Основные принципы дополнительного образования.
Система работа с семьёй
Шевелева Ксения Павловна
Каждый ребёнок талантлив и неповторим по-своему. А задача взрослых вовремя заметить это, направить в нужное русло индивидуальную одарённость детей. К этому и призвано дополнительное образование учащихся в школе. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются: -создание условий для свободного выбора каждым ребёнком направления и вида деятельности; -многообразие видов деятельности, удовлетворяющие самые разные интересы, потребности и склонности ребёнка; -безотметочная деятельность (ориентированность на процесс, а не на результат в виде оценки деятельности); -живое общение со сверстниками - единомышленниками и взрослыми-наставниками; -ответственность за себя и за коллектив; -личностно-ориентированный подход, создание для каждого ребёнка «ситуаций успеха»; -смена деятельности. У ребёнка появляется возможность переключиться от учёбы на интересный для него и увлекательный вид деятельности ; -создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности; - признание за ребенком права на пробы и ошибки в вы¬боре, права на пересмотр возможностей в самоопреде¬лении; · -применение таких средств определения результативно¬сти продвижения ребенка в границах избранной им до¬полнительной образовательной программы (вида дея¬тельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулирова¬ли бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка. Основополагающей в жизни человека является система привязанностей. Самая первая и основная привязанность к родителям с самых первых мгновений жизни. Это происходит на уровне инстинктов. Когда же ребенок приходит в новый коллектив и проводит там половину своей жизни без своих родителей, ему необходимо найти поддержку со стороны взрослых, работников школы. Конечно же это учитель, а во время внеурочной деятельности - это руководитель кружка, факультатива или секции. Как же важно найти в лице педагога понимающего друга, грамотного руководителя, надёжного единомышленника, который поможет выстроить гармоничные отношения с ребенком. Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание педагогом основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними. «Важнейшая черта современного развития - его направленность на то, чтобы готовить детей не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Главным аспектом личностно-ориентированного занятия является выбор оптимального для данного занятия стиля общения, организация сотрудничества. Инновационными, следует считать процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и учащихся, с их позициями в ходе обучения (педагог – партнер). Когда для ребёнка создаются определенные условия для активной и инициативной позиции во внеурочной деятельности»* Немаловажное значение имеет и роль родителей в дополнительном образовании ребёнка. Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним. Для этого в дополнительном образовании используются активно следующие формы работы с семьей: 1. Групповые формы: • Дни открытых дверей. • Конференция. • Родительское собрание. • Творческие мастерские. • Государственно-общественные формы работы. • Совместная игровая деятельность. 2. Индивидуальные формы: • Анкетирование, диагностика. • Посещение семьи на дому. • Индивидуальная консультация (беседа). • Просветительская работа. Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитания и личностного развития происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессио¬нальные знания с усилиями родительской общественности, помогают семьям воспитанников в их культурном и духов¬ном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей. *Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 282-287.