Возможности детского оздоровительного лагеря
по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи
Рублев Эдуард Сергеевич,
педагог-организатор ДООЛ «Заря»
ГБОУ «Балтийский берег» Санкт-Петербурга
педагог-организатор ДООЛ «Заря»
ГБОУ «Балтийский берег» Санкт-Петербурга
Для того, что бы понять какие существуют возможности детского оздоровительного лагеря по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи нужно первым образом поставить вопрос, а что же такое вообще детский оздоровительный лагерь, какая концепция летнего отдыха заложена в нем, какие цели преследует организатор мероприятий, что может лагерь дать отдыхающему нового, интересного, образовательного?
Да, сейчас можно много говорить о лагерях, но миссия данной статьи заключена в другом - понять какие возможности гражданско-патриотического воспитания существуют в том или ином лагере, понять что же такое вообще это самое гражданско-патриотическое воспитание.
Начнем по порядку. Сейчас на каждом шагу заявляют о патриотическом воспитании детей и молодежи, порою забывая про истинный смысл патриотизма. Иной раз встретишь людей, которые говорят о военном прошлом нашей страны и при этом утверждают, что именно это и есть истинный патриотизм.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (от 21.04.2014 г.) патриотизм — это чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;
Дополняя данное определение можно сказать, что патриотизм - это некая совокупность знаний о своей стране, о своей малой Родине, это чувства, которые человек испытывает, услышав название своего родного города, региона, это гордость за свою страну, за её героев, которые сражались за свободу и отстаивали честь своего народа. Это в первую очередь понимание того, что Родина - это твой родной дом. Дом, который нужно беречь, защищать, любить, держать всегда в чистоте и порядке. При этом рассматривая понятие патриотизм нельзя голословно говорить о только знаниях и чувствах. Нужно смотреть шире. Большинство книжных и интернет-ресурсов утверждают и приводят доказательства и объяснения патриотизма как устойчивую жизненную позицию, систему взглядов, установок и поступков человека, а не просто его чувство, которое может быть и поверхностным и нестабильным. Отсюда следует, что патриотизму нельзя научить, его нельзя насильно навязать. Патриотизм нужно воспитывать на примерах и желательно на живых. Для того, чтобы воспитывать патриотизм в других людях, нужно быть изначально самому патриотом своей Родины. В противном случае ничего не выйдет, а возможно такое воспитание будет иметь противоположный результат.
Также следует рассмотреть патриотизм, как дела и поступки, которые выражают глубокие чувства уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу.
Отсюда следует, что патриотизм - это совокупность знаний об истории своей Родины, положительных чувств к своей стране, народу, проживающему на территории государства, дел и поступков, положительно влияющих на развитие подрастающего поколения и развитие страны в целом. Патриотизм должен воспитываться не на словах, а на примерах людей, которые действительно с полным правом могут называться патриотом своей страны.
В теме статьи звучит понятие гражданско-патриотического воспитания, а это значит, что рассматривать отдельно патриотизм не совсем корректно.
Для того чтобы дать более полное понятие гражданско-патриотического воспитания нужно определить кто же такой гражданин.
В словаре русского языка Ожегова С. И. дано определение гражданина, как человека, принадлежащего постоянному населению данного государства, пользующегося его защитой и наделенного совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
И вот что получается на сегодняшний день - по сути, гражданином той или иной страны может быть какой угодно человек, который официально, пройдя некоторые бюрократические проволочки оформил документ, подтверждающий его гражданственность. В большинстве стран - такой документ называется паспорт. Тому примером служит тот факт, что в 2013 году французский актер театра и кино Жерар Депардье получил паспорт гражданина России, при этом сохранив французское гражданство.
Лично я не имею ничего против столь выдающегося актера, но вопрос лично у меня закрался такой: за какие заслуги перед нашим государством гражданину Франции оформили российское гражданство? Да, этот человек выдающийся и гениальный актер, на превосходных фильмах которого выросло ни одно поколение нашей страны. Но вопрос все же открыт. И потом, из ранее выше сказанного определения о гражданине по Ожегову, что гражданин - это человек, принадлежащий постоянному населению данного государства, у меня не возникает твердого ощущения, что рассматриваемый мной пример относится к постоянному населению нашей страны.
Из данного примера получается, что гражданин того или иного государства - это человек имеющий официальный документ, подтверждающий его гражданственность. То есть по факту значение, если можно так утверждать, чисто юридическое.
Но, опять же, лично для меня, гражданин - это человек не просто имеющий официальный документ, а человек родившийся в данном государстве, внесший вклад в его развитие, при этом постоянно находящийся на территории данного государства.
Так вот гражданско-патриотическое воспитание - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к различной положительной для государства деятельности в условиях современного общества, к труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. То есть общими словами - это воспитание человека, который знает законы государства, в котором он живет, свои права и обязанности, воспитание уважительного отношения к своей стране и её истории, воспитание чувства любви, в широком смысле этого слова, к своей Родине.
Возвращаясь к теме статьи «Возможности детского оздоровительного лагеря по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи» важно учитывать основное направление деятельности лагеря и соответственно ту материально-техническую и информационную базу, которыми обладает лагерь для реализации программ отдыха детей и молодежи. Если лагерь направлен на оздоровление, то соответственно большее время будет уделяться именно этому процессу, то есть отдыхающие в большей мере будут нацелены на посещение оздоровительных процедур и мероприятий, и в меньшей степени заниматься предложенными лагерем занятиями. В спортивном лагере естественно отдыхающие будут огромное количество времени проводить на тренировках и занятиях спортом.
Но, так или иначе, возможность получения дополнительного образования, дополнительных умений и навыков присутствует в каждом лагере. Гражданско-патриотическое воспитание, да и воспитание личности в целом не исключение.
В каждом лагере в каникулярное время открываются такие должности, как педагог-организатор (кто-то их называет «худруками» (художественный руководитель)), старший воспитатель, воспитатель и вожатый. Так вот именно от этих людей и зависит то, насколько насыщенный отдых будет у детей. При этом я подразумеваю не просто занятие свободного времени отдыхающего, чем-либо, а занятие его развивающими и обучающими мероприятиями. И если мы говорим о гражданско-патриотическом воспитании, то и мероприятия должны включать в себя именно те компоненты, которые бы позволили ребенку понять суть такого воспитания. Сюда можно отнести как досуговые мероприятия, которые могут проводиться в разнообразных формах: интеллектуальные игры и конкурсы, игры на свежем воздухе, квесты, игры по станциям и так далее.
Разрабатывая каждое мероприятие, организатор или разработчик должен ставить всегда самый главный вопрос «Для чего я это делаю?». И это касается, причем не только гражданско-патриотического воспитания, а воспитания и образования в целом. Здесь важно правильно поставить цель, которую преследует данное мероприятие. От правильной постановки цели и зависит исход всего мероприятия. Поставив цель мероприятия, стоит задуматься над задачами, отвечающие на вопрос «Что нужно сделать для разрешения поставленной цели?». Следующий вопрос должен звучать так «Для кого я это делаю?». Здесь важно определить целевую аудиторию, для которой готовится то или иное мероприятие, учитывая возраст участников. Также организатору мероприятия следует задуматься над ещё одним важным вопросом «Как я это делаю?». Разрешая данный вопрос, организатор мероприятия должен задуматься над формой проведения, наполнения этого самого мероприятия, обязательного присутствия образовательного и воспитательного компонента. Не маловажным фактором будет, если мероприятие будет интересным для его участников. Даже если это обыкновенное, текущее мероприятие, оно всегда должно вызывать интерес к участию в нем ребят. Каждое мероприятие должно быть «вкусным» как для участников, так и для организаторов или разработчиков.
Организуя и проводя мероприятия мы вкладываем в наших детей знания, которые они, возможно, пропустят мимо ушей в школе за партой, а в игровом процессе, испытывая чувство ответственности за команду (если речь идет об общекомандных мероприятиях), испытывая эмоции радости за победы или же разочарования за неудачи, могут отложиться в головах гораздо лучше.
Возможно ли в лагере проводить мероприятия, направленные на гражданско-патриотическое воспитании? Да возможно! причем во всех, без исключения, главное было бы, как говорится, желание.
Но не всегда наши желания совпадают с нашими возможностями. Я имею ввиду уровень подготовленности самих организаторов. Здесь так же важно отметить, тот факт, что человек, занимающийся подготовкой мероприятия должен иметь за плечами багаж знаний, позволяющий свободно владеть той информацией, которую он предлагает ребятам, умением работать с детьми разных возрастов, навыками проведения мероприятий различного уровня.
Если рассматривать возможности детского оздоровительного лагеря по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи с области проведения мероприятий можно подытожить, что на самом деле важно учитывать главные три вещи - это желание (я хочу провести…), способности (я могу провести…) и возможности проведения мероприятий.
Также к возможностям можно и нужно относить материально-техническую базу лагеря. Здесь предполагается наличие военно-спортивной полосы, вечного огня или специально оборудованной костровой поляны, памятных мемориалов, мест для проведения официальных торжественных мероприятий («линейка» лагеря) и так далее. Все это позволит отдыхающему ребенку и подростку более полно погрузиться в атмосферу смены, имеющую гражданско-патриотическое воспитание. Согласитесь со мной, если мы готовим военно-спортивную эстафету, то гораздо удобнее, нагляднее и в какой-то степени проще её будет проводить как по территории лагеря, так и на специализированной полосе препятствий.
Как уже было сказано выше, учитывая основное направление деятельности лагеря и соответственно ту материально-техническую нужно брать в расчет то что можно провести в лагере и то, что в лагере провести не получится опять таки из-за особенностей лагеря и его материально-технической базы.
Например, если нет военно-спортивной полосы препятствий, а есть огромное желание провести для ребят именно что-то связанное с этим. Всегда можно найти выход. На футбольном поле фишками или стульями с натянутыми на них лентами обозначить саму полосу прохождения; скамейками из спортивного зала можно заменить брусья и так далее.
Говоря про возможности детского оздоровительного лагеря по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи можно сказать следующее: возможности лагеря на самом деле практически безграничны, главное грамотно и правильно ставить цели и задачи, умело использовать существующие ресурсы, заинтересовывать подрастающее поколение. Сложив все эти компоненты вместе, воедино мы получим весьма мощный толчок к воспитанию будущего поколения