Санкт - Петербургская композиторская школа и ее значение для развития церковного пения в России
Абашкина Ирина Игоревна, учитель музыки лицея №623 им. И.П. Павлова, Санкт-Петербург
В период царствования Петра Великого происходит развитие светского искусства. В связи с этим проявляется более свободная трактовка вопросов церковного пения. В России возникает первая композиторская школа, воспитанная Н.Дилецким, крупнейшим представителем которой являлся В.Титов. Первые образцы композиторского творчества, появившиеся в России в XVII веке, носили название "произвола", так как распевщик, выполнявший до XVII века на Руси роль сочинителя церковных песнопений, руководствовался правилами мелодического чина, а композитор - личным вкусом.
Таким образом, в России в противовес традиционному знаменному распеву появляется иной стиль церковного пения - партесное пение, основы которого были заложены Н. Дилецким в его труде «Мусикийская грамматика» (1675 г.).
Немалое значение для формирования партесного пения имели итальянские влияния, активно проникавшие вместе с приходом на русскую сцену итальянской оперы.
Массовое приглашение итальянских капельмейстеров в XVIII веке привело к насаждению в России европейского музыкального стиля, который был чужд для русской почвы.
Однако своим необыкновенным распространением итальянская музыка обязана не только итальянским капельмейстерам, но и их русским последователям. В России формируется композиторская школа во главе с Дмитрием Бортнянским, который получил музыкальное образование в Италии. В его творчестве, а также в сочинениях таких композиторов как А.Ведель, С.Дегтярев, М.Березовский, С.Давыдов концертный итальянский стиль достигает наибольшего развития.
Обстановка, сложившаяся в области русского церковного пения к середине XIX века существенно меняется, растет понимание несовместимости европейского стиля и русской традиции. Многие русские композиторы пытаются найти пути выхода из сложившейся ситуации. Так, М.И.Глинка перед самой своей смертью отправляется в Берлин к крупнейшему музыкальному теоретику и исследователю древних ладов Дену для изучения техники композиции в этих ладах. Он пытается подойти к проблеме гармонизации древнерусских напевов через опыт великих европейских полифонистов XV-XVI веков, создавших строгий стиль полифонии.
В дальнейшем русское церковное композиторское творчество разделилось и образовало два направления. Композиторы объединились вокруг двух крупнейших музыкальных центров в России: Придворной Певческой Капеллы в Санкт-Петербурге и Синодального училища в Москве. Музыканты стремились возродить традицию древнерусского церковного пения, которое в летописях называлось «ангелоподобным», но пути возрождения были разными.
Так, московская школа, которая сформировалась под влиянием С.В.Смоленского (1848-1909), ставшего во главе Московского Синодального училища была представлена такими композиторами как А.Д.Кастальский, Н.И.Компанейский, П.Г.Чесноков, А.Т. Гречанинов, священник Дмитрий Аллеманов, С.В.Рахманинов. В своем творчестве они стремились уйти от европейских норм гармонии и придерживались мысли об общности основ древнерусского церковного пения и народного пения. В русле московской школы возникла «Всенощная» С.В.Рахманинова, ставшая вершиной русской хоровой музыки. Композиторы московской школы активно занимались научной деятельностью; ими написано несколько фундаментальных работ, которые положили начало научному подходу к проблеме исторического развития русского церковного пения (Смоленский С.В. «Азбука знаменного пения и извещание о согласнейших пометах старца Александра Мезенца»; Чесноков П.Г. «Хор и управление им»).
Петербургская школа сформировалась на основе Придворной Певческой Капеллы и определялась деятельностью таких композиторов как А.Ф. Львов, Г.Я.Ломакин, М.А. Виноградов, Г.Ф.Львовский, А.А.Архангельский.
Творчество композиторов петербургской школы характеризовалось приверженностью законам европейской гармонии, строгой подчиненностью нормам гомофонно-гармонического склада, преобладанием свободных сочинений с применением соло, дуэтов и трио, перемежавшихся с тутти хора.
Основателем петербургской школы явился композитор, выдающийся скрипач А.Ф. Львов. Став директором Придворной Певческой Капеллы, он определил новый путь развития русского церковного пения, который коренным образом отличался от идей, распространяемых композиторами московской школы. Львов считал, что русское церковное пение возможно возродить только с использованием опыта немецких теоретиков. Он и его единомышленники применяли правила европейской гармонии для гармонизации древнерусских напевов. Представители петербургской школы активно занимались педагогической деятельностью, являясь в разное время руководителями хора Придворной Певческой Капеллы. В 1862 году Г.Я.Ломакин совместно с М.А.Балакиревым основывает в Петербурге Бесплатную музыкальную школу и в роли директора и педагога этой школы воплощает свои идеи в обучении музыке. Ломакиным созданы две работы: «Краткая метода пения» и «Руководство к обучению пению в народных школах», которые явились важным методическим пособием, содержавшим систему обучения церковному пению.
Однако поиски композиторов петербургской школы не привели к желаемым результатам, так как, оказалось, невозможно приложить европейскую гармонию к русским церковным песнопениям. Несомненно, московская школа в своих поисках стояла ближе к первоосновам знаменного распева, и ее деятельность имеет важное значение для возрождения традиций русского церковного пения, тогда как творческие итоги петербургских композиторов носят лишь экспериментальный характер.
Ситуация, связанная с различным пониманием роли и основ церковного пения в России композиторами петербургской и московской школ зависит от определенных исторических обстоятельств. Так Петербург, имевший статус европейского, светского города активно воспринимал и впитывал элементы европейской музыкальной культуры, и поэтому здесь бурно начало развиваться партесное пение, а в XIX веке возникла композиторская школа, предложившая возрождение русского церковного пения по западным образцам.
Москва - столица Православной Руси, здесь бережно хранились патриархальные традиции знаменного пения, что и послужило основой формирования взглядов композиторов московской школы.
Однако с 1917 года композиторские поиски в области церковного пения были прерваны, и на современном этапе русские музыканты проводят огромную работу по изучению творческого наследия, созданного композиторами петербургской и московской школ с целью завершить их начинания, связанные с возрождением древнерусского церковного пения. Центрами этого движения по-прежнему остаются Москва и Санкт–Петербург, однако, здесь нет уже четкого разделения на композиторские школы. В настоящее время в Москве и Санкт–Петербурге в русле постмодернистской традиции возникают духовные произведения, имеющие самые разнообразные стилевые основы.