Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическая разработка

Развитие навыков чтения с листа в классе фортепиано

Исаенкова Ирина Владимировна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ гимназия №587, Санкт-Петербург
 
   Необходимая, важная часть практической работы при обучении игре на фортепиано - это развитие навыков чтения с листа. Способность ученика к беглому прочтению нового нотного текста является одним из важных факторов развития музыкальных способностей маленького пианиста. Чтение с листа – это первый этап ознакомления ученика с новым произведением, с новым нотным текстом.
  Начиная с первого года обучения, педагогу следует уделять большое внимание привитию навыков чтения нового нотного текста. Навык ученика грамотно и самостоятельно разобраться в нотном тексте значительно ускоряет процесс разучивания нового произведения. Здесь работа ведется сразу по двум направлениям – разбор и анализ нового текста, а также развитие навыка беглого чтения нот с листа. В итоге создаются необходимые условия для расширения музыкального кругозора ученика.
   Первые шаги грамотного и осмысленного разбора произведения – это осознание метроритма, тональности пьесы, увидеть и правильно истолковать все имеющиеся в тексте знаки, ключевые и случайные, это умение охватить музыкальную фразу, выработать верное отношение к аппликатуре, с пониманием ее значения для верного голосоведения и фразировки. Если ученик работает в этом направлении систематически, со временем выработается навык тщательного и осмысленного разбора текста.
   Несомненно, вместе с навыками разбора музыкального текста следует развивать беглое чтение нот с листа, умение увидеть главное в музыкальной фактуре, умение вести музыкальную линию без остановок и переигрываний. Быстро реагировать на новые нотные знаки, свободно, не глядя, ориентироваться на клавиатуре, охватывать длинные музыкальные фразы – все это является главным условием успешного овладения навыками чтения с листа.
   С взрослением ученика, при переходе от одного года обучения к другому, чтение нот с листа должно становиться беглым, чтобы появилась возможность исполнять доступные пьесы, ансамбли, заниматься домашним музицированием без долгой предварительной подготовки.
   При подборе материала для чтения с листа надо вести ученика от простого к сложному, от простых тональностей переходить к более сложным, усложнять ритмический рисунок текста, усложнять фактуру изложения музыкального материала. Уровень репертуара для чтения нот с листа, дается, как правило, на один, два класса ниже, чем тот, в котором обучается ученик. Чтобы успешно развить навык чтения с листа, педагог должен включать в репертуар не менее трех, пяти пьес в неделю.
   Чтобы научить маленького пианиста свободно читать музыкальное произведение, надо развить целый комплекс умений и навыков. Надо научить быстро прочитывать нотные знаки не только по горизонтали, но и по вертикали, что для многих представляет большую трудность. Надо научить понимать интонационно-смысловые связи, понимать направление движения и развития мелодической линии, узнавать кадансовые обороты. Ученик должен привыкнуть, не глядя на клавиатуру, быстро находить все то, что он увидел в нотном тексте. Если ученик владеет пониманием фортепианной фактуры, научен аппликатурным и различным техническим приемам - все это значительно упростит выполнение этой задачи.
   В младших классах чтение с листа маленьких пьесок и является целью обучения на начальном этапе. Чтобы с первых занятий привить ученику навык чтения нот с листа, педагог должен вести занятия применяя метод - “нотку вижу, слышу, исполняю”. Этот метод заставляет ученика обогащать свой слуховой опыт как на уроке, так и дома, постоянно заниматься слушанием музыки, целенаправленно знакомить ученика с различными музыкальными явлениями.
  Одним из важных приемов в развитии навыков чтения с листа является прием  “предслышания звука”, чтобы ученик видел и предслышал ноты впереди того звука, который исполняет в настоящий момент. Развить это качество можно регулярной тренировкой, умением схватывать глазами следующую долю, следующий такт, “идти глазами вперед”.
   Также ученик должен овладеть умением сначала устно, вслух, а затем и мысленно, в уме, разобрать текст, который нужно сыграть с листа. Для этого надо уметь определить:
- тональность, размер произведения
- особенности ритмического рисунка
- строение фактуры
- характер, темп пьесы
- учесть все используемые в данном тексте исполнительские приемы, такие как артикуляция, динамика, педализация
- учесть все действия аппарата, т.е. техничность, степень опоры, аппликатуру.
   В начале обучения навыкам чтения с листа нужно облегчить маленькому ученику задачу – позволить воспроизвести ритм мелодии голосом, хлопками. Можно дать ученику знакомую ему песенку с текстом, затем уже перейти к исполнению этой мелодии на инструменте. Пение, запись нот на нотоносце, движение под музыку позволяет учащимся лучше, быстрее усваивать звуковысотные соотношения. Постепенно нужно увеличивать количество звуков в прочитываемых мелодиях, пьесках, заостряя внимание ученика на строении фактуры, научить отличать гаммообразную от аккордовой фактуры. Сопоставление различных типов последовательностей ускорит и закрепит новые знания ученика.
   Во время чтения с листа нужно научить маленького пианиста соотносить исполнение текста с музыкальным звуковым образом произведения. Нужно направлять усилие ученика на выразительное исполнение музыки. Для лучшего усвоения навыков чтения нот следует выбирать произведения с однородной фактурой. Это пьесы с гомофонным складом, с параллельным движением голосов, с повторяющимся ритмическим рисунком.
   Далее задачи усложняются, продолжается чтение пьес с введением полифонической фактуры, с подголосками, с имитацией. Ученик начинает читать с листа пьесы с большими интервалами,  скачкообразной мелодией, усложненной аккордами и знаками альтерации. В средних и старших классах ученики должны уметь читать с листа пьесы с все более сложной интонацией, динамикой, ритмической фигурацией.
   Для развития необходимых навыков педагогу надо обсуждать исполнение каждого произведения с учеником. Приучать маленького пианиста “ увидеть ” главные особенности той или иной пьесы – тональный план, лад, темп, строение фактуры произведения. В развитии музыкальной грамотности очень помогает такой прием, как транспонирование мелодии. Этот навык помогает быстрее выучить звукоряд в скрипичном и басовом ключах, помогает ученику свободнее ориентироваться на всей клавиатуре, вверх и вниз.
   В процессе регулярных занятий чтением с листа у ученика развивается цепкое внимание, быстрота реакции, различные пианистические навыки. Также беглости чтения с листа способствует игра в ансамблях с педагогом, с другим учеником, музицирование полюбившихся популярных мелодий и классических пьес.
 
Справочная и методическая литература.
1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: 1973
2. Бранская Ф., Ефимова Э., Ляховицкая С. Пособие по чтению с листа на фортепиано. Л.:    1969
3. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М.: 1984
4. Камаева Т., Камаев А. Чтение с листа на уроках фортепиано. М.: Классика-XXI век, 2007
5. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.: Музыка, 1985

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»