Образовательная программа дополнительного образования детей 11 - 14 лет.
Художественно-эстетическая направленность.
Радужный мир
Зимакова Ирина Николаевна,
гимназия №107
Выборгского района Санкт-Петербурга
Программа рассчитана на 3 года.
Пояснительная записка
Направленность
Программа внеурочной деятельности (для реализации ФГОС основного общего образования) детского объединения «Радужный мир» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает общекультурный уровень освоения в зависимости от потребностей детей.
Декоративно-прикладное искусство – самое древнее искусство: оно возникло еще в первобытные времена. Декоративно прикладное искусство создает среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной.
Содержание программы «Радужный мир» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительное искусство, технологии, истории, литературы) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно-прикладного творчества: бумажная пластика и конструирование; техническое рисование и элементы дизайна; шрифтоведение и графика, работа с пластилином (пластилинография);
папье-маше; работа с керамической массой; изготовление кукол…
Бумажная пластика и конструирование.
Пластика (лат. plastica - лепка) – в искусстве способ формообразования.
Бумажная пластика, наиболее оригинальный способ формообразования. Бумага особый материал, выразительный, декоративный и «покладистый», он легко поддаётся формированию.
Бумажная пластика многообразна: детские поделки, дизайнерские решения, декоративно-прикладное искусство, самостоятельная скульптура.
Работа художника-конструктора может использоваться при создании промышленных изделий. Создавая изделие, художник- конструктор сообщает ему определенное общественное содержание, делает его полезным, удобным, красивым.
Техническое рисование и элементы дизайна.
Техническое рисование – это одна из составных частей курса черчения. Люди издавна пользовались им: инженеры- конструкторы использовали реалистический рисунок; модельеры одежды используют условный рисунок; дизайнеры и художники-прикладники пользуются своими приемами в рисунке.
Шрифтоведение и графика.
Знаки алфавита называются буквами.
Алфавит, буквы которого имеют общую закономерность своих начертаний, называется шрифтом.
Буквы алфавита не являются случайными фигурами. Каждая буква современных нам алфавитов представляет собой результат длительного, сложного развития, и ее форма имеет глубокие исторические корни.
Графика (от греч. grapho — пишу, рисую) — один из видов изобразительных искусств. Графикой называют рисунок и отпечаток на листе бумаги (в древности — на папирусе, на пергаменте).
Работа с пластилином. Пластилинография.
Пластилин, (итал. plastilina, от греч. plastуs — вылепленный, лепной, пластичный), материал для лепки. Изготовляется из очищенного, тщательно размельчённого порошка глины с добавлением воска, церезина, животного сала, вазелина др. веществ, припятствующих высыханию.
- развить самостоятельность;
- развить наблюдательность, память
Воспитательные:
- воспитать чувство личной ответственности, настойчивости, в достижении поставленной цели
- воспитать художественный вкус, творческое отношение к труду;
- воспитать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, коллективизма;
Сроки реализации
Программа ориентирована на детей 10-14 лет без специальной подготовки и рассчитана на 2 года обучения.
Наполняемость групп
1 год обучения – 15 человек
2 год обучения – 15 человек
Формы и режим занятий
Занятия проводятся:
- 1 раз в неделю по 2 часа на 1 году обучения (72 часа в год)
- 1 раз в неделю по 2 часа на 2 году обучения (72 часа в год)
Формы занятий:
- практические занятия;
- интегрированное занятие;
- беседы;
- выставки;
- мастер-классы;
- праздники;
- выездные в форме экскурсии;
- фестивали.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповая;
- индивидуальная;
- занятия по звеньям.
Приемы и методы:
- Словесные методы
- Наглядные
- Практические
- Репродуктивные
- Метод самостоятельной работы
- Творческие задания
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Радужный мир» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе мульти культурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- навыками работы с разнообразными материалами и навыками создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно-прикладном творчестве;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно- образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно-прикладного искусства.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать свое собственное мнение и позицию.
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, необычное в обычных вещах, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Кконцу обучения воспитанники будут:
- знать особенности местных традиций в росписи разделочных досок, матрешек, особенности Городецкой росписи и Полховского Майдана, особенности кистевой росписи Дымковской игрушки и Хохломы;
- знать о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, колорит, светотень и т.д.) и использовать знания в практике;
- знать разнообразные средства декоративного изображения, цветного, черно-белого решения, аппликации, трафарета и использовать в практике;
- знать о видах печати и графики;
- знать о мозаичной технике, пластилиновой, о папье-маше и работать в этих техниках;
- владеть кистевой росписью;
- самостоятельно строить простые конструкции;
- стилизовать предметы реального мира;
- писать плакатными перьями, использовать в работе древнерусский, рубленый шрифт и курсив;
- самостоятельно сочинять эскизы и моделировать, выбирать проектную деятельность;
- изготавливать кукол по своим собственным эскизам.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки могут быть:
- однодневные – проводиться в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные – проводятся в помещениях, где работают дети;
- тематические - по итогам изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрируют его усилия, прогресс, достижения в различных областях. Впортфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.д.
Педагогическая диагностика предполагает:
- тест;
- анкеты;
- проведение выставки;
- фотографии;
- портфолио
Предметная диагностика проводится в форме:
- анализ продуктов деятельности учащихся;
- личные беседы с родителями и детьми;
- педагогическое наблюдение;
- опрос;
- участие лучших работ в районных и городских выставках;
- отзыв;
- портфолио
Формы подведения итогов реализации программы:
- защита творческих работ;
- открытые занятия;
- творческие задания;
- участие в итоговых выставках;
- портфолио;
- участие в творческой жизни школы
- проектная деятельность
Задачи 1-го года обучения
Образовательные:
- дать общее понятие о декоративно-прикладном искусстве, его видах, задачах, закономерностях;
- научить навыкам кистевой росписи;
- научить использовать разнообразные художественно-выразительные средства в работах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.);
- научить использовать разнообразные средства декоративного изображения (аппликация, трафарет, папье-маше, «пластилиновая живопись», лепка);
- научить видеть и передавать в рисунке характерную форму предмета, пропорции, объем, цвет, положение в пространстве;
- научить строить простые конструкции из бумаги и картона
Развивающиеся:
- развить творческую инициативу необходимую в практической деятельности;
- развить познавательную деятельность;
- содействовать развитию творческих способностей;
- развитие мелкой моторики рук;
- развить умения работать кистью
Воспитывающие:
- воспитать чувства личной ответственности;
- воспитать художественный вкус, творческое отношение к труду;
- воспитать умение работать в коллективе самостоятельно;
- воспитать познавательный интерес к художественной деятельности, к специализированным областям искусства.
Ожидаемые результаты
К концу 1 года обучения воспитанники будут:
- знать особенности местных традиций в росписи разделочных досок, матрешек; особенности Городецской росписи и Полховского Майдана, особенности кистевой росписи Дымковской игрушки и Хохломы; уметь использовать свои знания на практике.
- знать о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т. д.); применять свои знания на практике;
- знать разнообразные средства декоративного изображения, цветное и черно-белое решение, аппликации, трафарет;
- знать виды печатной графики, знать различные приемы работы простым карандашом, акварелью, гуашью, тушью;
- знать о мозаичной технике, пластилиновой («цветной пластилин»), о папье-маше и использовать в практике (использовать при лепке каркаса);
- знать особенности видов и жанров изобразительного искусства,
- знать строение изображаемых предметов в линейной и воздушной перспективах (светотень, элементы цветоведения, композиция);
- знать последовательность графического и живописного изображении, применять на практике;
- знать основные приемы работы с бумагой (бумажная пластика) и самостоятельно строить простые конструкции;
- знать пропорции и схему изображения лица и фигуры человека,
- уметь работать в коллективе, группе и самостоятельно;
- быть настойчивыми в достижении поставленной цели
Учебно-тематический план
1год обучения
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1. |
Вводное занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. |
Русский сувенир |
8 |
2 |
6 |
3. |
Игрушка- сюрприз |
13 |
3 |
10 |
4. |
Пластилиновая сказка |
8 |
2 |
6 |
5 |
Итоговое занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Итого: |
31 |
8 |
23 |
|
Резерв: |
3 |
|
|
|
Всего: |
34 часа |
|
|
Содержание
1 год обучения
Вводное занятие
Теория
Знакомство с темами занятий на год; демонстрация детских работ; инструктаж о технике безопасности.
Практика
Выполнение рисунка на тему «Моя любимая игрушка»
Русский сувенир
Теория
Знакомство с мастерами Городца, Полховского Майдана, Дымковской игрушки, Жостовских подносов, Золотой Хохломы; с традициями в народном искусстве; знакомство со старинной набойкой и современными набивными тканями; история развития, создание российского художественного текстиля; знакомство с ведущими художниками русского текстиля.
Практика
Выполнение упражнения на основе приема кистевой росписи. Упражнение - этапы построения Городецкой росписи, Полховского Майдана, Дымковской игрушки; Золотой Хохломы; Жостовской росписи; определение количества и чередования элементов росписи, обработка доски; сочинение и перенос эскиза на изделие; роспись готового изделия; выполнение эскиза матрешки; роспись матрешки; сочинение эскизов современных тканей. Тематическая выставка.
Пластилиновая сказка
Теория
Скульптура - вид станкового искусства, объем – основа языка скульптуры. Беседа с демонстрацией образа. Каркас, наращивание формы. Основные пропорции головы человека (лица), тела. Рельеф. Профессия скульптор.
Технология создания панно на плотной основе. Работа коллективная и индивидуальная. Наглядная демонстрация готовых изделий. Композиция симметричная и асимметричная. Знакомство с принципами работы. Краткая беседа о содержании работы в технике «пластилиновая живопись». Этапы выполнения работы в технике «пластилиновая живопись».
Практика
Лепка на свободную тему любых геометрических форм; лепка фигуры человека – изготовление каркаса, наращивание формы лепка головы сказочного героя (рельеф); работа по теме «Веселые человечки». Проект - панно. Подбор эскиза для работы. Сочинение коллективной композиции панно в технике «пластилиновая живопись». Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. Примерные темы - «Сказочный терем», «фантазия с цветами и фруктами». Перенос рисунка на плотную основу (картон, оргалит, фанера). Подбор цветовой гаммы. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ.
Игрушка-сюрприз.
Теория
Вводное занятие. История игрушек. Посещение виртуального музея игрушек. Игровые игрушки и сувениры. Секреты изготовления игрушек из пластика. Техника безопасности, ППБ, ПДД. Анализ работы по созданию игрушки из пластика. Технология изготовления игрушек из пластика. Этапы изготовления игрушки. Последовательность росписи игрушки. Знакомство с новыми материалами - водоэмульсионная краска и лак для дерева. Правила техники безопасности с данными материалами.
Практика
Выбор персонажа игрушки. Эскиз игрушки (цветовое решение) на основе русских народных сказок или других произведений. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ. .
Итоговое занятие.
Теория.
Подготовка к выставке. Оформление работ. Изготовление паспарту. Подпись работ. Написание объявления о проведении итоговой выставки.
Практика.
Проведение итоговой выставки. Встреча с гостями выставки. Выступления детей. Награждение.
Задачи 2 года обучения
Образовательные:
- научить сочинять эскизы, моделировать;
- научить рисовать портреты по схеме и с натуры;
- научить рисовать с натуры геометрические фигуры и передавать в рисунке светотень;
- научить стилизовать предметы реального мира;
- научить писать плакатным пером;
- научить изображать простые и сложные тела вращения;
- сформировать навыки с различными художественными материалами (роспись по дереву, работа с пластилином, бумагой, графическими материалами, керамической массой)
Развивающиеся:
- развить художественный вкус, фантазию, изобретательность;
- развить умения видеть необычное в обычных предметах
- развить умения и навыки работы простым карандашом, гуашью, акварелью, тушью;
- дать общее понятие о декоративно-прикладном искусстве, его видах;
- сформировать навыки работы с различными художественными материалами (роспись по дереву, работа с пластилином, бумагой, графическими материалами; керамической массой)
- пробудить интерес к истории развития письменности, основным шрифтам, к работе в технике «граффити»
Воспитывающиеся:
- воспитывать чувства дружбы, товарищества, взаимопомощи
- воспитывать чувства настойчивости в достижении поставленной цели
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1. |
Вводное занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. |
Волшебство карандашей |
8 |
2 |
6 |
3. |
Поделки из бумаги. (Страна Джуна Джексона) |
8 |
2 |
6 |
4. |
Здравствуй, Петрушка! |
13 |
3 |
10 |
6. |
Итоговое занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Итого: |
31 |
8 |
23 |
|
Резерв: |
3 |
|
|
|
Всего: |
34 |
|
|
Содержание
Вводное занятие
Теория
Знакомство с темами занятий на год;
рассказ о видах и жанрах изобразительного искусства (повторение);
демонстрация детских работ; инструктаж по технике безопасности.
Практика
Выполнение графического рисунка на тему «Летнее впечатление»
Волшебство карандашей.
Теория
Выразительные возможности рисунка. Основные понятия о композиции. Знакомство с техникой рисования карандашом, пером.
Технический рисунок; передача светотени на техническом рисунке;
изображение прямолинейных фигур в пространстве, многогранных геометрических форм, криволинейных плоских фигур. Знакомство с моделями светильников; с профессией «дизайнер», художниками станковой графики.
Практика
Выполнение упражнения в технике рисования простым карандашом, пером; выполнение упражнения по развитию навыков проведения линий и штрихов; тренировка глазомера при делении отрезков и в работе с тоном; выполнение тонального рисунка- простых моделей деталей; выполнение графической работы с использованием акварели и пера; выполнение эскизов фонарей. Рисование с натуры фигур и тел. Выполнение натюрморта из простых геометрических форм (в тоне); выполнение упражнения по изображению плоских, прямолинейных, криволинейных фигур в пространстве, многогранных геометрических форм; разработка проекта по изготовлению моделей светильников для дома, класса. Тематическая выставка.
Работа с бумагой (Страна Джуна Джексона)
Теория
Джун Джексон «Поделки из бумаги»; необходимые художественные материалы для работы. Основные приемы работы с бумагой: лист бумаги, изгибания, сминание, гофрирования, разрезание и разрывание; копирование рисунка; притирание; украшение плоскости. Декоративное панно. Мозаика. Изготовление вертушек. Упаковка, ее разновидности, необходимые материалы, этапы изготовления. Знакомство с профессией художника-конструктора, с Российской бумажной промышленностью. Техника «Мозаика». Построение рамок для фотографий из картона и бумаги, их роспись.
Практика
Выполнение упражнения с бумагой: изгибание, сминание, сгибание, гофрирование, разрезание и разрывание; копирование рисунка. притирания; разработка и выполнение эскиза декоративного панно (цветовое решение); изготовление декоративного панно;
этапы построения вертушек. Изготовление вертушек;
изготовление подвесных вращающихся конструкций из бумаги «Ветряная мельница», «Ветряная мельница из цилиндров», «Вращающиеся круги»; изготовление плоских конструкций; изготовление объемных конструкций.
Выполнение работы в техники «Мозаика», сочинение композиции. Изготовление рамок для фотографий из картона и бумаги и их роспись. Свобода творчества. Тематическая выставка.
Здравствуй, Петрушка!
Теория
Вводное занятие. История куклы. Куклы на перчатке разных стран. Просмотр презентации. Игровые и обереговые куклы. Оберег. Символика оберега. Домовенок. Бабушкины секреты или как самим сделать народную куклу. Беседа с демонстрацией образа. Последовательность работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ.
Беседа «Кукла и театр. Авторская кукла».
Кукла на перчатке. Подготовительная работа. Подготовка материалов и инструментов. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов. Техника безопасности, ППБ, ПДД. Анализ работы по созданию куклы – Петрушки. Знакомство с керамической массой. Технология изготовления кукол из керамической массы. Этапы изготовления головы куклы. Последовательность изготовления перчатки. Последовательность росписи куклы. Беседа «Кукла в искусстве»
Практика
Домовенок. Последовательность работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ. Выбор русской народной сказки (колобок, теремок и т.д.) Эскиз куклы –бибабо (цветовое решение) на основе русских народных сказок. Эскиз головы куклы, эскиз костюма куклы. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ. Выставочная деятельность.
Итоговое занятие.
Теория
Подготовка к выставке. Оформление работ. Изготовление паспарту. Написание объявления о проведении итоговой выставки. Подпись детских работ.
Практика
Проведение выставки. Выступление детей перед учащимися и родителями. Рассказ о своих творческих работах. Награждение.
Задачи 3года обучения
Образовательные:
- научить сочинять эскизы, моделировать;
- научить рисовать портреты по схеме и с натуры;
- научить рисовать с натуры геометрические фигуры и передавать в рисунке светотень;
- научить стилизовать предметы реального мира;
- научить писать плакатным пером;
- научить изображать простые и сложные тела вращения;
- сформировать навыки с различными художественными материалами (роспись по дереву, работа с пластилином, бумагой, графическими материалами, керамической массой)
Развивающиеся:
- развить художественный вкус, фантазию, изобретательность;
- развить умения видеть необычное в обычных предметах
- развить умения и навыки работы простым карандашом, гуашью, акварелью, тушью;
- дать общее понятие о декоративно-прикладном искусстве, его видах;
- сформировать навыки работы с различными художественными материалами (роспись по дереву, работа с пластилином, бумагой, графическими материалами; керамической массой)
- пробудить интерес к истории развития письменности, основным шрифтам, к работе в технике «граффити»
Воспитывающиеся:
- воспитывать чувства дружбы, товарищества, взаимопомощи
- воспитывать чувства настойчивости в достижении поставленной цели
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1. |
Вводное занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. |
Мастерская «Поделкина» |
6 |
1 |
5 |
3. |
Бумажная фантазия |
6 |
1 |
5 |
4. |
Королевство кукол. |
11 |
1 |
10 |
5. |
Город удивительных шрифтов |
6 |
1 |
5 |
6. |
Итоговое занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Итого: |
|
|
|
Содержание
Вводное занятие
Теория
Знакомство с темами занятий на год;
рассказ о видах и жанрах изобразительного искусства (повторение);
демонстрация детских работ; инструктаж по технике безопасности.
Практика
Выполнение графического рисунка на тему «Летнее впечатление»
Мастерская «Поделкина»
Теория.
Чертеж – раскладка для геометрических фигур - куб, конус, цилиндр. Этапы построения натюрморта из геометрических форм, фигур; поделок из коробок; макет из геометрических фигур; построение и украшение абажуров. Этапы построения натюрморта в технике аппликации; техника «рваная бумага, коллаж, коллаж – фотомонтаж»; витражи. Беседа об архитекторах, конструкторах, чертежниках. Архитектурные ансамбли, архитектура различных стилей и эпох, архитектурная композиция (объем, форма, пространство, время). Графические фантазии известных художников. Маскарадные маски.
Практика.
Разметка и изготовление из бумаги геометрических фигур (куб, конус, цилиндр); рисование натюрморта из геометрических фигур (линейный рисунок, тональный рисунок). Выполнение некоторых видов штриховки. Эскиз «Город будущего» или «Космическое путешествие» (работа в технике «рваная бумага»). Макет «Город будущего» из геометрических фигур (куб, конус, цилиндр). Аппликация в технике «коллаж», «коллаж-фотомонтаж». Изготовление абажуров, витражей. Эскиз по теме: «Образ фантастического города» (теплые и холодные тона); конструирование и изготовление различных объемов и размещение их в пространстве; эскиз оформления фасадов зданий в технике «аппликация», использование витражей. Изготовление маскарадных масок из картона и цветной бумаги. Тематическая выставка.
Итоговое занятие.
Теория.
Подготовка к выставке. Оформление работ. Изготовление паспарту. Подпись работ. Написание объявления о проведении итоговой выставки.
Практика.
Проведение итоговой выставки. Встреча с гостями выставки. Выступления детей. Награждение.
Бумажная фантазия
Теория
Поделки из бумаги (разновидности коробок-упаковок); выполнение развертки коробок-упаковок; необходимые художественные материалы для работы. Разнообразные упражнения с бумагой для изготовления рамки, необходимые материалы, этапы изготовления. Эскизы рамок для фотографий из картона и бумаги, их роспись. Упражнения по кистевой росписи.
Практика
Выполнение упражнения с бумагой: скручивание трубочек. Выполнение чертежа разверток для коробок-упаковок. Вырезание и склеивание коробок. Украшение плоскости коробки-упаковки. Эскиз рамки в цвете. Подбор фотографии или рисунка для рамки.
Изготовление рамок для фотографий из картона и бумаги и их роспись. Свобода творчества. Тематическая выставка.
Королевство кукол.
Теория
Вводное занятие. История куклы. Беседа с демонстрацией образа. Последовательность работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ.
Беседа «Кукла и театр. Авторская кукла».
Подготовительная работа. Подготовка материалов и инструментов. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов. Техника безопасности, ППБ, ПДД. Анализ работы по созданию куклы. Работа с керамической массой. Технология изготовления кукол из керамической массы. Этапы изготовления головы куклы. Последовательность изготовления туловища куклы. Последовательность росписи куклы. Изготовление и шитье костюма куклы
Практика
Последовательность работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ. Выбор мультфильма для создания куклы. Эскиз куклы (цветовое решение) на основе мультфильмов. Эскиз головы куклы, эскиз костюма куклы. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ. Выставочная деятельность.
Город удивительных шрифтов.
Теория
Классификации шрифтов, оптическая иллюзия; древнерусский шрифт, шрифты 1 группы; виды композиции текста; что такое«граффити».
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка; основные средства художественной выразительности (линия, точка, пятно); виды печатной графики (линогравюра, офорт, литография). Плакат, книжная графика. Художники книжной графики. Русский Лубок; буквица как элемент оформления книги. Знакомство с работами художников-оформителей. Изготовление керамической посуды, различная форма посуды. Профессия гончар. Петербургские мосты - исторические сведения. Гренадерский мост. Архитектурные элементы старых и новых сооружений. Подводный мир.
Практика
Написание шрифтов плакатным пером: шрифты 1 группы, древнерусский шрифт. Сочинение композиции текста; упражнение по оптической иллюзии; упражнение в техники «граффити». Рассказ в картинках (лубок), оформление русской народной сказки с использованием «буквицы»; оформление плаката (симметричная и ассиметричная композиция). Выполнение работы на свободную тему. Самостоятельный выбор вида изобразительного искусства; упражнение на использование средств художественной выразительности (линия, точка, пятно); иллюстрирование любимого произведения (графика). Эскиз орнамента в полосе (растительные или геометрические элементы); выполнение узора в квадрате, в круге (холодные, теплые, контрастные цвета); выполнение графических зарисовок «Вид из окна». Наброски с натуры элементов архитектурных сооружений; наброски с натуры решетки Гренадерского моста (элементы решетки). Стилизация предметов реального мира по теме «Подводный мир», «Мир цветов». Тематическая выставка.
Итоговое занятие.
Теория
Подготовка к выставке. Оформление работ. Изготовление паспарту. Написание объявления о проведении итоговой выставки. Подпись детских работ.
Практика
Проведение выставки. Выступление детей перед учащимися и родителями. Рассказ о своих творческих работах. Награждение.
Методическое обеспечение
В программе для организации учебно-воспитательного процесса используются: традиционные и заимствованные методики:
- Джун Джексон. Поделки из бумаги -М.;Мозаика-Синтез,2005;
- Н.А. Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека - М.; Просвещение, 2001;
- С.И. Смирнов Шрифт в наглядной агитации М; Плакат,1990.
Педагогические разработки:
- эскизы,
- схемы,
- таблицы,
- раздаточный материал,
- алгоритм выполнения задания,
- плакаты,
- портреты,
- беседы.
Информационные материалы:
Диск «3000 шрифтов», кассеты для прослушивания, видеозаписи «Логотипы», «Жанры»
Материально-техническое обеспечение:
проветриваемое помещение, инструменты, стол, стулья, видео средства.
Терминологический словарь к программе «Радужный мир»
Абрис- предельно обобщенное, контурное, лаконичное изображение, общий вид, предварительный набросок.
Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.
Акварель– краски на растительном клее, которые разводятся водой, а также работы, сделанные такими красками.
Архитектура– зодчество, искусство проектировать, строить.
Аппликация– способ получения изображения, заключающийся в накладывании, наклеивании или нашивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов.
Барельеф– низкий рельеф, разновидность выпуклого рельефа, в котором изображения (фигуры, предмета, орнамента) выступают над плоскостью фона менее чем на половину своего объема.
Бибабо– игрушка на перчатке (кукольный театр)
Бумага– материал для письма, графических и живописных работ, художественных и бытовых произведений.
Витраж– произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала.
Графика– вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и т.д.
Гуашь- непрозрачная краска, которая разводится водой. Произведение искусства, выполненное такими, красками тоже носят название гуашь. Гуашевые краски изготавливают из красителей (пигментов)и клея с добавлением белил.
Декоративное искусство– один из видов пластических искусств.
Декоративно-прикладное искусство– область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения и т.д.)
Дизайн– в широком смысле слова любое проектирование, процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. В узком смысле, новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в ХХ веке. Научная основа дизайна- техническая эстетика.
Живопись– вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин живописных полотен, наиболее полно отражающих действительностью
Задача – то, что требует выполнения, разрешения. Это работа или ее часть, выполненная определенным способом в определенный период.
Инструкция – содержащий правила, указания, руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.
Иллюстрация– вид книжной графики, ее основа; изображение поясняющее текст.
Инсталляция- пространственная композиция, созданная художником из различных элементов – бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации.
Кукла – предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов.
Кокошник – от слова «кокош» - курица. Головной убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Коллаж-техника и вид изобразительного искусства, заключающиеся в создании живописных и графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.) Допустимо применение объемных элементов в композиции.
Керамика– изделия из глин и их смесей, закрепленные обжигом. Керамика - очень древний вид искусства. Художественная керамика составляет обширную область декоративно-прикладного и монументального искусства.
Мозаика – декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, керамических плиток, смальты и других материалов.
Народная игрушка – элемент каждой этнической культуры, предмет, использующийся в детских играх.
Обряд-совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.
Обрядовые куклы- служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роли символа в ритуальных играх и представлениях, средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.
Пластилинография- новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением выпуклых объектов на горизонтальной плоскости из пластилина.
Пластилиновая живопись – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой живописную картину, нарисованную пластилином. Может быть более или менее объемной. Главной задачей в технике «пластилиновая живопись» является создание при смешивании пластилина новых цветовых оттенков. Сочетать не сочетаемые цвета.
Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости»
Силуэт – ограниченное контуром отображение чего-либо.
Сувенир – предмет, предназначенный напоминать о чем-либо.
Сувенирная кукла – относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.
Сюрприз- какое-либо внезапное, неожидаемое действие положительного или отрицательного характера, а, также предмет, являющейся подарком, которого не ожидали. Подарок с неожиданными функциями.
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Традиция – набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регулятором общественных отношений.
Тряпичня кукла – детская кукла- игрушка, выполненная из ткани, самая распространенная в мире.
Список литературы для педагога
- Алексахин И.И. Матрешка. – М.: Народное образование, 1998
- Бадаева В.С. Русская кистевая роспись. - М.: Владос, 2005
- Джек Джексон, Поделки из бумаги,-М.: Просвещение, 1979
- Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. - М.: Мозаика-Синтез, 2003
- Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. - М.: Мозаика-Синтез, 2004
- Дорожин Ю.Г. Сказочная гжель. - М.: Мозаика-Синтез, 2003
- Дорожин Ю.Г. Цветочные узоры Полхов-Майдана. - М.: Мозаика-Синтез, 2005
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись, Высшая школа, 2007
- Ли Н.Г. Голова человека: Основы учебного академического рисунка, Эксмо, 2009
- Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М.-: Просвещение,2006
- Робер М.А. Психология индивида и группы, М.А.- М.: Прогресс,1988
- Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации. – М.: Плакат, 1990.
- Ушакова О.Д. Великие скульпторы. Великие художники – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
Список литературы для воспитанников
- Н. Алексахин, Матрешка– М.: Народное образование, 1998
- Городецкая роспись, Издательство - М.: Мозаика-Синтез, 2003.
- Мезенская роспись, М.- синтез 2003
- Маски для карнавала, Мозаика-синтез, 2004
- Народный костюм, Мозаика-синтез, 2005
- Цветочные узоры, Полхов- Майдана, Мозаика-синтез, 2005
Программа «Радужный мир».
Практические работы учащихся.
Роспись по стеклу.
Бумажная пластика.
Изготовление кукол.
Роспись досок разделочных.
Изготовление декоративных рамок.