Методическая разработка открытого мероприятия
Вечер оперы
Студитова Юлия Владимировна,
Почётный работник общего образования,
музыкальный руководитель детского дома №23,
Санкт-Петербурга.
Реальность сегодняшней жизни такова, что такие жанры музыкального искусства, как опера или балет становятся всё дальше и дальше от массового слушателя. Эта тенденция приняла уже довольно глобальные масштабы. Проблема приближения оперы к сегодняшнему слушателю довольно остро стоит во всём мире. Как иначе объяснить все режиссёрско-постановочные эксперименты, которые испытывает на себе оперный жанр в наше время. Меняется фабула, произвольно сдвигается место и время действия. Считая себя не вправе проводить подобные эксперименты, но, понимая необходимость проведения определенной работы по популяризации жанра оперы, мною было разработано и проведено мероприятие, получившее согласно годовому плану учреждения название «Вечер оперы».
Цель мероприятия: расширить музыкальный кругозор воспитанников, познакомив их с таким жанром музыкального искусства, как опера.
Задачи мероприятия: развитие эмоционально-образной отзывчивости на музыкальное произведение, развитие вокальных навыков, коррекция вокально-речевых навыков, развитие навыков коллективного исполнения музыкального произведения.
Помня о том, что в буквальном переводе с итальянского языка слово «ópera» означает труд, подготовка к такому мероприятию началась заранее. Нужно было тщательно отобрать вокальный материал, сообразуясь с музыкальными возможностями исполнителей. В процессе подготовке вечера встал вопрос о простом и понятном изложении лекционной части материала. Необходимо было на максимально доступном для детей уровне рассказать о происхождении, истории и классификации оперного жанра, назвать его основоположников, как за рубежом, так и в России, кратко и главное доступно рассказать содержание, хотя бы некоторых опер, арии из которых исполнялись на мероприятии. В качестве формы подачи лекционного материала был выбран так называемый способ «объяснялок», когда маленькие дети на уровне своего миросознания пытаются объяснить значение слов, предметов или событий. Текст для детей был придуман заранее, затем необходимо было распределить текст между маленькими «дикторами», выучить его близко к тексту, на конечном этапе записать и подложить под записанный детский голос соответствующее музыкальное сопровождение. Сделанная таким образом подача лекционного материала воспринималась очень органично и естественно. Вместе с детьми активное участие в мероприятии принимали и взрослые. Учитывая, что понимание комического за последние 400 лет несколько изменилось, для понимания смысла и назначения комической оперы был использован современный музыкальный материал, а именно детская опера «Пиф-паф» М. Дунаевского.
План мероприятия:
1. Демонстрация на проекционном экране названия мероприятия и его участников.
2. Объяснение №1 в форме, описанной выше, значения слова опера, истоков зарождения жанра. Объяснение сопровождается слайд шоу, иллюстрирующим рассказ.
3. Застольная ария из оперы Дж. Верди «Травиата» (исполняется педагогами учреждения на языке оригинала).
4. Объяснение №2, рассказывающее о великих зарубежных оперных композиторах. Во время объяснения демонстрируются слайды с портретами композиторов.
5. Ария Фигаро из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» (исполняется мужской частью педагогического коллектива на языке оригинала).
6. Объяснение № 3 рассказывающее о классификации оперных голосов и выдающихся исполнителях оперного жанра. Объяснение сопровождается показом слайд шоу соответствующего содержания.
7. Куплеты Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст» (исполняется мальчиками старшей возрастной группы на русском языке).
8. Объяснение №4 раскрывающее содержание оперы Ж. Бизе «Кармен».
9. Сегидилья из оперы Ж. Бизе «Кармен» (исполняют девочки старшей возрастной группы на русском языке).
10. Испанский танец «Хабанера» из «Кармен – сюиты» Бизе – Щедрина (исполняют девочки старшей возрастной группы)
11.Куплеты Тореадора из оперы Ж. Бизе «Кармен» (исполняют мальчики средней возрастной группы на русском языке). Во время исполнения демонстрируются слайды, иллюстрирующие корриду.
12. Объяснение №5 рассказывающее о комической опере.
13.Детская театрализованная опера М. Дунаевского «Пиф-паф» (исполняется воспитанниками младшей возрастной группы).
14. Объяснение №6 рассказывающее о первом русском оперном композиторе М.И. Глинке, сопровождающееся слайдами, иллюстрирующими рассказ.
15. Инструментальное исполнение ансамблем блок флейтистов Марша Черномора из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
16. Объяснение №7 рассказывающее о композиторе Н.А. Римском-Корсакове и его опере «Снегурочка». Объяснение сопровождается слайдами.
17.Ария Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (исполняется девочками средней возрастной группы).
18. Объяснение №8, рассказывающее о русском композиторе А.П. Бородине и его опере «Князь Игорь», сопровождающееся слайд шоу иллюстрирующего содержание рассказа.
19. Хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» (исполняется сводным хором воспитанников).
20. Хореографическая композиция «Половецкие пляски».
21. Демонстрация на проекционном экране видео всех детей, принимавших участие в «объяснялках». Заключительное слово о необходимости слушать оперу, любить оперу и приглашением посетить оперный театр. Титры с текстом благодарности всем, кто участвовал в мероприятии, обеспечивал его техническую поддержку и подготовку.