Некоторые особенности методики К. Орфа на начальном этапе музыкального обучения
Негревская Лилия Георгиевна,
преподаватель фортепиано
МБУДО «КРДШИ» г. Кола Мурманской обл.
преподаватель фортепиано
МБУДО «КРДШИ» г. Кола Мурманской обл.
Воспитание музыкально-творческих навыков у детей, обучающихся в ДМШ ДШИ необходимо потому, что тот, кто ощутил радость творчества в любой сфере искусства, сможет более активно воспринять и оценить все лучшее, что делается в этой сфере чем тот .кто лишь пассивно воспринимает.
Под музыкальными навыками учащихся подразумевается владение ,хотя бы в минимальной степени ,умением импровизировать и сочинять простейшую музыку, практически знать элементарные законы ее создания и записи.
Эти вопросы в музыкальной педагогике поднимались с 20-х годов прошлого века и в нашей стране и за рубежом .В России –Б. Асафьев, чьи поиски новых форм музыкально-педагогической работы не потеряли жизненной важности и сегодня: не ограничивать «композиторство» специализацией и кругом особо одаренных детей. Поощрять и развивать у учащихся проявления тяги к сочинительству.
Б.Асафьев обращает внимание на необходимость стимулирование у детей способности к импровизации. «…как только у детей накопится некоторое достаточное количество слуховых впечатлений, необходимо попробовать с ними импровизировать».
Идеи, почти совпадающие с асафьевскими, были воплощены в практической методике разработанной К. Орфом и сотрудничавшими с ним педагогами.
Его основной тезис: «…я стремился активировать музицирование учеников путем импровизации и создания набросков собственной музыки».
Педагогические эксперименты К.Орфа начаты в 1924г ,но прерваны в годы фашизма. В своем окончательном виде методика учебный материал были оформлены в 5 основных томах «Шульверка», опубликованные в 1950-54г.
Впоследствии система получила широкое распространение, а сама методика с изменениями соответственно особенностям национальной музыки издающей страны, вышла в свет в американском, английском, бразильском, греческом, датском, испанском, нидерландском, португальском. шведском и японском вариантах.
Тезисное изложение некоторых путей методики К.Орфа «элементарного музыкального обучения» на основании беседы с ним группы советских музыкантов ( с участием Л.Баренбойма).
1.Вынудить ребенка «творить» музыку, предоставив ему возможность сочинять свои мелодические обороты на простейшем муз. инструменте в процессе индивидуального ,а еще важнее –коллективного музицирования.
2.До начала обучения на сложных музыкальных инструментах ( фортепиано, скрипка, виолончель и др.) ребенка с дошкольного возраста хорошо приучить к коллективному музицированию на элементарных инструментах, не требующих специального обучения. Ксилофоны, металлофоны, блокфлейты, шумовые инструменты и другие ,специально созданные К.Орфом в сотрудничестве с К.Заксом.
3.На начальном этапе обучения следует опираться на «элементарную музыку», которая связана с звучащим жестом (шлепки, хлопки, щелчки и т.д) танцем, пантомимой, словом. При этом быть ее создателем, а не только слушателем ,используя элементарные инструменты, элементарные движения, элементарные тексты и музыкальные обороты.
4.Национальный фольклорный материал служит опорой для детской «элементарной музыки».
5.Творческая инициатива ребенка , пробудившаяся на музыкальных занятиях обязательно отразится на всей той деятельности, которой он будет заниматься в дальнейшем.
Методика занятий К.Орфа ,заслуживающая изучения, практического использования, имеет ярых сторонников, и не менее ярых противников, полагающих что орфовские инструменты , преимущественно ударные, уведут детей от «певучести», создадут ложное представление о легкости музицирования вообще, что скажется при переходе к обучению игре на сложных инструментах. Но надо признать, что система К.Орфа разработала конкретные пути сближения «композиторского» и «исполнительских» начал в музыкальной педагогике, способствуя раскрытию творческих способностей ребенка.
Литература:
Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.
Музыка Ленинград 1969
Музыка в школе №1 1991
Искусство в школе №2,№З 2005
Эти вопросы в музыкальной педагогике поднимались с 20-х годов прошлого века и в нашей стране и за рубежом .В России –Б. Асафьев, чьи поиски новых форм музыкально-педагогической работы не потеряли жизненной важности и сегодня: не ограничивать «композиторство» специализацией и кругом особо одаренных детей. Поощрять и развивать у учащихся проявления тяги к сочинительству.
Б.Асафьев обращает внимание на необходимость стимулирование у детей способности к импровизации. «…как только у детей накопится некоторое достаточное количество слуховых впечатлений, необходимо попробовать с ними импровизировать».
Идеи, почти совпадающие с асафьевскими, были воплощены в практической методике разработанной К. Орфом и сотрудничавшими с ним педагогами.
Его основной тезис: «…я стремился активировать музицирование учеников путем импровизации и создания набросков собственной музыки».
Педагогические эксперименты К.Орфа начаты в 1924г ,но прерваны в годы фашизма. В своем окончательном виде методика учебный материал были оформлены в 5 основных томах «Шульверка», опубликованные в 1950-54г.
Впоследствии система получила широкое распространение, а сама методика с изменениями соответственно особенностям национальной музыки издающей страны, вышла в свет в американском, английском, бразильском, греческом, датском, испанском, нидерландском, португальском. шведском и японском вариантах.
Тезисное изложение некоторых путей методики К.Орфа «элементарного музыкального обучения» на основании беседы с ним группы советских музыкантов ( с участием Л.Баренбойма).
1.Вынудить ребенка «творить» музыку, предоставив ему возможность сочинять свои мелодические обороты на простейшем муз. инструменте в процессе индивидуального ,а еще важнее –коллективного музицирования.
2.До начала обучения на сложных музыкальных инструментах ( фортепиано, скрипка, виолончель и др.) ребенка с дошкольного возраста хорошо приучить к коллективному музицированию на элементарных инструментах, не требующих специального обучения. Ксилофоны, металлофоны, блокфлейты, шумовые инструменты и другие ,специально созданные К.Орфом в сотрудничестве с К.Заксом.
3.На начальном этапе обучения следует опираться на «элементарную музыку», которая связана с звучащим жестом (шлепки, хлопки, щелчки и т.д) танцем, пантомимой, словом. При этом быть ее создателем, а не только слушателем ,используя элементарные инструменты, элементарные движения, элементарные тексты и музыкальные обороты.
4.Национальный фольклорный материал служит опорой для детской «элементарной музыки».
5.Творческая инициатива ребенка , пробудившаяся на музыкальных занятиях обязательно отразится на всей той деятельности, которой он будет заниматься в дальнейшем.
Методика занятий К.Орфа ,заслуживающая изучения, практического использования, имеет ярых сторонников, и не менее ярых противников, полагающих что орфовские инструменты , преимущественно ударные, уведут детей от «певучести», создадут ложное представление о легкости музицирования вообще, что скажется при переходе к обучению игре на сложных инструментах. Но надо признать, что система К.Орфа разработала конкретные пути сближения «композиторского» и «исполнительских» начал в музыкальной педагогике, способствуя раскрытию творческих способностей ребенка.
Литература:
Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.
Музыка Ленинград 1969
Музыка в школе №1 1991
Искусство в школе №2,№З 2005