Основные требования, принципы построения
и структура качественной программы детского отдыха
Ожиганова Ю.М., начальник отдела образовательных программ;
Серебрякова Ю.М., методист, педагог-организатор,
ГБОУ “Балтийский берег”
Серебрякова Ю.М., методист, педагог-организатор,
ГБОУ “Балтийский берег”
Мотиваторы изменений
ГОСУДАРСТВО
ОБЩЕСТВО
КОНКУРЕНЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ изложены в нормативных документах, в выступлениях Президента РФ
Например,
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
В сентябре 2014 года Правительством Российской Федерации была утверждена Концепции развития дополнительного образования детей, целью которой является воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики, направленной на развитие мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.
Концепцией определены основными конкурентные характеристики дополнительного образования перед другими видами образования:
- свободный личностный выбор деятельности, определяющий индивидуальное развитие человека;
- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
- доступность глобального знания и информации для каждого;
- адаптивность к возникающим изменениям.
В соответствии с Концепцией содержание дополнительных образовательных программ ориентировано:
- на создание необходимых условий для личностного развития детей и подростков, позитивной социализации и самоопределения;
- на удовлетворение индивидуальных потребностей детей и подростков в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
- на формирование и развитие творческих способностей детей, выявление, развитие и поддержку талантливых детей и подростков ;
- на обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания;
- на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья ;
- на подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дополнительные образовательные программы в условиях детского оздоровительного лагеря подразделяются на
- дополнительные общеразвивающие программы и
-дополнительные предпрофессиональные программы
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность
В соответствии с приказом Минобрнауки России
от 29 августа 2013 г. № 1008 выделают 6 основных направленностей дополнительных общеобразовательных программ:
- техническая;
- естественнонаучная;
- физкультурно-спортивная;
- художественная;
- туристско-краеведческая;
- социально-педагогическая
Ø РОДИТЕЛИ
Ø ДЕТИ
Ø ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
Ø ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕТВО
МОТИВАТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВА
1. «УМНЫЕ КАНИКУЛЫ» – развивающий, насыщенный, образовательный детский отдых (выявление одарённости и работа с одарёнными и талантливыми детьми)
Организация смен по направленностям дополнительного образования,
Летние научные школы и т.д.
Актуальные направления обновления содержания
2. ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТСКОГО ОТДЫХА
Программы «обучения с увлечением» в условиях отдыха и оздоровления
Приобщение детей к различным областям знаний
Актуальные направления обновления содержания
3. Применение КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА в работе с детьми в условиях отдыха и оздоровления
Актуальные направления обновления содержания
1.Эффективная качественная программа
2.Подготовленные кадры
3.Мотивационная среда
4.Оценка результатов – самооценка и независимая оценка качества (общественная и профессионально-общественная экспертиза)
Условия обновления содержания
Структура образовательной программы
I – Пояснительная записка
II – Целевой блок
III – Механизмы и этапы реализации программы
IV – Ресурсное обеспечение
V – Диагностика результативности программы
VI – Список используемых источников
Пояснительная записка
1 – Введение
2 – Актуальность
3 – Педагогическая целесообразность
4 – Новизна
5 – Преемственность
6 – Сроки реализации
7 - Адресат
Целевой блок
1 – Цели
2 – Задачи
3 – Ожидаемые результаты (Что дает детям, родителям, вожатым)
Механизмы и этапы реализации программы
1 – Описание игровой или другой модели смены, в том числе система самоуправления.
2 – Этапы реализации программы.
•Подготовительный
•Орг. Период
•Основной
•Заключительный
•Этап рефлексии и анализа
Ресурсное обеспечение
1 – Материально-техническое
2 – Кадровое
3 – Методическое(сопровождение, обеспечение)
4 – Мотивационное( Для педагогов и системы мотивации и стимулирования для детей)
5 – Финансовое
6 – Информационное
7 - Организационное
Результаты
Форма диагностики
Для ребенка
Для вожатского-педагогического состава
Для родителей
Для лагеря
Для системы ДО, отдыха и оздоровления
Диагностика результативности программы
Риски
Способы их преодоления
Дети
Вожатые
Погода
Материально-техническое обеспечение