в нормативно-правовой сфере и в утверждении федеральных государственных образовательных стандартов. Такая тенденция дает новые возможности по развитию дополнительного образования детей, в отдельных организациях дополнительного образования и в условиях общеобразовательного учреждения.
Изменения системы дополнительного образования детей опираются на принципы демократизации образования, гуманитариации и гуманизации образовательного процесса, индивидуализации и принципа педагогического сотрудничества. Основным положением является добровольный выбор учащимися вида деятельности, педагога и объединения по интересам.
Изменения, осуществляющиеся в настоящий момент в системе дополнительного образования, дают возможность более эффективно внедрять креативно-оздоровительные модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является воспитание здорового человека, внутренний потенциал которого должен быть реализован более полно и который мыслится как креативная, полностью самореализовавшаяся личность. Это одна из граней социального заказа, который призвана выполнять система образования.
Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что потенциальные возможности дополнительного образования детей могут более полно обеспечить решение проблемы укрепления здоровья детей и воспитать здоровое, креативное, разумное
и гуманное, пытливое и деятельностное поколение.
Список литературы
Еще одна важная особенность дополнительного образования, которую необходимо отметить как фактор укрепления здоровья, это организация свободного времени детей и подростков и наполнение его содержательным досугом. Деятельность и занятость ребенка, особенно подросткового возраста, помогает исключить такие угрозы, как наркотизация подростков, криминализация и саморазрушение, нарушение адаптации в семье, учебном заведении, обществе [6].
Объективная реальность и данные исследований свидетельствуют о том, что актуальным направлением в системе дополнительного образования является оздоровление детей. При этом следует отметить, что систематические исследования в этом направлении крайне редки и в основном решают узко поставленные задачи. Основной акцент при реализации задач этого направления ставится на реализацию профилактических программ, организацию внеурочных спортивных мероприятий. Ориентация на такое видение заведомо обречена на узость подхода к изучаемой проблеме [8].
Невзирая на исследовательский интерес, общетеоретическую подготовленность многих аспектов оздоровительной деятельности, большой опыт её организации на практике в учреждениях дополнительного образования, необходимо отметить недостаточный уровень результативности эффекта оздоровления в работе с детьми при организации образовательного процесса. В имеющихся литературных источниках и исследованиях нет данных, компексно характеризующих условия пребывания детей в организациях дополнительного образования. Не в полном объеме изучены режим дня учащихся, их умственная и физическая работоспособность, особенности адаптации и состояние здоровья.
Современная система дополнительного образования обладает исключительными условиями и возможностями социально-педагогического характера по социализации детей в области физкультурно-спортивной, психолого-педагогической, креативно-художественной, военно-патриотической и другой образовательной деятельности.
Концепция и политика образования в России, сложившаяся изначально как консервативная по своей сути, на современном этапе стала учитывать общемировые тенденции образовательного развития. Это проявляется, прежде всего, в нормативно-правовой сфере и в утверждении федеральных государственных образовательных стандартов. Такая тенденция дает новые возможности по развитию дополнительного образования детей, в отдельных организациях дополнительного образования и в условиях общеобразовательного учреждения.
Изменения системы дополнительного образования детей опираются на принципы демократизации образования, гуманитариации и гуманизации образовательного процесса, индивидуализации и принципа педагогического сотрудничества. Основным положением является добровольный выбор учащимися вида деятельности, педагога и объединения по интересам.
Изменения, осуществляющиеся в настоящий момент в системе дополнительного образования, дают возможность более эффективно внедрять креативно-оздоровительные модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является воспитание здорового человека, внутренний потенциал которого должен быть реализован более полно и который мыслится как креативная, полностью самореализовавшаяся личность. Это одна из граней социального заказа, который призвана выполнять система образования.
Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что потенциальные возможности дополнительного образования детей могут более полно обеспечить решение проблемы укрепления здоровья детей и воспитать здоровое, креативное, разумное
и гуманное, пытливое и деятельностное поколение.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система Консультант плюс.
- Березина, В.А. Реализация государственной политики по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. – Внешкольник, №2, стр. 115, 2011.
- Буйлова, Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 138-141. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1361/ (дата обращения: 17.03.2018).
- Котлярова, И.О., Сериков, С.Г. Укрепление здоровья детей в системе дополнительного образования. – Вестник ЮУрГУ. №13. Серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 12, 2011. – с.103-111. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ukreplenie-zdorovya-detey-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya.
- Щетинская, А.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учеб.пособие / А.И. Щетинская, О.Г. Тавстуха, М.И. Болотова. – Оренбург: Изд-во ГПУ, 2006. – 486.
- Гулин, А.В., Никифорова Т.Ю. Педагогические аспекты профилактики наркомании подростков // Вестник Тамбовского университате. Серия «Естественные и технические науки» — 2010. — Т. 15, №1. — С. 33–35.
- Эйдельман, Л.Н. Возможности дополнительного образования в решении проблемы укрепления здоровья детей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-reshenii-problemy-ukrepleniya-zdorovya-detey
- Эйдельман, Л. Н. Проблемы организации оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей. Гл. 2.1. // Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии в образовательном процессе: Монография. Красноярск: ООО «Центр информации», ЦНИ «Монография», 2013. - С. 71–86.
Авторская справка
ФИО: Антонова Татьяна Олеговна
Должность: педагог-организатор ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ» Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Адрес: г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 160, кв. 21
Телефон: + 7 (812) 744-00-45
Электронный адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
етей
в рамках дополнительного образования
Антонова Т.О.,
Педагог-организатор
Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детского оздоровительно-образовательного центра «Центр гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности»,
Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В данной статье рассматривается роль дополнительного образования в укреплении здоровья детей, причины нарушения здоровья детей и подростков, проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни детей. Изучены и систематизированы мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей в рамках дополнительного образования.
Ключевые слова: дополнительное образование, здоровый образ жизни, система мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, здоровьесберегающие технологии.
Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным, прежде всего, на формирование и развитие индивидуальных способностей детей, удовлетворение потребностей в совершенствовании и самореализации ребенка, организацию его свободного времени.
Роль в образовательной системе для дополнительного образования определена Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами. Например, в рамках Национального проекта «Образование», развитие системы дополнительного образования рассматривается в качестве нового стимула для развития качества жизни граждан, развития нравственных ценностей и основополагающих целевых жизненных ориентиров. Такая направленность данного образовательного института действительно может обеспечить целостность жизни личности [5].
Процесс индивидуального самоопределения и развития личности неразрывно связан с физическим и социальным здоровьем человека. Безусловно, чрезвычайно значимым периодом для формирования личности является детский возраст [4]. Состояние здоровья детей и подростков – один из основных показателей благополучия государства. Главная особенность организма ребенка – состояние непрерывного роста и развития.
В детском возрасте особую значимость наряду с другими социальными институтами, такими как семья, школа, имеет дополнительное образование, так как по своему содержанию оно охватывает все стороны жизнедеятельности и рассматривается как поле расширения возможностей личностного развития, является исключительно добровольным, не связанно с возрастом обучающихся, получением образовательных дипломов и сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, строгим режимом и расписанием занятий и т.д.
Приспособляемость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет создавать и поддерживать условия для формирования социальных компетенций и развития способностей детей в различных областях, которые для себя они выбирают самостоятельно или с помощью взрослых в соответствии со своими желаниями и потребностями [3].
С учетом отличий дополнительного образования от общеобразовательной школы, современное учреждение дополнительного образования детей должно обеспечить ребенку в условиях информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, использовать полученные знания в повседневной жизни, при условии совместной работы всех специалистов дополнительного образования детей и семьи.
К преимуществам дополнительного образования, с опорой на которые возможна комплексная и эффективная работа по сохранению и укреплению детского здоровья и формирования культуры здорового образа жизни, можно отнести следующие важные моменты:
- Высокий уровень мотивации детей к занятиям.
- Учащиеся осуществляют свободный выбор деятельности по интересам. Индивидуальный подход в обучении.
- Объем количества учебных часов сравнительно незначителен, небольшая учебная нагрузка.
- Отход от классно-урочной системы позволяет использовать различные инновационные формы занятий, обеспечивающие максимальный комфорт учащихся.
Отличительной чертой дополнительного образования является то, что личность ребёнка — не просто субъект, а субъект приоритетный. Он является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.
Еще одна важная особенность дополнительного образования, которую необходимо отметить как фактор укрепления здоровья, это организация свободного времени детей и подростков и наполнение его содержательным досугом. Деятельность и занятость ребенка, особенно подросткового возраста, помогает исключить такие угрозы, как наркотизация подростков, криминализация и саморазрушение, нарушение адаптации в семье, учебном заведении, обществе [6].
Объективная реальность и данные исследований свидетельствуют о том, что актуальным направлением в системе дополнительного образования является оздоровление детей. При этом следует отметить, что систематические исследования в этом направлении крайне редки и в основном решают узко поставленные задачи. Основной акцент при реализации задач этого направления ставится на реализацию профилактических программ, организацию внеурочных спортивных мероприятий. Ориентация на такое видение заведомо обречена на узость подхода к изучаемой проблеме [8].
Невзирая на исследовательский интерес, общетеоретическую подготовленность многих аспектов оздоровительной деятельности, большой опыт её организации на практике в учреждениях дополнительного образования, необходимо отметить недостаточный уровень результативности эффекта оздоровления в работе с детьми при организации образовательного процесса. В имеющихся литературных источниках и исследованиях нет данных, компексно характеризующих условия пребывания детей в организациях дополнительного образования. Не в полном объеме изучены режим дня учащихся, их умственная и физическая работоспособность, особенности адаптации и состояние здоровья.
Современная система дополнительного образования обладает исключительными условиями и возможностями социально-педагогического характера по социализации детей в области физкультурно-спортивной, психолого-педагогической, креативно-художественной, военно-патриотической и другой образовательной деятельности.
Концепция и политика образования в России, сложившаяся изначально как консервативная по своей сути, на современном этапе стала учитывать общемировые тенденции образовательного развития. Это проявляется, прежде всего, в нормативно-правовой сфере и в утверждении федеральных государственных образовательных стандартов. Такая тенденция дает новые возможности по развитию дополнительного образования детей, в отдельных организациях дополнительного образования и в условиях общеобразовательного учреждения.
Изменения системы дополнительного образования детей опираются на принципы демократизации образования, гуманитариации и гуманизации образовательного процесса, индивидуализации и принципа педагогического сотрудничества. Основным положением является добровольный выбор учащимися вида деятельности, педагога и объединения по интересам.
Изменения, осуществляющиеся в настоящий момент в системе дополнительного образования, дают возможность более эффективно внедрять креативно-оздоровительные модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является воспитание здорового человека, внутренний потенциал которого должен быть реализован более полно и который мыслится как креативная, полностью самореализовавшаяся личность. Это одна из граней социального заказа, который призвана выполнять система образования.
Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что потенциальные возможности дополнительного образования детей могут более полно обеспечить решение проблемы укрепления здоровья детей и воспитать здоровое, креативное, разумное
и гуманное, пытливое и деятельностное поколение.
Список литературы
Еще одна важная особенность дополнительного образования, которую необходимо отметить как фактор укрепления здоровья, это организация свободного времени детей и подростков и наполнение его содержательным досугом. Деятельность и занятость ребенка, особенно подросткового возраста, помогает исключить такие угрозы, как наркотизация подростков, криминализация и саморазрушение, нарушение адаптации в семье, учебном заведении, обществе [6].
Объективная реальность и данные исследований свидетельствуют о том, что актуальным направлением в системе дополнительного образования является оздоровление детей. При этом следует отметить, что систематические исследования в этом направлении крайне редки и в основном решают узко поставленные задачи. Основной акцент при реализации задач этого направления ставится на реализацию профилактических программ, организацию внеурочных спортивных мероприятий. Ориентация на такое видение заведомо обречена на узость подхода к изучаемой проблеме [8].
Невзирая на исследовательский интерес, общетеоретическую подготовленность многих аспектов оздоровительной деятельности, большой опыт её организации на практике в учреждениях дополнительного образования, необходимо отметить недостаточный уровень результативности эффекта оздоровления в работе с детьми при организации образовательного процесса. В имеющихся литературных источниках и исследованиях нет данных, компексно характеризующих условия пребывания детей в организациях дополнительного образования. Не в полном объеме изучены режим дня учащихся, их умственная и физическая работоспособность, особенности адаптации и состояние здоровья.
Современная система дополнительного образования обладает исключительными условиями и возможностями социально-педагогического характера по социализации детей в области физкультурно-спортивной, психолого-педагогической, креативно-художественной, военно-патриотической и другой образовательной деятельности.
Концепция и политика образования в России, сложившаяся изначально как консервативная по своей сути, на современном этапе стала учитывать общемировые тенденции образовательного развития. Это проявляется, прежде всего, в нормативно-правовой сфере и в утверждении федеральных государственных образовательных стандартов. Такая тенденция дает новые возможности по развитию дополнительного образования детей, в отдельных организациях дополнительного образования и в условиях общеобразовательного учреждения.
Изменения системы дополнительного образования детей опираются на принципы демократизации образования, гуманитариации и гуманизации образовательного процесса, индивидуализации и принципа педагогического сотрудничества. Основным положением является добровольный выбор учащимися вида деятельности, педагога и объединения по интересам.
Изменения, осуществляющиеся в настоящий момент в системе дополнительного образования, дают возможность более эффективно внедрять креативно-оздоровительные модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является воспитание здорового человека, внутренний потенциал которого должен быть реализован более полно и который мыслится как креативная, полностью самореализовавшаяся личность. Это одна из граней социального заказа, который призвана выполнять система образования.
Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что потенциальные возможности дополнительного образования детей могут более полно обеспечить решение проблемы укрепления здоровья детей и воспитать здоровое, креативное, разумное
и гуманное, пытливое и деятельностное поколение.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система Консультант плюс.
- Березина, В.А. Реализация государственной политики по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. – Внешкольник, №2, стр. 115, 2011.
- Буйлова, Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 138-141. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1361/ (дата обращения: 17.03.2018).
- Котлярова, И.О., Сериков, С.Г. Укрепление здоровья детей в системе дополнительного образования. – Вестник ЮУрГУ. №13. Серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 12, 2011. – с.103-111. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ukreplenie-zdorovya-detey-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya.
- Щетинская, А.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учеб.пособие / А.И. Щетинская, О.Г. Тавстуха, М.И. Болотова. – Оренбург: Изд-во ГПУ, 2006. – 486.
- Гулин, А.В., Никифорова Т.Ю. Педагогические аспекты профилактики наркомании подростков // Вестник Тамбовского университате. Серия «Естественные и технические науки» — 2010. — Т. 15, №1. — С. 33–35.
- Эйдельман, Л.Н. Возможности дополнительного образования в решении проблемы укрепления здоровья детей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-reshenii-problemy-ukrepleniya-zdorovya-detey
- Эйдельман, Л. Н. Проблемы организации оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей. Гл. 2.1. // Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии в образовательном процессе: Монография. Красноярск: ООО «Центр информации», ЦНИ «Монография», 2013. - С. 71–86.
Авторская справка
ФИО: Антонова Татьяна Олеговна
Должность: педагог-организатор ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ» Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Адрес: г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 160, кв. 21
Телефон: + 7 (812) 744-00-45
Электронный адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.