Методическая разработка дополнительного образования школьников
по программе "Шахматы" с использованием ИКТ
Фомичев Владислав Иванович,
к.т.н., ГБОУ Лицей 82
Петроградского района Санкт-Петербурга
к.т.н., ГБОУ Лицей 82
Петроградского района Санкт-Петербурга
1 Актуальность методики
В связи с введением в школьные программы образовательных программ нового предмета ШАХМАТЫ, возникает необходимость составления про-грамм для разных возрастных групп, а также возможности у некоторых учеников умения играть в шахматы. Количество учеников на уроке также вызывает трудности, так как подача материала урока связана с техническими трудностями и возможностью контроля усвоения материала учениками. Пло-хо усваивается и демонстрация игры с помощью доски с магнитными фигу-рами из-за плохого обзора доски, особенно с последних парт в классе. Всё это требует нового подхода к методике обучения на уроках шахмат.
2. Содержание методики
Данная работа предназначена для проведения уроков школьников младших классов не умеющих играть в шахматы. Занятие проводится после ознакомления с учениками, проверки заявлений от родителей на согласие поещения дополнительных занятий и проведения инструктажа по безопасно-му пользованию оборудованием в кабинете. Перед учениками устанавлива-ются шахматные доски, на которых они самостоятельно устанавливают пеш-ки и фигуры. Ученики сидят лицом к доске и играют белыми фигурами.
В компьютер, расположенный на столе педагога вставляется компютер-ный диск с программой игры с минимальными баллами ( или минимальным уровнем игрока-соперника). После этого включается демонстрационный эк-ран, подключенный к компютеру и проектору и ученики видят на экране расположение доски и Педагог делает ходы белыми пешками и фигура-ми и каждый ход комментирует каждый ход поясняя назначение этого хода. После первого хода, педагог ставит задачу начала партии и комментирует ответные ходы черных пешек и фигур. После первого хода белыми компьютер отвеча-ет ходом черных. Педагог подробно комментирует ответ соперника и указы-вает на возможность нападения на свои (белые) пешки или фигуры. Обяза-тельно оцениваются как защитные свойства черных фигур, так и возможн-ость освобождения полей для выхода черных фигур или нападения на белые фигуры. После каждого последуещего хода, педагог подробно комментирует ходы черных и объясняет значение каждого хода белых. Эти действия соот-
ветствуют той части программы, которая называется «начало партии». Далее белыми фигурами делаются следующие ходы с обязательным и подробным обяснением как хода белых, так и хода черных. Начало игры продолжается как правило 10-14 ходов,или до взятия первой фигуры или пешки черных (1). Как показывает опыт дети быстро запоминают эти начальные ходы и
- 2 -
повторяют их самостоятельно. После проведения этой части урока переходят к «самостоятельной» части игры. Шахматы на столе каждого из учеников с помощью компьютера на большом проекционном экра
экране устанавливаются в начальное положение. На компьютере выбирается другой соперник, такого же уровня игры. Всем ученикам задаётся вопрос: - как делать первый ход белыми ? Поднимите руки ! Спрашивать педагогу как походить следует у ученика последним поднявшим руку. В последствии пос-ле 6-8 уроков выявляются ученики , решающие мини задачу быстрее или медленнее. Далее каждый ход белых делают ученики, после того как компюьтер делает ход черными фигурами, а педагог задаёт вопрос: как ходить белым и выбирает ответ одного из учеников и курсором на экране передвигает бе лые фигуры. Количество таких уроков зависит от привыкания к таким действия учеников на шахматной доске и индивидуальных способностей каждого. Практика показывает что это происходит в пределах первых двух разделов программы Шахматы для школьников младших классов т.е. за десять – двенадцать часов (2, 4 ).
Преимущество этой методики заключается в том, что можно обучать любое количество учеников от одного до дести человек. Технические сред-ства компьютер, проектор и экран позволяют регулировать многие парамет-ры изображения и звука. Можно также подключить текст на английском языке шахматных команд – «шах», «мат», «пат» и других, которые произно-сит диктор, записанные на диске (2).
3. Техническое оснащение кабинета
Кабинет для обучения на уроках должен иметь такое же оборудование, как и для игры на турнирах. Количество комплектов досок с набором фигур для для наполненного состава учащихся должно быть от десяти до двадцати комплектов. Компьютер для педагога должен быть оснащен диском с шахматными партиями начального уровня, с оценкой в баллах каждого игро-ка (2). Для демонстрации игры с «партнером» должна устанавливаться проекционная аппаратура с большим экраном. При проведении контрольных необходимо использовать электронные шахматные часы. При оценке резуль-татов усвоения программы следует пользоваться «Информационной картой освоения образовательной программы обучающимися», Ра раздел позделив программу на части (от А до Ж) и оценивая раздел по пятибалльной системе.
Литература для педагогов.
1.В.Костров, Д.Давлетов. Учебник для 1-2 класса начальной школы 2001 г 2. Chessmaster 8000, русский перевод компьютерный диск.
3. В. Хенкин, Я б в гроссмейстеры пошел, Молодая гвардия 1989 г
4. В Фомичев, Авторская программа дополнительного образования детей
школьного возраста, http://nsportal/.ru node/3042720 2017 г.