Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Выступление на педагогическом совете

Воспитание музыкой Человека

Саидова  Светлана Юрьевна,
у
читель музыки ГБУ СШ №118
Санкт-Петербурга

 

                                                                  Какая музыка была,

                                                                  Какая музыка звучала!

                                                                  Она совсем не поучала,

                                                                  А лишь тихонечко звала.

                         Звала добро считать добром,

                         И хлеб,  считать  благодеянием                           

                         Страданье вылечить страданьем,

                         А душу – дружеским теплом…                                                                                                   

 

Ю. Визбор

Урок музыки - основная форма организации музыкального воспитания и развития в школе.

Почему-то у многих учащихся, да и некоторых педагогов,

сложилось такое мнение: музыка – предмет несерьёзный, он не требует особого вдумчивого изучения. Не оттого ли на музыкальных занятиях школьники ведут себя так, что голос учителя растворяется во всеобщем шуме и гаме?

А между тем музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Известно, что занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы.

Наконец, современными учеными доказан тот факт, что посредством музыки можно влиять на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека, а также воздействовать на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое выздоровление.

Не секрет, что музыка может влиять на психику человека как благотворно, так и разрушающе, вызывая чувство агрессии, неврастении. Поэтому развивать музыкальный вкус и эмоциональную отзывчивость на музыку лучше всего в детском возрасте, создавая тем самым фундамент музыкальной культуры личности как части его общей духовной культуры в будущем.

Д.Б.Кабалевский в своё время говорил, что музыка в школе выходит далеко за пределы искусства.

Но для начала ученики должны понять, что музыка требует при своем изучении особой сосредоточенности и душевного настроя.

За всем этим стоит долгая и кропотливая работа учителя. Вовремя замеченные в ребёнке творческие задатки, своевременная помощь в их развитии, формирование и воспитание эстетического вкуса – это и многое другое относится к проблемам музыкального воспитания ребёнка в школе.

Пробудить интерес к изучаемому предмету, увлечь и привлечь, превратив свои уроки в творческую мастерскую. Если ребёнку интересно на уроке, он не станет отвлекаться и заниматься делами, не связанными с музыкой.

Достижение данной цели невозможно без учета следующих факторов:

˜Основных возрастных особенностей детей младшего и среднего школьного возраста;

˜ Без знания разносторонних особенностей в преподнесении материала, в умении увлечь ребёнка своим замыслом;

˜ Без построения, планирования, формы музыкальных занятий;

˜Без умения подобрать наглядный идидактический материал, разработки сценария каждого занятия;

˜И, наконец, без умения выбрать нужную методическую программу и правильно воспользоваться ею, грамотно применить её в своей работе.

Конечно же, не оборудованный для занятий музыкой класс, давно ждущее своего ремонта старенькое дребезжащее пианино, не располагает к серьёзному и вдумчивому изучению музыки.

Мы, учителя музыки и пения, несмотря на разного рода трудности, должны продолжать «сеять» доброе, возвышенное и прекрасное. Должны дарить детям радость от встречи и общения с музыкой. Современный учитель музыки стремится найти свои, особые принципы, методы и приемы, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство. Ведь юные души – прекрасный и чуткий инструмент.

Сам по себе урок музыки должен быть соткан из эмоций, настроений и чувств. А вот его создание – дело сугубо личностное.

Создавая урок, учитель всегда задумывается о его значимости, разрабатывает сценарии, мизансцены, планирует кульминацию. И уроки становятся очень похожими на театральный спектакль, то есть очевидна близость труда учителя и актера, режиссера и исполнителя, и эта близость не нуждается в доказательствах. И личность учителя играет особую роль в преподавании музыки в школе.

1.   Организациявосприятия музыки– одна из сложнейших проблем, встающих перед учителем музыки. Как отмечали многие музыканты-педагоги (Л. В. Горюнова, Л. В. Школяр,Е. Д. Критская), процессвосприятиядолжен сопровождаться сопереживанием и возникновением нравственно-эстетических оценок музыкальных смыслов, а результатом такого восприятия должна быть ситуация внутреннего духовно-нравственного выбора. Постигать музыку нужно методами, адекватными природе искусства, то естьметодами интонационного постижения смысла Учитель должен говорить о музыке только то, что ей присуще, а не то,что он о ней думает.

«Понимать искусство – значит чувствовать его», – говорил К. Станиславский. Проблема сегодняшнего поколения в том, что ему свойственна большая степень «эмоциональной глухости», что в дальнейшем приводит к проблемам в общении. Поэтому развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке – важнейшая задача художественного образования.

Например, учитель говорит: «Ребята, а теперь закройте глаза и вслушайтесь в музыку сердцем, почувствуйте ее красоту, отдайтесь полностью течению энергии жизни, солнца, заключенной в ней!» Однако стоит отметить, что наивысшее наслаждение от произведения искусства возникает тогда, когда человек постигает смысл художественного произведения, выходит на ступень переживания – понимания. Любой вид деятельности на уроке музыки должен активизировать чувства и разум, подталкивать к творческому постижению и сердцем, и умом сущности музыкального произведения.

2.   Важнейшим новым направлением в подготовке учителя музыки – это формирование у педагога умений осуществлять музыкотерапиюна уроках, особенно в классах, где преобладают дети представляют собой «серьезную, обедненную в эмоциональном отношении личность…» (М. Роуз). Таким ребятам очень важно реализовать потребность в общении, понимании, уважении, и это урок музыки может дать сполна благодаря атмосфере доверия, одухотворенностии сотворчества. Такой эмоциональный тренинг, снять депрессию, стресс, разовьет способность слышать и понимать других. Еще в III в. до н. э. при помощи специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных, сердечных болезней. И в настоящее время возможности музыкотерапии должны использоваться широко и активно.

3.   В настоящее время большое внимание уделяется интеграции обучения.

Это проявляется в проведении интегрированных уроков, в использовании методов сравнения, «выхода за пределы музыки», «художественного контекста».

Очень важно на интегрированных уроках показать взаимосвязь МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА (конспект), МУЗЫКИ и ЖИВОПИСЬ и т.д.

Как пример интеграционного обучения можно использовать при знакомстве с творчеством русского композитора Н. Римского-Корсакова, в частности с одной из его опер – «Снегурочкой», учащиеся имеют возможность поучаствовать в постановке одноименной пьесы А. Н. Островского: стать режиссерами, художниками по костюмам и декорациям, гримерами, главными исполнителями и почувствовать на некоторое время  свою сопричастность к творческому процессу.

В ходе постановки им предстоит узнать:

˜ что такое либретто, пролог, лейтмотив, что значит «войти в образ».

˜почему у Римского-Корсакова возникло желание переделать пьесу Островского в оперное либретто.

˜ о том, что ни одно из своих сочинений композитор не писал с такой радостью, легкостью и увлечением, как оперу «Снегурочка», которая была создана им всего за два с половиной месяца.

Готовясь к мероприятию, учащиеся вместе с учителемне один раз прослушивают в записи фрагменты из оперы, просматривают и анализируют видеозапись выступления оперных певцов, исполняющих свои партии в опере «Снегурочка». Ребята беседуют о том, какое значение Римский-Корсаков придавал образности в музыке, и о тех музыкально-изобразительных средствах, которыми композитор «представляет» в своем произведении фантастические существа сказочного мира.

Такое глубокое, прочувствованное «проникновение» в материал, конечно же, не оставит учащихся равнодушными и безучастными к музыке Римского-Корсакова. По крайней мере, они хорошо запомнят и композитора, и его произведение.

 

4.    Одним из путей активизации интереса у подростков к уроку музыки является обучение с использованиеминформационно-коммуникационных технологий, электронного инструментария: цифровых синтезаторов, компьютеров. Введение в обучение цифрового инструментария позволит превратить подростков из пассивных слушателей в творцов музыки, аранжировщиков, звукорежиссеров.

Информационно-коммуникационные технологиивходят в практику обучения детей музыке, и учитель должен знать о тех преимуществах, которые несет использование в музыкально-образовательном процессе компьютера:

1.   Использование компакт-дисков (CD-RОМ) со звучанием различной музыки (учащимся можно дать в качестве домашнего задания прослушать то или иное музыкальное произведение).

2.   Использование возможностей Интернета для подбора информации о композиторах, исполнителях и т. д.

3.   Использование художественно-иллюстративного материала - короткий образный рассказ, сказка, стихотворение, басня, репродукции и портреты - приведет к лучшему восприятию детьми содержания музыкальных произведений.

4.   Использование занимательных задач, кроссвордов и замысловатых головоломок, виртуальных путешествий в прошлое, в сказочную Норвегию – родину Грига; экскурсий в Тюрингию – на родину великого Баха; прогулку по старой Москве и встречей рассветана Москве-реке; знакомством с музыкальными шедеврамии многим-многим другим, что поможет ученикам лучше понять предмет изучения.

Творческие задания направлены на закрепление приобретенных знаний в области музыки, искусства и литературы - викторины, тесты, головоломки, кроссворды.

Вместе с тем, выполняя разного рода задания, например, готовя устные сообщения или работая над рефератом, ребята научатся самостоятельно работать с книгой, пользоваться современными информационными средствами, находить нужное, классифицировать, обобщать, высказываться и размышлять, делать выводы.

Представленные материалы являются моим творческим поиском, и это – лишь часть моей большой работы в деле воспитания музыкой Человека.

 

Интегрированный урок в третьем классе: литература – музыка

«Знакомство с творчеством Вольфганга Моцарта и Константина Паустовского »

 

Для качественного образования используются разнообразные формы обучения,  это может быть интегрированный урок. Такие уроки интересны ребятам, учителю, вносят в процесс обучения творчество и новизну.

Урок «Знакомство с творчеством Вольфганга Моцарта и Константина Паустовского » происходит на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки, позволяет раскрыть великое значение музыки в жизни человека, находить связь между музыкой и литературы, слышать музыку в рассказах.

Так как урок ведется двумя учителями, то и подготовка ведется по двум направлениям. Ученики на протяжении трех недель  ведут  интересную исследовательскую работу. Можно разделить класс на две группы, каждая готовит мини материалы о творчестве Паустовского и Моцарта.  Лучший из проектов  представляется на отдельном уроке (проводится конкурс).

На уроке проводится презентация проектов, музыкально-ритмическая деятельность, прослушивание произведений, обсуждение, работа в группах. Обсуждение перерастает в дискуссию, о том какой должна быть музыка.

На уроке стоит предусмотреть возможность для отдыха: прослушивание и исполнение детьми песни Моцарта «Детские игры», сопровождающими движениями, выражающими общее настроение произведения, восторг, беззаботность. Конечно же урок несет и воспитательную цель – делать человека добрее, чище, человечнее.

Завершением урока будет работа в группах, где ученики вместе выбирают жизненные правила, которым будут следовать

План урока «Знакомство с творчеством Вольфганга Моцарта и Константина Паустовского ».

Цель: Формирование у учащихся представление о нравственных, эстетических ценностях на основе изучения произведений литературы и музыки.

Задачи:

1.   Познакомить учащихся с творчеством Вольфганга Моцарта и Константина Паустовского.

2.   Развить способности к выработке самостоятельных суждений и обобщений на основе анализа литературных и музыкальных произведений.

3.   Раскрыть детям великое значение музыки в жизни человека, обучить школьников находить связи между литературой и музыкой, умению  слушать музыку в рассказах.

Оборудование и материалы: Хрестоматия, пианино, музыкальный центр, диски с музыкой В.  Моцарта, карточки для работы в группах, видеопрезентация, проектор и экран.

Ход урока.

С.Ю.  Вы прочитали эпиграф к уроку.  Трепетное высказывание о музыке, ведь она не может оставить человека равнодушным.

М.И. Мы с вами готовились к этому уроку, создавали проекты. Сегодня посмотрим, что из этого получилось. Взгляните на экран, что вы видите? (портретами и фотографиями К.Паустовского, В.Моцарта).

М.И. –Как вы думаете, почему эти люди размещены рядом? (мы знакомились с их творчеством, мы читали произведение «старый повар», написанное К. Паустовским, в котором говорится о В. Моцарте и т.д.).

М.И.:  Людиживут в разное время даже в разные века, а их объединило одно произведение. Выполняя домашнее задание, вы познакомились еще с одним произведением Паустовского. Константин Паустовский - известный писатель. О нем, о его творчестве мы узнаем, познакомившись с одним его проектом.

Ученик представляет проект о К. Паустовском

Биография Паустовского Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968 гг.)

Константин Георгиевич Паустовский родился 19(31).05.1892 года в Москве. Кроме него, в семье было ещё трое детей два брата и сестра. Отец писателя был железнодорожным служащим, и семья часто переезжала с места на место: после Москвы они жили в Пскове, Вильно, Киеве. В 1911, в последнем классе гимназии, Костя Паустовский написал свой первый рассказ, и он был напечатан в киевском литературном журнале «Огни». 

Константин Георгиевич переменил много профессий: он был вожатым и кондуктором московского трамвая, рабочим на металлургических заводах в Донбассе и Таганроге, рыбаком, санитаром в армии во время Первой мировой войны, служащим, преподавателем русской литературы, журналистом. В гражданскую войну Паустовский воевал в Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом на Южном фронте.

За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках нашей страны. «Почти каждая моя книга — это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», — говорил Паустовский. Он изъездил Кавказ и Украину, Волгу, Каму, Дон, Днепр, Оку и Десну, был в Средней Азии, на Алтае, в Сибири, Прионежье, на Балтике.

Но особенно горячо полюбил он Мещеру — сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью, — куда приехал впервые в 1930. Там было всё, что привлекало писателя с самого детства, — «глухие леса, озёра, извилистые лесные реки, заброшенные дороги и даже постоялые дворы». Паустовский писал, что Мещере он «обязан многими своими рассказами, «Летними днями» и маленькой повестью «Мещерская сторона». Перу Паустовского принадлежат цикл рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину. Эти важные человеческие качества так необходимы в жизни.

Книги Паустовского переведены на многие иностранные языки. 
Награжден орденом Ленина, двумя другими орденами и медалью. Умер писатель — 14.7.1968 г.; похоронен в г. Таруса Калужской области.

 

М.И.: Паустовский  в своей жизни встречал много удивительных и добрых людей, все они оставляли след в его судьбе и творчестве. Удивительно, что К.Паустовского называют самым «музыкальным»  писателем России. Почему?  (ответ - некоторые произведения писателя посвящены музыкантам: «Корзина с еловыми шишками» об Эдварде Григе, «Скрипучие половицы» о Петре Чайковском.)

С.Ю.- Да, все эти рассказы о композиторах. Послушайте внимательно, о каком композиторе идет речь?

 

С.Ю.:  О ком это высказывание? Почему вы так решили? Как догадались, что речь идет именно о  Моцарте? Феноменальные способности этого композитора  проявились очень рано, ярко и мощно (абсолютный слух и музыкальная память). Лучший проект о Вольфганге Моцарте.

Краткая биография МоцартаМоцарт Вольфганг Амадей (1756— 1791), австрийский композитор.

Родился 27 января 1756 г. в Зальцбурге. Первым учителем музыки стал для мальчика его отец Леопольд Моцарт. С самого раннего детства Вольфганг Амадей был «чудо-ребёнком»: уже в четырёхлетнем возрасте пробовал написать концерт для клавесина, а с шести лет блестяще выступал с концертами по странам Европы. Моцарт обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его. Слава пришла к Моцарту очень рано. В 1765 г. были опубликованы и исполнены в концертах его первые симфонии. Всего композитором написано 49 симфоний. В 1769 г. он получил место концертмейстера при дворе архиепископа в Зальцбурге. Уже в 1770 г. Моцарт стал членом Филармонической академии в Болонье (Италия), а Папа Римский Климент XIV возвёл его в рыцари Золотой шпоры. В том же году в Милане была поставлена первая опера Моцарта «Митридат, царь понтийский». В 1772 г. там же поставлена вторая опера — «Луций Сулла», а в 1775 г. в Мюнхене — опера «Мнимая садовница». В 1777 г. архиепископ разрешил композитору отправиться в большое путешествие по Франции и Германии, где Моцарт концертировал с неизменным успехом.

В 1779 г. он получил должность органиста при архиепископе Зальцбургском, но в 1781 г. отказался от неё и переехал в Вену. Здесь Моцарт закончил оперы «Идоменей» (1781 г.) и «Похищение из сераля» (1782 г.). В 1786—1787 гг. написаны две, пожалуй, самые известные оперы композитора — «Свадьба Фигаро», поставленная в Вене, и «Дон Жуан», который был впервые поставлен в Праге.

В 1790 г. снова в Вене поставлена опера «Так поступают все». А в 1791 г. написаны сразу две оперы — «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». Последним произведением Моцарта стал знаменитый «Реквием», который композитор не успел завершить. Закончил сочинение Ф. К. Зюсмайер, ученик Моцарта и А. Сальери. Творческое наследие Моцарта, несмотря на его короткую жизнь, огромно: по тематическому каталогу Л. фон Кёхеля (почитателя творчества Моцарта и составителя наиболее полного и общепринятого указателя его сочинений), композитор создал 626 произведений, среди которых 55 концертов, 22 клавирные сонаты, 32 струнных квартета.

Умер 5 декабря 1791 г. в Вене.

 

С.Ю.: Спасибо,  ребята. Да, музыка великого композитора действительно светлая, жизнерадостная, яркая. Его мелодии на протяжении нескольких веков радуют нас, они узнаваемы и любимы.

Прослушиваются отрывки музыки В.Моцарта «Симфония №40» и  «Рондо в турецком стиле».

М.И.: Домашним заданием у вас было чтение рассказа «Старый повар». Мы заново его прослушаем.

( Класс слушает рассказ)

М.И.  ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ:

·      Какое настроение  у вас вызвал этот рассказ?

·      Где происходя события?

·      Кто главный герой рассказа?

·      Опишите дом, в котором жил старик, найдите ответы в тексте.

·      Какой предмет в интерьере дома выделяет писателя?

·      С каким чувством пишет о нем К. Паустовский?

·      С какого момента настроение рассказа меняется резко?

·      Для чего пришел незнакомец в дом старика?

·      Какие желания высказывает перед смертью герой рассказа?

·      Что ответил незнакомец?

·      Представьте себе, что мы находимся в сторожке старого повара, давайте еще раз послушаем музыку и увидим те картины, которые увидел слепой повар.

Класс слушает запись музыки В.Моцарта в исполнении клавесина.

·      С.Ю.  Задает вопросы:

·      Какой должна быть музыка, и каким должен быть музыкант, чтобы музыка могла приносить счастье?

·      Как вы думаете,  Моцарт импровизировал (играл то, что ему подсказывает сердце в данный момент  или играл одно из своих написанных произведений?)

·      Как вы думаете, почему старик не хотел умирать, не узнав имя музыканта? Что открыл для него Моцарт своей музыкой?

·      Какие чувства пробудила  музыка в душе старого повара?

·      Как вы думаете,  изменится ли жизнь Марии после встречи с Моцартом? Как сложится дальше жизнь Марии?

·      Считаете ли вы, что музыка Моцарта и рассказ Паустовского близки по настроению?

·      Какой эпизод рассказа, особенно созвучен услышанной музыке? Найдите соответствия в тексте.

·      Помогает ли музыка быть счастливым?

С.Ю.:Посмотрите, как высказывались о композиторе известные люди (на слайде размещены высказывания о Моцарте).

"Моцарт – это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Бездонная глубина его человечнейших образов, поразительная смелость его новаторских открытий, двинувших на десятилетия вперёд музыкальное искусство, совершенная гармоничность и стройность формы – вот сила Моцарта, вот величие его искусства, на увядаемого в веках. Вот почему мы так горячо, так нежно любим этого удивительного композитора". 


Дмитрий Шостакович 
"Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта". 


Геннадий Рождественский 

"В молодости я говорил - я и Моцарт, потом я стал говорить - Моцарт и я; Теперь же я говорю только - Моцарт". 


Шарль Гуно 
"Для меня Бетховен – первый из всех. Но Моцарт – единственный!" 


Альфред Эйнштейн 

"...(Моцарт) такой лёгкий для восприятия. Его можно слушать рассеянно, расслабившись, занимаясь своими делами, читая газету. Не то, чтобы я не любил Моцарта – хуже. Я осуждаю его, осуждаю его светскость. Впрочем, правил нет без исключений. Я имею в виду его Хафнер-симфонию, во всяком случае, её первую часть, плотную, компактную, прекрасно структурированную. И ещё несколько квинтетов. А также некоторые его ранние вещи, которые имеют для меня особенное значение. Мне нравится ранний Моцарт; я действительно от него без ума… Как видите, мои чувства к Моцарту противоречивы". 


Глен Гульд 
"Я любил Моцарта, потом на время утратил его, потом снова обрёл, чтобы больше уже никогда не терять."


Эдвард Григ 
"Хотел бы я уметь писать так просто (как Моцарт)!" 


П.И. Чайковский 
"...я утопаю в сонатах Моцарта!" 


Почему люди писали такие слова об этом человеке?

С.Ю.: Для того, чтобы понять классическую музыку, нужно до нее дорасти. Значит ли это, что человек непременно должен иметь музыкальное образование или хотя бы какую-то музыкальную культуру?

М.И.:Давайте посмотрим как отвечает на этот вопрос Паустовский. Что важно для него?

«Ничто не напоминает так прошлого, как музыка; она не только напоминает его, но вызывает его, и, подобно теням тех, кто дорог нам, оно появляется, окутанное таинственной и меланхолической дымкой……»

Что ответил Паустовский?

(К. Паустовскийпонимал, что лучше людей может сделать не только литература, но и другие виды искусства. Особую роль он отводил МУЗЫКЕ, ведь она способна облагораживать душу человека. Любовь писателя к  музыке скромна, сдержанна и глубока).

М.И.: Мы познакомились с жизнью и творчеством великих людей В. Моцарта и К. Паустовского, знаем много других великих писателей, художников, актеров, музыкантов, имеющих мировую известность. А как оставить свой след в истории, во времени?

С.Ю. Посмотрите, с чего начался наш урок… теперь понятно, почему на слайде присутствует ваша фотография? (фотография класса) Вы только  в начале жизненного пути и вам стоит задуматься над тем, как жить, что делать, чтобы вами гордились, на вас ровнялись.

Если вы хотите стать именно такими людьми, то нужно соблюдать жизненные правила. Мы предлагаем вам их выбрать.

Класс делим на две группы выдаем одинаковые карточки в конвертах (на карточках написаны такие утверждения, как «прилежно учиться, развивать свои таланты» и т.п.) вы выбираете те правила, которым будете следовать (работа в группах). По очереди выбираем основные правила, которые так необходимы, что бы быть человеком, счастливым человеком.

М.И.  Правила, что вы выбрали,  будут нашим путеводителем, чтобы они были всегда на виду. Например,  в классном уголке.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»