Формирование среды обучения безопасности
Лысенко Ольга Владимировна
Учитель, преподаватель - организатор ОБЖ
ГБОУ лицей №384 Кировского р-на г.Санкт-Петербурга
Глобальные перемены, происходящие в обществе, порождают дефицит безопасности. Это требует разработки понятных каждому ориентиров в выборе стратегии жизни и тактике поведения. Столкнувшись с непредвиденными трудностями, очутившись в сложной, непривычной обстановке, человек вдруг оказывается беспомощным.
В такой ситуации основа успеха – это умение выжить. Раньше это слово понималось совершенно в конкретном смысле – «остаться в живых». В наше время этот термин приобретает более широкое значение. Под выживанием мы понимаем активную целесообразную деятельность, направленную на сохранение жизни, здоровья, работоспособности человека.
В связи с этим в настоящее время особую актуальность приобретает вопрос о воспитании у подрастающего поколения готовности к безопасной жизнедеятельности. Поэтому важно разработать такую педагогическую систему, реализация которой и будет обеспечивать подготовку детей к жизни в новых условиях.
Исследуя материалы по внедрению новых технологий и методик по преподаванию ОБЖ в средней школе, хочется отметить модель «Школы выживания» представленную Волгоградским институтом повышения квалификации работников народного образования. Цель данного проекта – формирование оптимальной образовательной среды для личности безопасного типа. Участники проекта поместили предмет ОБЖ в центре учебного плана через модификацию учебных программ посредством включения элементов ОБЖ в содержание традиционных предметов (географии, химии, биологии, физики). Это, безусловно, помогает ученикам осознать сущность глобальных угроз, возникающих в жизнедеятельности человека, а также возможные последствия, пути выхода из глобального кризиса.
Большая исследовательская работа проекта была направлена на создание здоровьесберегающей среды учащихся. Для каждого учащегося был создан паспорт здоровья в виде компьютерной базы школы . Он позволил выработать рекомендации по оптимизации условий учебной деятельности для учащихся экспериментальных групп. При изучении причинно-следственных связей того или иного заболевания данная информация позволяет предупредить некоторые болезни, например, ОРЗ, различных травмы, количество которых в школах неуклонно растет. Используя данные наработки в собственной педагогической практике, хочу заметить, что дети с интересом относятся к изучению факторов, негативно влияющих на здоровье.
Внеклассная работа является серьезным рычагом в воспитании безопасности не только среди учащихся, но и среди их родителей. Выступление на родительских собраниях по вопросам безопасности и здорового образа жизни является серьезной профилактической работой, которая на сегодняшний день, к сожалению, забыта.
Особое место занимает информационная безопасность. В век информационного бума наши дети очень часто подпадают под действие рекламы, игр, передач, пропагандирующих насилие, разврат, огромное количество различных сектанских и неформальных молодежных организаций, внушающих опасение . Поэтому защитить подрастающее поколение можно только сориентировав их на общечеловеческие ценности, такие как семья, отечество, труд, культура, человек, мир. Работа эта непростая и поэтому требует объединения усилий коллег по цеху.
В завершении хочется отметить все возрастающую роль предмета ОБЖ и интеграция его с другими предметами поможет создать личность устойчивой к всевозможным стрессам современности.