Развивающая среда. Старшая группа
Орлова Екатерина Алексеевна
Рабочая программа группы разработана на основе Адаптированной коррекционно-развивающей программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 113 комбинированного вида Невского района Санкт – Петербурга, а так же примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Воспитатель: Орлова Е.А., педагогический стаж 13 лет
Характеристика детей: общее количество детей 18, с тяжелыми речевыми диагнозами, возраст 4-5 лет, средняя группа (10- мальчиков, 8- девочек). 13 детей из полных семей, 5 ребенка имеют неполную семью.
Анализ предметно пространственной среды
В логопедической группе № 2 проведен анализ предметно –пространственной среды, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1115 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», в частности раздел II. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования «О проведении внутреннего мониторинга по исполнению в ГБДОУ «Дорожной карты Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», разделы «Создание образовательного пространства содержательно – насыщенными средствами (в том числе техническими) и материалами обучения и воспитания в соответствии с ФГОС и «Создание моделей образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями на основе ФГОС ДО», анализ предметно- пространственной среды.
Информация и сведения по изучению и анализу предметно –пространственной среды логопедической группы №2 была сформирована из следующих показателей:
1 Безопасность и психологическая комфортность пребывания воспитанников в ОУ (группе)
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества», - пишет В.А. Сухомлинский.
Создание условий психологического комфорта, когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка, получило название «психологической безопасности». Такие условия начинают создаваться в нашем детском саду с первой минуты пребывания ребенка в группе.
Воспитатель Орлова Е А создала в групповом помещении условия, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, дающие развитие духовных, социально-познавательных, эстетических, коммуникативных, общекультурных потребностей детей.
Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что адаптация в социально-гигиенической среде сада проходит или уже прошла успешно.
Психологическая безопасность — такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка.
В нашей группе для психологической разгрузки проведена работа по созданию психологического уголка – уголка уединения, в котором ребенок может отдохнуть от шума группы, порисовать, полистать детские журналы книги, поиграть с любимой игрушкой, послушать музыку и др.
Развивающая предметно- пространственная среда старшей группы созданная воспитателем Орловой Е А содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей этой группы. Всё групповое пространство распределено на зоны: учебную и игровую. В каждой зоне расположены игровые, исследовательские, познавательные центры, которые доступны детям.
Так центре «Играем в театр» представлены:
Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.
Кукольный театр.
Театр из игрушек-самоделок.
Театр резиновых игрушек.
Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры.
Плоскостной театр.
Теневой театр.
«Уголок ряженья»: костюмы, украшения – кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.
Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов).
Книги с картинками-липучками, наборы вырезанных картинок
Центр искусства «Талантливые пальчики»
Полочка с подлинными произведениями искусства.
Трафареты, лекала, геометрические формы, силуэты.
Краска, кисти, карандаши, мелки, фломастеры.
Белая и цветная бумага.
Ножницы
Пластилин, салфетки.
Губки, штампы, тампоны.
Силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства.
Доски для рисования мелком.
Детские и взрослые работы по рисования, аппликации.
Баночки для воды.
Природный и бросовый материал.
Дидактические игры.
Игрушки из глины (тверская, вятская).
Предметы из резной бересты: коробка, шкатулки (архангельские, вологодские).
Расписные разделочные доски (городецкие).
Подносы (жостовские).
Расписная посуда (новгородская, псковская, вятская).
Центр«Мы играем»
Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр,
Оборудование для режиссерской игры:
- многофункциональные кубики;
- наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда);
- животные (сказочные, реалистичные);
- неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки;
- символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы).
Центр «Книжкино царство»
Книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста:
- произведения фольклора,
- сказки русские народные и народов мира;
- произведения русской и зарубежной классики;
- произведения современных авторов (рассказы, сказки, стихи).
Книги, любимые детьми этой группы.
Сезонная литература.
Детские журналы (старшая группа).
Детские рисунки.
Словесное творчество (альбомы загадок, рассказов, составленных детьми).
Увлечение детей (открытки, календари).
Центр науки «Юные исследователи»
Материалы по разделам: песок и вода, звук, магниты, бумага, резина.
Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы.
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема.
Мерные ложки (от детского питания).
Сита и воронки.
Резиновые груши разного объема.
Половинки мыльниц.
Формы для льда.
Резиновые перчатки.
Медицинские материалы (пипетки с закругленными концами, шприцы без игл, колбы, деревянные палочки).
Гибкие пластиковые или резиновые трубочки, соломки для коктейля.
Гигиенические безопасные детские шампуни, растворимые, ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки).
Взбивалка, деревянные лопатки и шпатели для размешивания.
Разноцветные стаканы из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки (для рассматривания песчинок, глины).
Лупы.
Клеенчатые фартуки.
Нарукавники.
Щетка, совок, тряпки.
Технический материал – гайки, скрепки, винтики.
Разные виды бумаги.
Прочие материалы: воздушные шары, масло, свечи.
Природный материал.
Утилизированный материал (кусочки кожи, дерева, винтики).
Карточки-схемы проведения экспериментов.
Персонажи из знакомого мультфильма «Фиксики» - Симка и Нолик, от имени которых моделируется проблемные ситуации.
Уголок природы «Юные экологи»
Комнатные растения.
Место для труда.
Календарь наблюдений.
Ящики с посадками.
Календарь природы.
Макеты.
Музейный и коллекционный материал.
- кассеты и диски со звуками природы, пение птиц
Центр конструирования «Маленькие строители»
Конструкторы разных видов
Игры типа «Танграм».
Силуэты, картинки, альбомы, конструктивные карты (поэтапное выполнение работы).
Простейшие чертежи.
Опорные схемы.
Необходимые для игр материалы и инструменты.
Центр искусства «Талантливые пальчики»
Полочка с подлинными произведениями искусства.
Трафареты, лекала, геометрические формы, силуэты.
Краска, кисти, карандаши, мелки, фломастеры.
Белая и цветная бумага.
Ножницы
Пластилин, салфетки.
Губки, штампы, тампоны.
Силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства.
Доски для рисования мелком.
Детские и взрослые работы по рисования, аппликации.
Баночки для воды.
Природный и бросовый материал.
Дидактические игры.
Игрушки из глины (тверская, вятская).
Предметы из резной бересты: коробка, шкатулки (архангельские, вологодские).
Расписные разделочные доски (городецкие).
Подносы (жостовские).
Расписная посуда (новгородская, псковская, вятская).
Центр физической культуры «Мы - спортсмены»
Мини-физкультурные уголки.
Материалы для игр.
Центр познавательного развития «Эрудиты»
Оборудование:
- глобус, карта мира,
- телевизор,
- часы,
- календари,
- коллекции минералов,
- микроскоп.
Наглядные пособия:
- картинки с буквами, денежные знаки, монеты, дорожные, математические знаки.
- картинки с флагами, гербами.
- алфавит
Полочка умных книг:
- книги, картинки, иллюстрации по темам, интересные детям.
Математическое развитие
Измерения приборы и инструменты.
Циркуль.
Весы, безмен.
Часы песочные и стрелочные.
Мерные стаканчики градуированные.
Термометры для воздуха, воды.
Настольно-печатные математические игры.
Книги по математике.
Центр речевого развития «Будем говорить правильно»
Буквенный фриз.
Картинки с животными, птицами их жилищем.
Картинки с изображением двух сюжетов.
Изображение человека (части тела с цифрами).
Картинки с вещами, оказавшимися не у своих хозяев.
Картинки, на которых надо найти людей, предметы, спрятанные художником.
Тетради, задания.
Азбуки, буквари.
Кубики с буквами.
Настольно-печатные игры (лото, конструкторы, лото для чтения).
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными игровыми материалами. В своей группе создавая развивающую среду, мы учитываем особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Поэтому мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть.
2 Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей).
Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе организована с учетом требований ФГОС по пяти образовательным областям, каждая из которых представлена определенными видами детской деятельности, в соответствии с СанПиН и основной образовательной программой ДОУ.
Образовательная область «Познавательное развитие» представлена центром экологии и экспериментирования, центром математического развития, сенсорного развития и центром конструктивной деятельности.
Все центры активности обозначены смысловыми маркерами.
Для познавательно-исследовательской деятельности в центре экологии и экспериментирования представлены материалы для проведения опытов с водой, воздухом, светом, магнитами и т.д. В центре есть коллекции насекомых, семян, камней, магнитиков, значков с животными.
Для развития трудовой деятельности в группе есть уголок дежурств. В набор для труда входит лейка, тряпочка, кисточка, опрыскиватель, фартучки. Есть картотека по уходу за растениями. Подобраны растения по возрасту.
Представлен иллюстрационный, дидактический материал; календари погоды, природы, картинки по сезонам, модели суток, дней недели, года; энциклопедии; альбомы с зарисовками по проведению опытов, наблюдений; словотворчество детей об объектах живой и неживой природы; дидактические игры, мнемотаблицы, модели. Альбомы «Растения луга, поля, леса». «Красная книга», оформленная совместно с детьми и взрослыми. Макет «Планеты солнечной системы».
На подоконнике развернут «огород», на территории ДОУ проводим наблюдение за посадками в теплице, на грядках, за цветами на клумбах.
В открытом доступе разнообразный природный материал, который может использоваться и в центре художественного творчества для поделок, и в центре математического развития для счета, развития моторики.
Для организации самостоятельной деятельности детей вносятся пооперационные карты для детей с разным уровнем развития, и в зависимости от их потребностей.
Для формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития представлены объекты для исследования в действии (палочки Кюизенера, вкладыши Монтессори, блоки Дьенеша, д/и «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Дроби», мозаики, домино, тактильные дощечки, наборы для сериации, лабиринты, шашки, шахматы, математические наборы, кубики с цифрами, пособия на обогащение сенсорного опыта при знакомстве с величиной, формой и цветом).
В центре конструктивной деятельности представлены конструкторы разных модификаций: крупный, средний, плоскостной, магнитный, «Лего», мозаики, пазлы для детей с разным уровнем развития; нетрадиционный материал: подборка из бросового материала, катушки, коробки, бутылки, пробки и т.п.; алгоритмы выполнения построек, схемы, игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей, животных, машинки разных размеров и предназначения.
Не забывая о здоровьесберегающих технологиях, для снятия напряжения глаз, психологической утомляемости, на одной из стен в группе оформлена диаграмма по технологии В.Ф.Базарнова. Дети могут проследить путь божьей коровки к цветку, тем самым еще и закрепить пространственные представления.
Сенсорно-дидактические подвески с различными объектами позволяют использовать большое количество заданий для зрительного поиска, что позволяет снять мышечную усталость, и закрепить определенный материал. Тренажер для глаз в форме круга с геометрическими фигурами разных цветов способствует повышению функциональной способности мозга.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
представлена центрами сюжетно-ролевой игры, с учетом полоролевой специфики, центром безопасности и центром социально-эмоционального развития.
Так, как игра занимает главенствующую роль в развитии ребенка, ему необходимо общение со сверстниками, взрослыми, при этом происходит формирование основ безопасного поведения в быту, природе, социуме.
В группе для развития игровой деятельности мальчиков предусмотрены наборы солдатиков, военная техника, различные виды транспортных средств, каски, пилотки, фуражки, ремни, бинокли, паркинги, столярные инструменты, игрушки-заместители; для девочек наборы красоты, куклы разной величины и пола, одежда для них, постельное белье, макеты домов, дома с мебелью, бытовой техникой, уголки ряженья, игрушки-заместители. Гендерная специфика просматривается и в сюжетно-ролевой игре «Салон красоты», где есть и женский, и мужской залы, с соответствующей подборкой игровых атрибутов, альбомами причесок. В старшей группе атрибуты к сюжетно-ролевым играм хранятся в пластиковых контейнерах со смысловыми маркерами. Их также удобно использовать в качестве выносного материала на улицу.
Одним из маркеров игрового пространства у нас является ширма универсальная, которая может служить и местом уединения, а по желанию детей, стать кабинетом врача, прилавком магазина, парикмахерской, кинотеатром, стоит лишь обозначить эти места соответствующими смысловыми маркерами. Имеется в наличии игровые переносные модули «Кухня», «Парикмахерская», «Паркинг», «Магазин», «Дома с разными наборами мебели».
Центр безопасности оснащен игровыми наборами по правилам дорожного движения: ковриками с изображением дорог, домов, пешеходных переходов; макетами домов, элементами ландшафта, знаками дорожного движения, светофорами, наборами транспортных средств, картой микрорайона. В центре есть различный иллюстрированный материалом по теме, картинки с проблемными ситуациями, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры «Пожарный», «Водитель», «ПДД», а созданный альбом «Правила безопасного поведения в группе» предостерегает ребят от неправильных поступков в общении со сверстниками в группе. Есть подборка художественной литературы по теме безопасности.
В центре социально-эмоционального развития представлен уголок настроения, фотоальбомы детей со своими родственниками на отдыхе, за границей, альбомы, отражающие жизнь в группе, ДОУ, наглядные пособия, отражающие разные занятия детей и взрослых, их родственную принадлежность, генеологические древа, иллюстрированный материал и дидактические игры по изучению разных эмоциональных состояний, аудио и видео материалы.
Образовательная область «Речевое развитие»
представлена центром речевого развития и центром книги
В центре развития речи представлены картотеки словесных игр; речевые игры, дидактические игры; подборка стихов, загадок, пословиц на разную тематику; картинки по лексическим темам, разрезные картинки, сюжетные картинки для составления рассказов; игры на развитие мелкой моторики, шнуровки, печатные игры, кубики, пособия для развития дыхания, мнемотаблицы для заучивания стихов.
В центре книги размещается иллюстрация данного времени года; оформляются выставки книг писателей с их портретами; подборки литературы на разную тематику; материалы для знакомства с художниками иллюстраторами и их творчеством; любимые книги детей, умные книги, энциклопедии; созданные руками детей и родителей мини книжки (в рамках проекта); альбомы с иллюстрациями к любимым сказкам и словотворчеством детей, впечатления детей о прочитанных произведениях.
В наличии фонотека произведений разных писателей по возрасту, сказок, необходимой литературы для данной образовательной области, а также аудио и видеоматериалы.
Образовательная область «Художественно-эстетического развития»
представлена центром изобразительной деятельности, центром музыки и театра
Содержание центра изобразительной деятельности:
Наборы бумаги разных форматов, цветов, фактуры; наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь, акварель); кисти для рисования, клея; палитра, емкости для воды, красок, клея; глина, пластилин; трафареты, лекало, печатки, губки, ватные палочки; салфетки для вытирания рук, красок; книжки-раскраски; альбомы с иллюстрациями народно-прикладного искусства; скульптуры малых форм; изделия народных промыслов; репродукции картин по программе; наборы природного и бросового материала для изготовления поделок и образцы к ним, а также пооперационные карты по рисованию, лепке, аппликации. Дидактические игры на знание жанров живописи, народных промыслов, цветовое восприятие. Стенд для демонстрации и организации выставок детских рисунков и поделок.
Содержание центра музыки:
Портреты композиторов; альбомы с иллюстрациями музыкальных инструментов; пятиступенчатая и семиступенчатая песенные лесенки; дидактические музыкальные игры; немая клавиатура; игрушечные музыкальные инструменты: барабаны и бубны разных размеров; трещотки, треугольники, маракасы, колокольчики, ложки, металлофоны, пианино, гармошки, гитары. Нотный стан. Плоскостные варианты музыкальных инструментов. Альбом с иллюстрациями песенных картинок , мнемотаблицы для разучивания песенок. Альбом с рисунками и словотворчеством детей после прослушивания музыкальных произведений и просмотренных выступлений артистов филармонии.
Аудио и видео средства, каталог с фонотекой и видеотекой.
Содержание центра театра:
Различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, перчаточный, плоскостной, театр масок, теневой; наборы резиновых игрушек, деревянных к разным сказкам; игрушки для режиссерской игры; ширмы напольная, настольная; элементы костюмов и атрибуты для театрализации; созданные руками детей театральные афиши и билеты к разным спектаклям; альбом театральных терминов и литература с иллюстрированным материалом. Альбом с рисунками и словотворчеством детей после просмотра спектаклей. Аудио и видео средства.
Образовательная область «Физическое развитие»
Представлена центром физического развития и центром здоровья
В центре физического развития представлено нетрадиционное физкультурное оборудование для различных видов ходьбы, бега,
равновесия, прыжков, ползания, лазания, бросания, ловли, для выполнения общеразвивающих упражнений ( флажки, султанчики, мячики, веревочки). Мешочки для метания, кольцебросы, кегли, мячи разных размеров, скакалки, обручи, воротики для подлезания, элементы полосы препятствия, маски, ленточки, вожжи, эспандеры. Картотека подвижных игр, картотека «Игры, которые лечат», картотека игр для детей с разным уровнем двигательной активности, картотеки гимнастики для глаз, физминуток, психогимнастики, пальчиковой гимнастики, бодрящей после сна и др.
Дидактические игры «Четвертый лишний», «Виды спорта», «Замри», «Запоминай - изображай» и др.
Иллюстрированный материал по видам зимних и летних видов спорта и олимпийским играм.
В центре здоровья представлены дидактические игры валеологического содержания «Полезно-вредно», «Составь портрет», «Собери фигуру человека», «Чудесный мешочек», «Кубик» с предметами гигиены и т.п. Иллюстрированный материал о значении гигиенических процедур, пользе движений, закаливании, соблюдении распорядка дня и т.п., схема «Как правильно чистить зубы», альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и др.) Пособия для развития дыхания. Массажные мячики. Дорожки здоровья. Тренажеры для глаз.
Коррегирующая стена позволяет детям следить за правильной осанкой. Аудио и видео средства и подбор художественной литературы по теме.
3 Отражение содержания образовательных областей
В группе представлены традиционные материалы, учитывающие современную субкультуру ребёнка дошкольного возраста. Материалы подобраны сбалансировано. При создании развивающей предметно- пространственной среды группы воспитателем учитывался принцип информированности, что отразилось в разнообразии тематики материалов, оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
4 Учёт возрастных особенностей
Орлова Е А построила предметно- развивающую среду в группе в соответствии с ФГОС с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Выводы:
Проанализировав отмеченные показатели можно сделать ввод о личном участии воспитателя Орловой Е А в проектировании и наполнении развивающей предметно- пространственной среды в группы.
Воспитателем группы создана развивающая предметно-пространственная среда с учётом возрастных особенностей детей, которая обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно-насыщена, транформируемая, полифункциональная, вариативная, доступна, безопасна, комфортна, здоровьесберегательная и эстетически- привлекательна.
Созданная воспитателем развивающая предметно- пространственная среда отражает содержание образовательных областей и национально – региональные и другие особенности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает положительную динамику в освоении образовательной программы воспитанников.
Справку составили:
Воспитатель ГБДОУ № 113 ___________ _____________Е А Орлова
Заместитель заведующего ГБДОУ № 113______________И В Комарова
Заведующей ГБДОУ № 113__________________________Е Ю Метелица
Дата составления: