Методика патриотическое воспитание подростков
в учреждении дополнительного образования детей
Денисова Марина Анатольевна,
педагог-организатор ГБУДО детский оздоровительно-образовательный центр
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Центр гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности»,
педагог-организатор ГБУДО детский оздоровительно-образовательный центр
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Центр гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности»,
Современная эпоха предъявляет новые требования к развитию межгосударственных отношений, а соответственно — к воспитанию поколений, которые будут представлять лицо каждой нации. В этом ряду приоритетов особое место занимает проблема патриотического воспитания. Патриотизм сегодня обсуждается и осмысливается как национальная идея. «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», — об этом президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин заявил в ходе встречи с членами Клуба лидеров в феврале 2016 года. На патриотическое воспитание школьников ориентируют педагогическое сообщество Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», где в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, а также другие нормативно — правовые акты.
Исходя из вышесказанного, ориентируясь на Концепцию патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы, мы поставили перед собой цель разработать методику патриотического воспитания подростков, базирующуюся на сущностно-содержательной характеристике ключевых понятий «Патриот», «Патриотизм», и модели, реализация которой, с нашей точки зрения, в полной мере позволит подросткам продемонстрировать знания, умения, навыки, полученные в процессе патриотического воспитания, но что более ценно — вызовет у них такие чувства, как чувство сопричастности, чувство сопереживания, ощущения значимости, серьезности, уникальности происходящего, в результате чего воспитательное дело станет значимым событием в жизни подростов, способным повлиять на их мировоззрение.
Методологической основой методики патриотического воспитания является комплекс подходов и принципов, обеспечивающих оптимальную реализацию процесса патриотического воспитания. В нашей методике мы остановились на следующих подходах к решению задач патриотического воспитания:
- аксиологическом;
- деятельностном;
- личностном;
- событийном.
Рассмотрим более подробно событийный подход. Его суть в превращении какого —либо планируемого мероприятия в интересное для всех дело, способное оставить незабываемые впечатления, это источник личностного опыта, обновление его, встреча с другой личностью, с иной культурой, которая затрагивая мышление и поведение, изменяет и развивает их [4].
Исходя из вышеперечисленного, носителем «события» может стать:
Исходя из вышеперечисленного, носителем «события» может стать:
- совместная творческая деятельность, превратившаяся в событие, то есть в совместное проживание действительности;
- кинофильм, спектакль, книга, статья, которые помогут неожиданно найти ответ на важный для личностного роста вопрос при выражении собственного отношения к миру через продукт творческой деятельности;
- «встреча» со значимым человеком, которая может оставить заметный след в жизни;
- тематическое путешествие, посещение музея и т.д.
Все названные варианты событий могут иметь место и при организации процесса формирования опыта патриотической деятельности.
Основные признаки эффективности педагогической событийности в процессе патриотического воспитания:
Основные признаки эффективности педагогической событийности в процессе патриотического воспитания:
- принятие подростками базовых национальных ценностей;
- изменение у подростков отношения к патриотической деятельности;
- выявление и развитие задатков и способностей;
- изменение представлений о себе и своих возможностях;
- наличие представлений о совместной деятельности;
- наличие новых эмоциональных переживаний;
- приобретение опыта общения и взаимодействия между субъектами;
- рождение опыта рефлексии.
Таким образом, событием в патриотической деятельности может считаться любая совместная деятельность патриотической направленности, объединяющая подростков, родителей, преподавателей, социальных партнёров
Цель нашей методики заключается в формировании потребности молодежи иметь активную жизненную позицию, опирающуюся на национальные базовые ценности.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
Цель нашей методики заключается в формировании потребности молодежи иметь активную жизненную позицию, опирающуюся на национальные базовые ценности.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
- приобщить подростков к семейным ценностям;
- формировать патриотические качества личности подростков через историю своей семьи, родного края, истории Отечества;
- развить и сохранить чувства гордости за свою страну на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- формировать жизненные ценности подростков через вовлечение их в активные виды деятельности патриотической направленности;
- развить потребности подростков в изучении общественной жизни через активное участие в ней;
- сохранить связь поколений через ряд мероприятий и акций патриотической направленности, проводимых совместно с ветеранами войн;
- развить в подростке положительную мотивацию и творческое отношение к патриотической деятельности;
- привить практические навыки и умения, необходимые для самостоятельной патриотической деятельности.
Содержание патриотического воспитания:
- воспитание на примере социально — ценностного опыта прошлых поколений, культивирующее чувство гордости за своих предков, за свою Родину. В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и других войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Особую значимость представляют их выступления на Уроках Мужества, рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей;
- пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального (любовь к семье, родной школе, улице, городу, родному краю и так далее);
- воспитание на положительных эмоциях, связанных с Родиной: любви, уважения, гордости за Родину. Эмоциональное восприятие своей страны, своего народа — это особое свойство сознания. Эмоции в патриотическом сознании выполняют побуждающую и оценивающую функции. Освоение и принятие ценностей, связанных с патриотизмом – важнейший элемент патриотического воспитания Структура сценарного плана значимых событий включает в себя раздел, посвященный формированию патриотических чувств и эмоций у обучающихся: поднятие Государственного флага РФ, исполнение гимна РФ, традиционное возложение цветов к мемориалам, минута молчания. Особое внимание уделяются текстовому наполнению содержания (использование стихов о любви к России и малой Родине), музыкальному сопровождению.
- воспитание на боевых традициях народа и Вооружённых сил.
При проектировании методики патриотического воспитания подростков мы опирались на следующие принципы:
- принцип преемственности;
- принцип социального партнерства;
- принцип культуросообразности;
- принцип исторического наследия.
- принцип творческой активности воспитанников;
- принцип осознанности и рефлексивности.
Технологии, применяемые в методике:
- активные — подростки — субъекты деятельности (Вахта памяти, конкурс, фестиваль, соревнования);
- интерактивные — основанные на диалоге (проекты, Урок Мужества, тематическое путешествие).
Предполагаемые результаты воспитания:
- обучающиеся приобретут уважение к законам государства, нравственным и этическим нормам общества, к человеческой личности;
- сформируется гражданская активность личности обучающихся, выраженная в осознанном участии в делах общества и государства;
- обучающиеся приобретут знания по истории и культуре своей страны и, как следствие, любовь к родному краю, гордость за Отечество, бережное отношение к традициям, культуре, истории своего народа;
- в сознании обучающихся закрепятся такие чувства, как любовь к семье, доброта, милосердие уважение к людям старших поколений, чувство благодарности ветеранам войны и труда за их трудовые и ратные подвиги;
- обучающиеся научатся бережному отношению к природе:
- обучающиеся осознают необходимость защиты Отечества как долг и обязанность гражданина;
Исходя из вышеперечисленного, критерием результативности патриотического воспитания следует считать позитивную динамику личностного роста обучающихся, в частности:
- динамику усвоения основных социальных норм;
- динамику развития позитивного отношения к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Мир, Земля, Труд, Знания, Культура);
- динамику накопления опыта самостоятельного социально значимого действия;
- динамику изменения отношения к патриотической деятельности в целом.
Считаем целесообразным выделение в качестве критерия патриотического воспитания — соответствие между декларируемыми в обществе желаемыми характеристиками личности патриота и гражданина, и реальным поведением подростка как субъекта деятельности. С нашей точки зрения, достижение желаемых результатов возможно только во взаимодействии с семьёй, школой и тесном сотрудничестве с представителями органов исполнительной власти, вооружённых сил Российской Федерации и общественных организаций.
«Урок Мужества»
«Почётныё караул», «Юнармия» |
Историко-краеведческое направление
|
Проект «Государственный орден Российской Федерации»
|
Конкурс проектов
Тематическое путешествие |
«Я-защитник отечества»
«Статен в строю, силён в бою!» |
Фестиваль патриотической песни
|
Гражданско-патриотическое направление
|
Спортивно-патриотическое направление
|
Художественно-патриотическое направление
|
Военно-патриотическое направление
|
Семья
|
Совет ветеранов
|
Школа
|
Реализация заявленной выше модели (Рисунок 1), позволяет обучающимся реально включиться в жизнь общества, страны в которой они живут. За счёт того, что все заявленные в модели мероприятия имеют событийный характер, создана система интегрирования основных видов деятельности, необходимых для практического самоопределения молодых людей, развития их гражданско — патриотической позиции, происходит быстрая социализация личности. Модель включает в себя мероприятия, представляющие собой различные направления патриотической деятельности:
Военно — патриотическое направление
Цели и задачи:
Военно — патриотическое направление
Цели и задачи:
- воспитание патриотизма и гражданственности, духовности и чувства сопричастности у подрастающего поколения к истории России, к её героическому прошлому и настоящему;
- формирование качеств, необходимых для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных органах;
- популяризация государственной символики и ознакомление с ритуалами, связанными с ее применением;
- подготовка почетных караулов к дежурству у монументов, памятников, обелисков.
В рамках военно-патриотического направления предпологается знакомство обучающихся с Днями воинской славы России. Героическими подвигами войнов разных эпох и многое другое. Большую ценность для изучения и сохранения в памяти последующих поколений представляет исторический материал о Великой Отечественной войне, локальных войнах. Огромный вклад в этом направлении вносит наш социальный партнёр Военно — исторический клуб Санкт — Петербурга «Наш Политех» с которым Центр гражданско — патриотического воспитания сотрудничает в течении двух лет. Представители клуба совместно с педагогами «ЦГПВиБЖ» проводят с учащимися интерактивные «Уроки мужества», которые являются одной из новейших форм патриотического воспитания молодежи. Понятие «интерактивный» не ограничивает нас традиционными методами подачи материала, на наших уроках можно в буквальном смысле прикоснуться к истории. Обучающихся знакомят с формой, вооружением, предметами быта солдат, офицеров и простых граждан нашей страны того или иного периода военной истории. В процессе урока ребята смогут не только посмотреть, но даже примерить форму и подержать в руках предметы быта солдат, оружие времен Великой Отечественной Войны, подержать в руках блокадную пайку хлеба, прочитать подлинные письма солдат с фронта. С нашей точки зрения, интерактивные «Уроки Мужества» не только пробуждают чувства у обучающихся, но и вызывают интерес, активное участие, осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории), что в конечном итоге, как и все заявленные в модели мероприятия, способствует формированию патриотических качеств личности. Следующим вариантом проведения «Урока Мужества» является литературно — музыкальная композиция ««Бессмертный подвиг Ленинграда». Основная идея мероприятия — вызвать в подростках чувство эмпатии, показав мужество и стойкость жителей города, героизм его защитников через поэтические строки, музыку и видео материалы военных лет, почтить память погибших и отдать дань ныне живущим ветеранам и жителям блокадного города. Важным моментом, на наш взгляд, является то, что в подготовке и проведении события активное участие принимали сами обучающиеся: подбирали музыку, видеоряд, разучивали стихи. песни, украшали зал, приглашали гостей. Привлечение подростков к участию в творческом процессе организации, подготовки и проведения такого рода мероприятий повышает уровень их патриотического сознания и воспитания
Следующим мероприятием, реализующим модель, является Смотр — конкурс «Почётный караул». Победители Смотра — конкурса несут Вахту памяти у Мемориала «Вечный огонь» на Марсовом поле, Пискарёвском мемориальном кладбище, у Монумента героическим защитникам Ленинграда. Являясь одним из исполнителей ритуала, подросток становится участником исторического события, длящегося в реальном времени. Через непосредственное участие в этом историческом событии осуществляется процесс воспитания, который заключается в действии извне, то есть со стороны педагогов, выбравших именно конкретного подростка для участия в ритуале, и самовоспитание — действии изнутри, когда подросток соотносит собственное мнение о себе с мнением окружающих о нём, в том числе и мнение родителей и предков. Вопросы: «Чтобы сказал мой отец или дед, увидев меня сейчас?» — становятся актуальными именно в момент исполнения доверенных ему действий. Следовательно, можно утверждать, что воинский ритуал позволяет создать ценностное пространство, в котором главной ценностью является патриотизм [5].
Еще одним знаковым событием военно — патриотческого направления является торжественная церемония приёмав «Юнармию». Церемония приёма — это своего рода воспитывающий праздник, ориентирующий участников на определённые жизненные ценности. Чтобы стать участником торжественной церемонии приёма в «Юнармию» подростки должны своими делами патриотической направленности доказать, что они этого достойны. Кроме того, это яркое эмоционально — насыщенное зрелище, надолго остающееся в памяти. Создание военно — патриотического движения «Юнармия» — это возрождение традиций военно — патриотического воспитания молодежи по подготовке к военной службе, патриотическому воспитанию, приобщению молодого поколения к отечественной истории. Под знаменами «Юнармии» для детей и подростков проводятся различные конкурсы, сборы и слеты патриотической направленности.
Художественно — патриотическое направление
Цель: воспитание гармоничной личности, развитие духовного мира обучающихся средствами познания искусства, литературы, музыки и танца.
Мероприятием, отражающим художественно — патриотическое направление, является Фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!». Конкурс имеет несколько номинаций, в связи с чем, участники могут показать своё умение не только в исполнении вокала, но и танца или инсценировки песни.Обязательным условием конкурса является выбор песни. Это могут быть песни военных лет или песни, прославляющие Россию.
Спортивно — патриотическое направление
Цель: развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Данное направление в нашей модели представляют соревнования-конкурсы «Я — защитник Отечества» и «Статен в строю, силён в бою!», «Равнение на знамёна». Соревнования проводятся в соответствии с «Методическими рекомендациями по тестированию населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Гражданско — патриотическое направление
Цель: формирование гражданственности, формирование правовой культуры, чёткой гражданской позиции, готовности жить в правовом государстве.
В рамках реализации детского конкурса «Школьный Патент — шаг в Будущее!» под патронажем Российского движения школьников, по номинации Министерства обороны Российской Федерации «Важное для обороны страны», при участии представителей от Министерства обороны РФ города Москвы, при поддержке Регионального штаба ВВПОД «Юнармия» в Санкт — Петербурге, организаторов от Центра патриотического воспитания с участникам проекта были проведены практические занятия на которых обучающиеся получили знания об истории возникновения орденов и медалей. Далее. подросткам было предложено разработать изображение собственного ордена, его статут (кого, за какие заслуги им будут награждать, где он будет носиться и так далее) и защитить проект «Государственный орден Российской Федерации».
Историко — краеведческое направление
Цель: познание обучающимися историко — культурных корней своей семьи, своей страны.
Конкурс проектов «История моей семьи в истории моей страны» дал возможность подрастающему поколению познать героическую историю России через историю своей семьи. Учащимися были написаны рассказы, сочинения, эссе об истории своей семьи. Ребята по крупицам собирали воспоминания родных о людях, которые были свидетелями того, как жила наша страна в различные периоды. Так появились рассказы о бабушках и дедушках, об их нелёгких судьбах. В Гимназии № 271 Красносельского района имени П.И. Федулова родилась идея создания музейной экспозиции. Ребята выстраивали целые тематические экскурсии: «Письма с фронта», «Медаль за оборону Ленинграда», «Дорога жизни», «Блокадный дневник». Эти экскурсии основаны на подлинных документах и воспоминаниях.
Тематическое путешествие
Одной из наиболее действенных форм патриотического воспитания является путешествия (поездки) по местам боевой славы народа. Во время которых можно возложить цветы и привести в порядок памятники, познакомиться с историческими местами и мемориальными комплексами, побывать на местах боёв, увидеть и пообщаться с очевидцами тех далёких событий и их родственниками, побывать в гостях у своих сверстников из других городов, обменяться с ними опытом патриотической работы. В данном случае, утверждение «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» подходит как нельзя лучше. Возможности, которые заложены в экскурсиях, походах, путешествиях безграничны.
В заявленной нами модели, тематическое путешествие в город Курск стало для 140 подростков не только одной из форм патриотического воспитания, но и методом поощрения за работу патриотической направленности в течении всего учебного года. Вместе с ребятами в поездку отправились представители от Совета ветеранов Красносельского района, от Администрации Красносельского района Санкт — Петербурга, от Отдела культуры и молодёжной политики Администрации Красносельского района Санкт — Петербурга, представители «Центра гражданско — патриотического воспитания».
При определении эффективности патриотического воспитания нами использовались, как количественный, так и качественный показатели. Их определение должно стать нормой, важнейшим принципом патриотического воспитания. При этом особое значение имеет регулярность и системность контроля и оценки результатов работы.
Под количественным показателем мы понимаем увеличение охвата детей за счет введения в практику работы новых видов и форм мероприятий.
За качественный показатель принимается уровень сформированности гражданственности и патриотизма личности. Изменение этого уровня характеризует степень воздействия проводимых мероприятий на сознание и поведение обучающихся, а также эффективность патриотического воспитания в целом.
Для определения уровня сформированности гражданственности и патриотизма личности была разработана анкета, в анкете используется метод самооценки обучающихся. (Таблица 1)
Каждый ответ на вопрос анкеты варьируется на четырёх уровнях: 0, 1, 2 и 3. При этом:
Следующим мероприятием, реализующим модель, является Смотр — конкурс «Почётный караул». Победители Смотра — конкурса несут Вахту памяти у Мемориала «Вечный огонь» на Марсовом поле, Пискарёвском мемориальном кладбище, у Монумента героическим защитникам Ленинграда. Являясь одним из исполнителей ритуала, подросток становится участником исторического события, длящегося в реальном времени. Через непосредственное участие в этом историческом событии осуществляется процесс воспитания, который заключается в действии извне, то есть со стороны педагогов, выбравших именно конкретного подростка для участия в ритуале, и самовоспитание — действии изнутри, когда подросток соотносит собственное мнение о себе с мнением окружающих о нём, в том числе и мнение родителей и предков. Вопросы: «Чтобы сказал мой отец или дед, увидев меня сейчас?» — становятся актуальными именно в момент исполнения доверенных ему действий. Следовательно, можно утверждать, что воинский ритуал позволяет создать ценностное пространство, в котором главной ценностью является патриотизм [5].
Еще одним знаковым событием военно — патриотческого направления является торжественная церемония приёмав «Юнармию». Церемония приёма — это своего рода воспитывающий праздник, ориентирующий участников на определённые жизненные ценности. Чтобы стать участником торжественной церемонии приёма в «Юнармию» подростки должны своими делами патриотической направленности доказать, что они этого достойны. Кроме того, это яркое эмоционально — насыщенное зрелище, надолго остающееся в памяти. Создание военно — патриотического движения «Юнармия» — это возрождение традиций военно — патриотического воспитания молодежи по подготовке к военной службе, патриотическому воспитанию, приобщению молодого поколения к отечественной истории. Под знаменами «Юнармии» для детей и подростков проводятся различные конкурсы, сборы и слеты патриотической направленности.
Художественно — патриотическое направление
Цель: воспитание гармоничной личности, развитие духовного мира обучающихся средствами познания искусства, литературы, музыки и танца.
Мероприятием, отражающим художественно — патриотическое направление, является Фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!». Конкурс имеет несколько номинаций, в связи с чем, участники могут показать своё умение не только в исполнении вокала, но и танца или инсценировки песни.Обязательным условием конкурса является выбор песни. Это могут быть песни военных лет или песни, прославляющие Россию.
Спортивно — патриотическое направление
Цель: развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Данное направление в нашей модели представляют соревнования-конкурсы «Я — защитник Отечества» и «Статен в строю, силён в бою!», «Равнение на знамёна». Соревнования проводятся в соответствии с «Методическими рекомендациями по тестированию населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Гражданско — патриотическое направление
Цель: формирование гражданственности, формирование правовой культуры, чёткой гражданской позиции, готовности жить в правовом государстве.
В рамках реализации детского конкурса «Школьный Патент — шаг в Будущее!» под патронажем Российского движения школьников, по номинации Министерства обороны Российской Федерации «Важное для обороны страны», при участии представителей от Министерства обороны РФ города Москвы, при поддержке Регионального штаба ВВПОД «Юнармия» в Санкт — Петербурге, организаторов от Центра патриотического воспитания с участникам проекта были проведены практические занятия на которых обучающиеся получили знания об истории возникновения орденов и медалей. Далее. подросткам было предложено разработать изображение собственного ордена, его статут (кого, за какие заслуги им будут награждать, где он будет носиться и так далее) и защитить проект «Государственный орден Российской Федерации».
Историко — краеведческое направление
Цель: познание обучающимися историко — культурных корней своей семьи, своей страны.
Конкурс проектов «История моей семьи в истории моей страны» дал возможность подрастающему поколению познать героическую историю России через историю своей семьи. Учащимися были написаны рассказы, сочинения, эссе об истории своей семьи. Ребята по крупицам собирали воспоминания родных о людях, которые были свидетелями того, как жила наша страна в различные периоды. Так появились рассказы о бабушках и дедушках, об их нелёгких судьбах. В Гимназии № 271 Красносельского района имени П.И. Федулова родилась идея создания музейной экспозиции. Ребята выстраивали целые тематические экскурсии: «Письма с фронта», «Медаль за оборону Ленинграда», «Дорога жизни», «Блокадный дневник». Эти экскурсии основаны на подлинных документах и воспоминаниях.
Тематическое путешествие
Одной из наиболее действенных форм патриотического воспитания является путешествия (поездки) по местам боевой славы народа. Во время которых можно возложить цветы и привести в порядок памятники, познакомиться с историческими местами и мемориальными комплексами, побывать на местах боёв, увидеть и пообщаться с очевидцами тех далёких событий и их родственниками, побывать в гостях у своих сверстников из других городов, обменяться с ними опытом патриотической работы. В данном случае, утверждение «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» подходит как нельзя лучше. Возможности, которые заложены в экскурсиях, походах, путешествиях безграничны.
В заявленной нами модели, тематическое путешествие в город Курск стало для 140 подростков не только одной из форм патриотического воспитания, но и методом поощрения за работу патриотической направленности в течении всего учебного года. Вместе с ребятами в поездку отправились представители от Совета ветеранов Красносельского района, от Администрации Красносельского района Санкт — Петербурга, от Отдела культуры и молодёжной политики Администрации Красносельского района Санкт — Петербурга, представители «Центра гражданско — патриотического воспитания».
При определении эффективности патриотического воспитания нами использовались, как количественный, так и качественный показатели. Их определение должно стать нормой, важнейшим принципом патриотического воспитания. При этом особое значение имеет регулярность и системность контроля и оценки результатов работы.
Под количественным показателем мы понимаем увеличение охвата детей за счет введения в практику работы новых видов и форм мероприятий.
За качественный показатель принимается уровень сформированности гражданственности и патриотизма личности. Изменение этого уровня характеризует степень воздействия проводимых мероприятий на сознание и поведение обучающихся, а также эффективность патриотического воспитания в целом.
Для определения уровня сформированности гражданственности и патриотизма личности была разработана анкета, в анкете используется метод самооценки обучающихся. (Таблица 1)
Каждый ответ на вопрос анкеты варьируется на четырёх уровнях: 0, 1, 2 и 3. При этом:
- цифрой 3 — оценивается вариант ответа «да»;
- цифрой 2 — вариант ответа «скорее «да», чем «нет»»;
- цифрой 1 — вариант ответа «скорее «нет», чем «да»»;
- цифрой 0 — вариант ответа «нет».
Баллы, полученные за выполнение каждого индикатора, суммируются. Чем больше индивидуальный балл участника анкетирования, тем выше у него уровень сформированности гражданственности и патриотизма.
В зависимости от значения полученного индивидуального балла все участники анкетирования делятся по уровню сформированности гражданственности и патриотизма на три категории:
В зависимости от значения полученного индивидуального балла все участники анкетирования делятся по уровню сформированности гражданственности и патриотизма на три категории:
- от 0 до13 баллов — низкий уровень;
- от 14 до 26 баллов — средний уровень;
- от 27 до 39баллов— высокий уровень.
Анкетирование проводилось в середине и конце учебного года. Выборка состояла из 100 человек.
Таблица 1 — Анкета для определения уровня сформированности гражданственности и патриотизма личности
Таблица 1 — Анкета для определения уровня сформированности гражданственности и патриотизма личности
№ | Вопрос | Варианты ответов | |||
---|---|---|---|---|---|
Принимая участие в мероприятиях патриотической направленности, я приобрёл: | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет | |
1 | знания об истории своей семьи | ||||
2 | знания о своей «Малой родине» (район, город, школа) | ||||
3 | знания о своём Отечестве (история, культура, героические свершения и др.) | ||||
4 | совокупность навыков, умений, качеств, необходимых для реализации функции защиты Отечества |
||||
5 | позитивное отношение и интерес к Вооружённым Силам, желание выполнить гражданский и воинский долг по защите Отечества |
||||
6 | осмысление своей роли и места в жизни общества |
||||
7 | гордость за принадлежность к истории. традициям, культуре, героическим свершениям и достижениям Отечества | ||||
8 | чувство сопричастности с историей и боевым прошлым моей страны | ||||
9 | желание реализовать свои природные задатки (рисование, танцы, пение и др.) | ||||
10 | желание быть активным участником событий в жизни школы, «Центра», города | ||||
11 | желание в дальнейшем заниматься деятельностью патриотической направленности | ||||
12 | желание пропагандировать мероприятия патриотической направленности среди сверстников | ||||
13 | понимание сущности понятий «Патриот», «Патриотизм», «Долг», «Отечество» |
В результате анализа анкет нами был сделан вывод: уровень сформированности гражданственности и патриотизма подростков значительно увеличился и составляет 20 %. Так на период начала учебного года высокий уровень сформированности составлял 50 %, а в конце года — 70%.
Анализ результатов численности контингента обучающихся за два предшествующих учебных года показал, что внедрение нашей модели в работу по патриотическому воспитанию в учреждении дополнительного образования детей «ЦГПВиБЖ» Красносельского района педагогически целесообразно:
- количество обучающихся в кружках увеличилось в 2 раза;
- количество участвовавших в соревнованиях увеличилось в 3 раза;
- количество обучающихся принявших участие в «Уроках Мужества» — в 3,46 раз.
В результате проведенной работы по проектированию методики патриотического воспитания подростков и реализации модели, входящей в неё, в учреждении дополнительного образования детей и на основании результатов проведенного педагогического эксперимента, нами были сделаны следующие выводы:
- событийный подход в патриотическом воспитании, с нашей точки зрения, является одним из основных. Результатом такого подхода является присвоение подростками ценностных установок, получение эмоционального удовлетворения;
- принцип социального партнёрства в патриотическом воспитании педагогически целесообразен. Результатом взаимодействия с социальными партнёрами является возможность внедрения в работу по патриотическому воспитанию новых эффективных форм и методов, способствующие развитию патриотизма через активную практическую разнонаправленную деятельность;
- результаты анкетирования и анализ численности контингента обучающихся доказали педагогическую результативность разработанной нами методики воспитания.
Таким образом подтверждено, что при формировании жизненной позиции у подростков необходимо учитывать, что патриотическое воспитание должно быть направлено на создание условий для формирования и развития у подростков сопереживания интересам Родного края, Родному народу, Родной стране. Любовь возникает в процессе принятия. В стремлении понять, что есть Родина человек, обретает и развивает свои патриотические чувства. Эмоциональное проживание, совместное погружение, проявление эмоций и чувств по отношению к различным явлениям и событиям составляют основу педагогической деятельности по воспитанию патриотических чувств подростков.
Анализ результатов численности контингента обучающихся за два предшествующих учебных года показал, что внедрение нашей модели в работу по патриотическому воспитанию в учреждении дополнительного образования детей «ЦГПВиБЖ» Красносельского района педагогически целесообразно:
- количество обучающихся в кружках увеличилось в 2 раза;
- количество участвовавших в соревнованиях увеличилось в 3 раза;
- количество обучающихся принявших участие в «Уроках Мужества» — в 3,46 раз.
В результате проведенной работы по проектированию методики патриотического воспитания подростков и реализации модели, входящей в неё, в учреждении дополнительного образования детей и на основании результатов проведенного педагогического эксперимента, нами были сделаны следующие выводы:
- событийный подход в патриотическом воспитании, с нашей точки зрения, является одним из основных. Результатом такого подхода является присвоение подростками ценностных установок, получение эмоционального удовлетворения;
- принцип социального партнёрства в патриотическом воспитании педагогически целесообразен. Результатом взаимодействия с социальными партнёрами является возможность внедрения в работу по патриотическому воспитанию новых эффективных форм и методов, способствующие развитию патриотизма через активную практическую разнонаправленную деятельность;
- результаты анкетирования и анализ численности контингента обучающихся доказали педагогическую результативность разработанной нами методики воспитания.
Таким образом подтверждено, что при формировании жизненной позиции у подростков необходимо учитывать, что патриотическое воспитание должно быть направлено на создание условий для формирования и развития у подростков сопереживания интересам Родного края, Родному народу, Родной стране. Любовь возникает в процессе принятия. В стремлении понять, что есть Родина человек, обретает и развивает свои патриотические чувства. Эмоциональное проживание, совместное погружение, проявление эмоций и чувств по отношению к различным явлениям и событиям составляют основу педагогической деятельности по воспитанию патриотических чувств подростков.
Литература
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. N 7 — ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. N 11 — ФКЗ)
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы
- Григорьев Д.В. Событие воспитания и воспитание как событие [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lexed.ru/parvo/journ/0107/grig.dog
- Периодическое издание «Академический вестник» выпуск 3 (33) СПб АППО, 2016.
- Теория и практика патриотического воспитания. Ч. 1. Современные методы, формы и технологии патриотического воспитания: науч. — метод. сб. / под общ. Ред. Е.Н. Барышникова. — СПб.:Изд — во Политехн. Ун — та, 2010. — 112 с.