Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Работа над ритмическим рисунком
в музыкальном произведении с целью дальнейшего совершенствования техники сольфеджирования

 

Галюченко Нина Николаевна,
учитель хора, ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга

 

                  В статье мне хотелось бы обратиться к  хормейстерам, работающим  с детскими учебными хорами, в школах, творческих коллективах  и других  хоровых коллективах начального уровня обучения.                                                                                                                    

         В настоящее время все яснее становится  прямая зависимость художественных достижений хора от степени музыкальной грамотности его участников. Однако существует мнение о нецелесообразности обучения музыкальной грамоте и сольфеджио, ввиду  недостатка времени. Некоторые начинающие руководители, не имеющие достаточного опыта работы, хранящие методы обучения по этим  предметам в училище или институте, переносят их в работу с хоровыми коллективами, вызывая разочарование в подобных занятиях.                                                                                                                    

         Руководитель хора, собирающийся научить его участников пению по нотам, должен ясно представлять, какие преимущества приобретает его коллектив. Прежде всего  - это осознанное восприятие участниками исполняемых произведений, что влияет на выразительность исполнения. У певцов хора совершенствуется  звуковысотный слух и ритмическое чувство, что утончает строй и ритмический ансамбль всего хора.  Музыкальная грамотность облегчает и ускоряет процесс разучивания, певцы легко запоминают партии за счет зрительной памяти, высвобождается тем самым постоянно недостающее время. Запоминание становится более основательным, певцы приобретают большую  уверенность при публичном выступлении. Коллектив, овладевающий навыком пения по нотам, открывает перед собой перспективу роста, что делает участие в таком хоре более  интересным, способствует его долголетию.                                                                                    

         Так  В.А. Чернушенко в статье « Пение одержимых» говорит о « трех типах», на которых основывалась работа в камерном хоре Ленинградского Дома культуры работников пищевой промышленности: вокальное искусство – музыкальная грамота – репертуар. Опираясь на них, коллектив достиг замечательных творческих успехов.                        Организуя занятия по  сольфеджио, руководитель хора должен ставить ограниченную, но практически необходимую задачу, научить участников хора только петь по нотам, почти полностью избегая теоретических объяснений, которые иногда  затрудняют восприятие нотного текста.                                                                                                                                       

         Настоящая  статья – есть способ познакомить хормейстеров с методической разработкой   М. В. Зайцева, в прошлом  старшего преподавателя ЛГИК им. Н.К. Крупской, талантливого педагога по предмету сольфеджио в Санкт-Петербургском Хоре Радио, главного автора – составителя  данной статьи.  Ее цель оказать практическую помощь руководителям самодеятельных хоровых коллективов, начинающих творческих коллективов с профилирующим  видом деятельности – хоровое пение  в  организации в них занятий по сольфеджио с использованием комплекса наглядных пособий. Все рекомендации  подготовлены на основе многолетнего опыта ведения занятий автором  сольфеджио в хоре. В подтверждение  оригинальности  методики, ее доступности и  эффективности  в работе  могу дать подтверждение, ссылаясь на личный ( более двадцатилетний) опыт работы с коллективами хора  разных  составов и уровней исполнительской сложности.     

  Методические рекомендации ставят  своей целью практическую помощь руководителям в  организации занятий по сольфеджио.  Самая главная причина отсутствия систематических занятий по сольфеджио в хоровых  коллективах – длительность и сложность начального периода овладения навыками чтения нот. Для формирования устойчивых и сознательных навыков пения по нотам требуется многократное повторение интонационных и ритмических упражнений. Встает задача сокращения времени за счет ускорения повторения упражнений. Этому и способствуют предлагаемые наглядные примеры.

         При ближайшем рассмотрении видно, что они не являются чем-то новым в практике сольфеджио. Однако в подобном комплексе и виде предлагаются нестандартно.

Предлагаю фрагмент работы  по методике М. В, Зайцева – работа над ритмическим рисунком в музыкальном произведении. (См. приложение – таблицы № 1, №2, №3)

         Ритмическая группа таблиц – это «ритмические партитуры». Такое «ритмическое» расположение групп помогает певцам видеть их сходства и различия, совпадение по времени исполнения длительностей, находящихся на одной и той же доле такта. Крестики над нотами обозначают моменты долевых ударов, которые певцы отбивают кончиками пальцев по ноге.

«В условиях хоровых занятий тактирование по фигурным схемам нецелесообразно…», – так всегда комментировал  М.В.Зайцев  работу над метроритмом по ритмическим таблицам. «Ритмические удары дают более ясные двигательные ощущения, чем при дирижировании. Рука в данном  случае начинает играть роль метронома. Появляется важный элемент ритмического восприятия – слуховое ощущение доли», – напоминал автор методики. Слышимые удары позволяют быстро организовать ритмический ансамбль, певцы легко осваивают взаимоотношение ритма с долевыми ударами. Прежде чем перейти к освоению  ритмических упражнений, необходимо некоторое время уделить внимание равномерности и одновременности ударов как самостоятельному упражнению.

         Для более четкого ощущения различия между длительностями и ритмическими группами в таблицы введены так называемые «ритмические слоги». Каждая ритмическая группа становится своеобразным «ритмическим словом», что способствует восприятию ритма, не как сочетание отдельных длительностей, а как совокупность ритмических групп.  С другой стороны, слоги помогают контролировать  упражнения, особенно при двухголосном исполнении, которое организуется при помощи двух указок – лучше разных    оттенков. В то же время певцы быстрее и увереннее осваивают певческий  материал  и исправляют свои ошибки.

Освоение ритма рекомендуется в порядке расположения таблиц. Таблица с  триольным ритмом может быть использована и для освоения шестидольного размера (6/8) с отбиванием при этом такта в ритме восьмых. Чтение ритма по таблицам можно проводить  в виде речитатива, без пропевания, в виде пения на определенном звуке, особенно при двухголосном исполнении (в терцию, квинту или кварту). Подобно конструктору, составлять свои цепочки ритмических рисунков, имеющих отношение к осваиваемому материалу.                                                                                                                                                            

         Работу по всем трем типам таблиц предпочтительно начинать одновременно с первого занятия. Таблицы дают возможность ускорить частоту повторений упражнений, что способствует более быстрому овладению навыка. С другой стороны, имеется возможность многообразно варьировать одно и тоже упражнение, преодолевая тем самым образование инерций стереотипных мотивов.

alt

alt

  alt

 Раздельно воспитанные навыки необходимо соединить воедино на чтении нотного текста. Здесь подразумеваются либо учебники сольфеджио, либо написанные в виде партий упражнения. При этом рекомендуем следующую последовательность прочтения мелодий:

--   чтение ритмическими слогами ритмы мелодии  без пения, с отбиванием долей такта,

--   чтение названий нот в ритме мелодии без пения, с отбиванием долей такта,

--    пение мелодий с названием нот с долевыми ударами.

         Такая поступенность позволяет певцам сосредоточить внимание сначала на одной задаче, затем на  двух и, наконец, на всех трех.

         Переход к пению по нотам  возможен только после полного освоения по таблицам  составляющих  мелодию интонаций и ритмов. Подобная дистанция должна соблюдаться и в дальнейшем.

         Если исходить из программы-минимума (чтобы певец смог, глядя в  партию, быстро вспомнить выученное накануне или давно), то в таком случае можно ограничиться работой только по таблицам используя в качестве нотного материала партии разучиваемых произведений.

         Предлагаемые таблицы, ускоряя начальный период усвоения навыков сольфеджио, в то же время могут содействовать дальнейшему совершенствованию техники сольфеджирования.

         При создании таблиц лучше всего использовать ватманскую бумагу или печатную продукцию по современным технологиям копирования. Таблицы рекомендуется чертить разноцветными красками (тушью, гуашью). Например: нотные знаки – черные, крестики долевых ударов – красные, ритмические слоги – зеленые. Такое разноцветье, в первую очередь, облегчает певцам ориентировку в схемах, с другой стороны – оптимизирует процесс занятий.

         Наиболее полные методические указания по вопросам методики сольфеджио можно получить в книге А.Л.Островского « Методика теории музыки и сольфеджио».

                                           Литература                                                                

Островский А.Л.  Методика теории музыки и сольфеджио. «Музыка», 1970.

Островский А.Л.   Учебник сольфеджио. Вып. I, «Музыка», 1962, 1966.

Соколов Вл. Начальное сольфеджио. «Музыка», 1969.

Ладухин Н.М. Одноголосное сольфеджио, « Музыка», 1975.

Вопросы методики воспитания слуха.  « Музыка»,1970.

Зайцев М.В. Принципы наглядности на занятиях сольфеджио и музыкальной  грамоте в самодеятельном хоре. Ленинград, 1988.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»