Авторы: Година Л.С., Панимаскина О.В.
Содержание ............................................................................................................... |
|
I. Пояснительная записка......................................................................................... |
|
II. Учебный план …................................................................................................. |
|
III. Содержание предмета ….................................................................................. |
|
IV. Формы и методы контроля за учебным процессом. Системы оценок. Критерии оценки ….................................................................................................. |
|
V. Методические рекомендации преподавателям................................................. |
|
VI. Список нотной литературы для обучающихся ….......................................... |
|
VII. Список методической литературы для преподавателей............................... |
|
Приложение № 1. Примерный перечень произведений, рекомендуемых для транспонирования................................................................................................... |
|
Приложение № 2. Требования к зачетам................................................................ |
|
Приложение № 3. Примерный репертуарный список ансамблей …................. |
|
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа учебного предмета по выбору «Музицирование»(далее — Программа)предназначена для обучающихся фортепианного отдела музыкального отделения СПБ ГБОУ ДОД «Санкт-Петербургская детская школа искусств имени М.И. Глинки».
Программа разработана Годиной Л.С, Панимаскиной О.В. — преподавателями фортепианного отдела СПб ГБОУ ДОД «СПб ДШИ им. М.И. Глинки».
Занимаясь по данной Программе, обучающийся приобретает и совершенствует самые необходимые практические навыки игры на фортепиано:
навык чтения с листа,
навыки подбора мелодий и аккомпанемента к ним,
умение транспонировать несложные мелодии,
а также у обучающихся
развивается ладогармоническое мышление,
расширяется музыкальный кругозор,
достигается техническая свобода и уверенное владение инструментом,
развиваются такие личностные качества как воображение, увлечённость, активность, трудолюбие, инициативность, самостоятельность,
происходит осознание обучающимися ценности своей музыкально-творческой деятельности для окружающих.
Цель Программы
создать обучающимся условия для приобретениязнаний, умений и навыков игры в области музыкального творчества — музицирования на фортепиано, заинтересовать детей игрой на инструменте, развить их творческие способности (слух, ритм, музыкальную память).
Задачи Программы
Обучающие
Сформировать знания в области:
- художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- основных принципов импровизации;
- транспонирования;
- подбора на слух несложных мелодий;
- ансамблевого репертуара (детских песен, популярной классики, современной и эстрадной музыки);
- гармонического сопровождения мелодий.
Развивающие
Развить:
- навыки подбора несложных мелодий;
- навыки подбора аккомпанемента;
- навыки транспонирования несложных произведений;
- умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложных музыкальных произведений;
- навыки чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- первичные навыки импровизации;
- навыки слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- умение хорошо ориентироваться на клавиатуре;
- умение самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности, способность анализировать полученную информацию;
- индивидуальный творческий потенциал ребёнка в самостоятельной и коллективной творческой деятельности;
- личностные качества обучающихся;
- способность к адекватной самооценке, уверенность в своих творческих силах.
Воспитательные
Сформировать:
- эстетические взгляды, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями;
- уважение к духовным и культурным ценностям разных народов.
Приобщить:
- к духовно-нравственным и культурным мировым ценностям.
Мотивационные
Мотивироватьобучающегося к занятиям на инструменте.
Направленность Программы: художественно-эстетическая.
Вид программы: модифицированная.
Уровни освоения Программы: общекультурный
Программа рассчитана на 2-летний срок обучения согласно базисному учебному плану (основному и облегченному вариантам).
Срок реализацииПрограммы: 2 года (1 и 2 классы).
Возраст детей,обучающихся по Программе, составляет от 7 до 10 лет (включительно).
Количество часов на освоение Программы в неделю:
I-IIклассы — 0,5 академического часа.
Форма организации деятельности детей на занятиях
В основе организации деятельности детей по Программе лежит мелкогрупповое занятие (урок). По учебному предмету «Музицирование» мелкогрупповым считается занятие от 2 человек.
Типы уроков:
- изучение, усвоение нового материала;
- закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков;
- самостоятельное применение знаний, умений и навыков (в т.ч. урок-концерт);
- обобщающее повторение и систематизация знаний и способов деятельности;
- применение, коррекция и контроль знаний, умений и навыков (контрольное занятие);
- комбинированный урок.
Методы организации уроков:
- метод практической работы;
- словесный метод обучения;
- метод наблюдения;
- методы проблемного обучения;
- графический метод;
- наглядныйметод обучения.
Принципы построения Программы:
- принцип индивидуального подхода;
- принцип технической и художественной доступности учебного материала с учетом степени продвинутости обучающихся;
- принцип последовательности и постепенности (от простого к сложному);
- принцип наглядности обучения – показ (иллюстрация) и объяснение;
- принцип активности – максимальное участие обучающегося в учебной деятельности.
В Программу включены следующие разделы:
- пояснительная записка;
- учебный план;
- содержание предмета;
- формы и методы контроля, система и критерии оценок;
- методические рекомендации для преподавателей;
- список нотной литературы для обучающихся;
- список необходимой методической литературы для преподавателей;
- примерный перечень произведений, рекомендуемых для транспонирования (Приложение № 1);
- требования к зачетам (Приложение № 2);
- примерный репертуарный список ансамблей (Приложение № 3).
ЦелесообразностьПрограммы объясняется предлагаемыми в ней средствами: видами деятельности, содержанием и формами организации занятий.
Актуальность Программы обусловлена интересом детей к музыкальному исполнительству и, в частности, к игре на фортепиано, потребностью в творческой деятельности и самореализации, а также Программа отвечает запросу родителей об эстетическом образовании и воспитании детей. Развитие различных форм музицирования (ансамбль, аккомпанемент, чтение с листа, импровизация и т. д.) особенно востребовано в наше время.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Логичная система подачи материала, объединившего все действия от выдвижения целей до описания предполагаемого результата, указывает на целостность Программы.
Оценка качества реализации Программы
Оценка качества реализации Программы проводится на основании текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Текущий и промежуточный контроль проводится на занятиях в счет аудиторного времени. По завершении изучения предмета (в конце 2 класса) обучающимся выставляется итоговая оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы.
Средства текущего контроля:
выступления обучающихся на учебных, тематических и других концертах, контрольные уроки, оценки за домашнюю и классную работу обучающихся.
Средства промежуточной аттестации:
зачеты
Промежуточная аттестация:
зачеты проводятся по окончании 2, 4 полугодий 1 и 2 класса на завершающих учебный год занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
План промежуточной аттестации:
зачет с выставлением оценки по 10-балльной системе по окончании 2 полугодия (1 класс);
зачет с выставлением оценки по 5-тибалльной системе по завершении изучения предмета по окончании4 полугодия (2 класс).
По окончании каждой четверти обучающимся выставляется оценка по предмету. По завершении изучения предмета (4 полугодие, 2 класс) на основании текущего контроля и по итогам промежуточной аттестации (зачет) обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы.
Условия реализации Программы
Данная Программа рассчитана на обучающихся, которые стремятся к познанию музыкального мира, личностному развитию, духовному росту, а также развитию внутренней культуры и желанию реализоваться посредством музицирования на фортепиано — подбирая любимые мелодии, транспонируя их в разные тональности, играя в 4 руки популярную в детской и домашней среде музыку.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
- учебный класс для индивидуальных занятий;
- концертный зал для концертных выступлений;
- библиотека;
- фонотека;
Оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано.
Технические средства: наличие аудио и видеозаписей, магнитофон или проигрыватель СD.
Информационное обеспечение: списки рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.
Основные источники: художественный материал по программе (нотные издания).
Дополнительные источники: музыкальные энциклопедии, поисковые системы, сайты интернета, сайты нотных издательств.
Кадровое обеспечение:
Условием успешной реализации Программы является наличие в школе квалифицированных специалистов, хорошо владеющих навыками музицирования, импровизации, знающих необходимую нотную литературу, владеющих методикой преподавания данного предмета.
Формы подведения итогов реализации Программы
О результативности данной Программы можно судить по результатам промежуточной аттестации.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
В соответствии с основным и облегченным вариантами базисного учебного плана по специальности «Инструментальное исполнительство. Фортепиано» учебный предмет «Музицирование» входит в группу предметов по выбору и изучается в 1-2 классах.
Основной вариант базисного учебного плана
«Инструментальное исполнительство. Фортепиано»:
осн
№ п / п |
Наименование предмета |
Количество учебных часов в неделю |
Экзамены |
||||||||
|
|
Полный курс |
|
||||||||
|
|
Начальный курс |
Основной курс |
|
|||||||
|
Предметы / классы
|
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
1. |
Специальный инструмент: |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,5 3,5* |
2,5 3,5* |
|
|
Фортепиано |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,5 |
IV, VII, IX |
|
Чтение с листа |
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Изучение произведений повышенной сложности * |
|
|
|
|
|
|
|
1* |
1* |
|
2. |
Теоретический цикл: |
1,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
3 |
3 |
2,5 |
2,5 |
|
|
Сольфеджио |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
IV, VII, IX |
Слушание музыки |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Музыкальная литература |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Музыкальный С-Петербург |
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|
|
|
|
3. |
Коллективное музицирование: |
1 |
1 |
1,5 |
1,5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Хор |
1 |
1 |
1,5 |
1,5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
4. |
Предмет по выбору* |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
музицирование |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ансамбль |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
5. |
Дополнительные предметы профессиональной ориентации |
|
|
|
|
|
|
|
2* |
2* |
|
|
Всего: |
5 |
6 |
7 |
7 |
8 |
8,5 |
8,5 |
8 11* |
8 11* |
|
* Перечень предметов по выбору: музицирование, ансамбль, аккомпанемент, композиция, импровизация, сольное пение и т.д. Перечень предметов по выбору, реализуемых образовательным учреждением в очередном учебном году, утверждается решением Педагогического совета.
Облегченный вариант базисного учебного плана
«Инструментальное исполнительство. Фортепиано»:
№ п /п |
Наименование предмета |
Количество учебных часов в неделю |
Экзамены |
||||||||
|
|
Полный курс |
|
||||||||
|
|
Начальный курс |
Облегченный курс |
|
|||||||
|
Предметы / классы |
I |
П |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
1. |
Специальный инструмент: |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Фортепиано |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
IV, IX |
2. |
Теоретический цикл: |
1,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
Сольфеджио |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
IV |
|
Слушание музыки |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Музыкальная литература |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
3. |
Коллективное музицирование: |
1 |
1 |
1,5 |
1,5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Хор |
1 |
1 |
1,5 |
1,5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
4. |
Предмет по выбору* |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
музицирование |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ансамбль |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Всего: |
5 |
6 |
7 |
7 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
* Перечень предметов по выбору: музицирование, ансамбль, аккомпанемент, композиция, импровизация, сольное пение и т.д. Перечень предметов по выбору, реализуемых образовательным учреждением в очередном учебном году, утверждается решением Педагогического совета.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
1 класс
Освоение комплекса различных видов музыкальной деятельности:
- подбор по слуху,
- транспонирование,
- игра в ансамбле с преподавателем,
- элементы импровизации (досочинение),
- домашнее музицирование.
Подбор по слухуи транспонирование детских песен или попевок, начинающихся с I, III, V ступеней одной рукой (в ансамбле с педагогом), затем двумя руками.
Игра песен по детским песенным сборникам. Правая рука играет мелодию, левая рука аккомпанирует по буквенным обозначениям аккордов.
Игра гармонических цепочек, построенных на основных функциях лада с обращениями аккордов (или без обращений).
Игра трезвучий и их обращений четырехголосно двумя руками в тесном, затем широком расположении.
Отрабатывание ритмических блоков, чтение с листа ритмических структур.
Игра несложных кадансовых оборотов.
Структурный и гармонический анализ каждой новой пьесы.
Транспонированиепо нотам одной и той же мелодии (одной рукой), затем — музыкального фрагмента или небольшого произведения (двумя руками).
Освоение различных фактурных вариантов аккомпанемента.
Игра в ансамблес преподавателем простых обработок детских песен, популярной классической и современной музыки.
Игра в ансамбле с другим обучающимся произведений для ф-но в 4 руки.
Чтение с листа, импровизация, подбор по слуху в ансамбле.
Импровизация (варьирование) и сочинение:
Ритмическое, мелодическое, фактурное варьирование;
Сочинение композиций атонального и тонального характера;
Сочинение ритмической и мелодической композиций на стихотворный текст;
Составление собственных гармонических сеток (на основе приобретенных навыков) и их игра с использованием различных фактурных моделей.
Домашнее музицирование.Самостоятельная работа учащегося над расширением репертуара для музицирования в быту.
В конце года — зачет.
2 класс
Продолжение освоения комплекса различных видов музыкальной деятельности, изучаемого в 1 классе, на более сложном музыкальном материале.
Подбор по слуху и транспонированиенебольших произведений / фрагментов пьес, этюдов двумя руками.
Игра и транспонирование песен по любым детским песенным сборникам. Правая рука играет мелодию, левая рука аккомпанирует по буквенным обозначениям аккордов.
Игра гармонических цепочек, построенных на основных функциях лада с обращениями аккордов.
Игра гармонических оборотов Ум7 → Т, D7 → Т в разных тональностях.
Освоение более сложных фактурных вариантов аккомпанемента.
Подбор по слуху попевок (4-6 нот) после двух-трехкратного проигрывания преподавателем.
Транспонированиепо нотам в ближайшие тональности простых пьес (или одноголосных мелодий), позволяющих не менять позицию руки.
Отрабатывание ритмических блоков, чтение с листа ритмических структур.
Пение детских песенок под собственный аккомпанемент (фактурные варианты, доступные ученику).
Игра гармонических оборотов, цифровок;
Т – S– T; C– F– C; I– IV– I;
T – D – T ; C – G – C ; I – V – I ;
T – S – D – T ; C – F – G – C ; I – IV – V – I .
Игра (отдельно) обращений трезвучий главных ступеней лада (I, IV, V).
Самостоятельная работа над любым понравившимся видом музыкальной деятельности.
Игра в ансамблес преподавателем простых обработок детских песен, популярной классической и современной музыки.
Игра в ансамбле с другим учащимся произведений для ф-но в 4 руки.
Чтение с листа, импровизация, подбор по слуху в ансамбле.
Импровизация (варьирование) и сочинение.
Ритмическое, мелодическое, фактурное варьирование.
Сочинение композиций атонального и тонального характера.
Сочинение ритмической и мелодической композиций на стихотворный текст.
Составление собственных гармонических сеток (на основе приобретенных навыков) и их игра с использованием различных фактурных моделей.
Домашнее музицирование.Самостоятельная работа учащегося над расширением репертуара для музицирования в быту.
В конце года — зачет.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
ЗА УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ. СИСТЕМЫ ОЦЕНОК.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию. Итоговая аттестация по предмету не предусмотрена.
Средства текущего контроля:
выступления обучающихся на учебных, тематических и других концертах, контрольные задания, работа обучающихся на уроке, выполнение домашнего задания.
Текущий контроль проводится на индивидуальных занятиях в счет аудиторного времени.
Основной формой учета текущей успеваемости обучающихся является оценка, определяемая преподавателем и выставляемая обучающемуся на индивидуальном занятии. Преподаватель на каждом занятии делает записи в дневнике обучающегося: домашнее задание, рекомендации, замечания, оценки.
Оценка ставится:
- за домашнюю работу,
- за каждое задание,
- за работу на уроке,
- за урок в целом.
Текущий контроль в виде контрольных уроков происходит в конце I, IIи IIIчетвертей и проводится преподавателем по предмету.
Промежуточная аттестация
Средства промежуточной аттестации:зачеты.
Зачеты проводятся ежегодно по окончании 2, 4 полугодий (1, 2 классы) на завершающих занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
План промежуточной аттестации:
зачет с выставлением оценки по 10-тибалльной системе по окончании 2 полугодия (1 класс);
зачет с выставлением оценки по 5-тибалльной системе по завершении изучения предмета по окончании 4 полугодия (2 класс).
По окончании каждой четверти и года обучающимся выставляется оценка по предмету.
По завершении изучения предмета (2 класс) с учетом текущего контроля и промежуточной аттестации обучающимся выставляется итоговая оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы.
При реализации учебного предмета «Музицирование» применяются 5-балльная (2, 3, 4, 5) и 10-балльная (2, 3-, 3, 3+, 4-, 4, 4+, 5-, 5, 5+) системы оценок.
При текущем контроле и при промежуточной аттестации по окончании 1 класса (зачет) применяется 10-балльная система оценок.
Оценки за четверть и за год выставляются по 10-балльной системе.
По завершении изучения предмета зачет в конце 2 класса оценивается по 5-балльной системе. Также по 5-балльной системе выставляется итоговая оценка по учебному предмету «Музицирование», которая заносится в свидетельство об окончании школы.
Годовые оценки выставляются преподавателями в сводную ведомость по итогам четвертных оценок. При выставлении оценки «2» в 4 четверти, неудовлетворительной сдаче контрольного урока или зачета, годовая оценка выставляется «2».
При неаттестации в 3 и 4 четвертях, не подтвержденной медицинскими и другими документами, годовая оценка выставляется «неаттестация».
При проведении зачетов для каждого класса формируется комиссия. Для оценивания выступлений обучающихся разработаны оценочные критерии.Оценка должна отражать уровень продвижения и способности обучающегося.
Комиссия под контролем руководителя отделом ведет учебную документацию — книгу, в которой по классам регистрируется программа выступлений всех обучающихся с оценкой.
Участие профессионально-ориентированных детей в фестивалях, смотрах и конкурсах не освобождает их от обязательной академической отчетности.
2. Критерии оценки
Критерии оценки зачета по «Музицированию» во 2 классе
Таблица 3
Оценка |
Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») |
Все задания выполнены обучающимся в соответствии с требованиями на данном этапе обучения; обучающийся продемонстрировал свободное владение инструментом; исполнение осознанное; присутствует полный слуховой контроль; отсутствие погрешностей в выполнении заданий; уровень выполнения заданий соответствует или выше требований класса |
4 («хорошо») |
Все задания выполнены обучающимся в соответствии с требованиями на данном этапе обучения; исполнение осознанное; допускаются интонационные неточности, неточное исполнение нотного материала; обучающийся продемонстрировал не совсем свободное владение инструментом; уровень выполнения заданий соответствует требованиям класса |
3 («удовлетворительно») |
Все задания выполнены обучающимся с большим количеством недочетов, а именно: не все задания выполнены на хорошем уровне; задания выполнены формально, невыразительно; наличие большого количества погрешностей; обучающийся слабо владеет инструментом; уровень выполнения заданий не соответствует требованиям класса |
2 («неудовлетворительно») |
Обучающийся продемонстрировал комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторный занятий: задания не выполнены или выполнены не все; исполнение с остановками, сбивчивое; отсутствует понимание и слуховой контроль; уровень выполнения заданий не соответствует требованиям класса |
«зачет» (без отметки) |
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
Критерии оценки зачета по «Музицированию» в 1 классе
Оценка |
Критерии оценивания выступления |
5+ («отлично») |
Все задания выполнены обучающимся в соответствии с требованиями на данном этапе обучения; обучающийся продемонстрировал свободное владение инструментом; исполнение осознанное; присутствует полный слуховой контроль; отсутствуют погрешности в выполнении заданий; уровень выполнения заданий соответствует или выше требований класса |
5 («отлично») |
Все задания выполнены обучающимся в соответствии с требованиями на данном этапе обучения; обучающийся продемонстрировал свободное владение инструментом; исполнение осознанное; присутствует полный слуховой контроль; отсутствуют погрешности в выполнении заданий; уровень выполнения заданий соответствует требованиям класса |
5- («отлично») |
Все задания выполнены обучающимся в соответствии с требованиями на данном этапе обучения; обучающийся продемонстрировал свободное владение инструментом; исполнение осознанное; присутствует полный слуховой контроль; возможны небольшие погрешности от волнения / текстовые, ритмические, технические; уровень выполнения заданий соответствует требованиям класса |
4+ («хорошо») |
Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами: все задания выполнены; исполнение музыкальное, выразительное; допускаются небольшие погрешности; присутствует полный слуховой контроль; допускаются некоторые потери от волнения, небольшие технические погрешности; уровень выполнения заданий соответствует требованиям класса |
4 («хорошо») |
Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами: все задания выполнены; допускаются небольшие погрешности; исполнение осознанное; допускаются интонационные неточности; обучающийся демонстрирует не совсем свободное владение инструментом; уровень выполнения заданий соответствует требованиям класса |
4- («хорошо») |
Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами: все задания выполнены; исполнение осознанное; возможны погрешности, интонационные неточности; обучающийся недостаточно свободно владеет инструментом; уровень выполнения заданий не всегда соответствует требованиям класса |
3+ («удовлетворительно») |
Отметка отражает исполнение с большим количеством недочетов, а именно: не все задания выполнены на хорошем уровне; наличие погрешностей; обучающийся недостаточно свободно владеет инструментом; уровень выполнения заданий не соответствует требованиям класса |
3 («удовлетворительно») |
Отметка отражает исполнение с большим количеством недочетов, а именно: не все задания выполнены на хорошем уровне задания выполнены формально, невыразительно; наличие большого количества погрешностей; обучающийся слабо владеет инструментом; уровень выполнения заданий не соответствует требованиям класса |
3- («удовлетворительно») |
Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: задания выполнены формально, невыразительно; наличие большого количества погрешностей; отсутствует понимание и слуховой контроль; обучающийся очень слабо владеет инструментом; уровень выполнения заданий не соответствует требованиям класса |
2 («неудовлетворительно») |
Обучающийся продемонстрировал комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторный занятий: задания не выполнены или выполнены не все; исполнение с остановками, сбивчивое; отсутствует понимание и слуховой контроль; уровень выполнения заданий не соответствует требованиям класса |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Предлагаемая Программа учебного предмета «Музицирование» обеспечивает разностороннее, гармоничное музыкальное развитие ребенка, фундаментом которого является воспитание слухового восприятия. Содержание данной Программы опирается на методику комплексного интенсивного музыкального воспитания, в которой нашли отражение достижения прогрессивной музыкальной педагогики XX века.
Психологи определяют творческость как мощный фактор развития личности, определяющий ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов, что ведет к новым способам решения проблемы или новому способу выражения.
Издавна известно, что научить творчествуневозможно, но научить творчески работать – вполне выполнимая задача. Творческое начало органически присуще детям в различной степени. Задача педагога — поддержать и развить эти задатки.
Взаимосвязьпрактикуемых на занятиях различных видов деятельности ведёт к их взаимному обогащению и развитию. Так развитие навыков чтения с листа будет способствовать более быстрому разбору текста. Гармонический анализ, ведущий к развитию ладогармонического мышления и развитию внутреннего слуха, облегчит задачу приобщения ученика к импровизации и элементарному сочинению, позволит ему быстрее заучивать текст наизусть, опираясь не только на двигательную, но и ладогармоническую память, ускорит формирование умения подбирать по слуху. Анализ музыкальной формы, анализ типов развития тематического материала расширит представление ученика о содержании музыкального произведения и, тем самым, заложит основу для поиска индивидуальной трактовки. Всесторонне развитый в процессе музицирования музыкальный слух обогатит восприятие музыки и сделает её интерпретацию более тонкой, эмоциональной и артистичной. Всесторонний музыкальный анализ изучаемых произведений, выполненный учеником, позволит освоить теоретические знания через практическую деятельность – что, в свою очередь, приведёт к более осознанной работе над произведениями и повысит профессиональный уровень исполнительства, научит анализировать, обобщать, понимать закономерности и особенности музыкального языка.
Постоянной заботой должны быть окружены ученики со скромными способностями к музыке, не склонные к профессиональной деятельности в музыкальной сфере. Особое внимание следует обратить на то, чтобы у менее способных детей не возникло ощущения своей неполноценности, так как это будет тормозить их развитие и может привести к утрате веры в себя. Вне зависимости от того, насколько одарен ребенок, обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызовет у него желание действовать самостоятельно, искренне и непринужденно. Это не только позволяет сохранить интерес к занятиям (потеря интереса нередко связана с чисто исполнительской направленностью обучения), но и значительно повышает эффективность учебного процесса, который становится более разносторонним и интенсивным.
Систематическое воспитание в атмосфере музыкального творчества накладывает отпечаток и на исполнительство: дети играют более осознанно, так как сами умеют сочинять, анализировать, придумывать варианты, то есть им знакома «музыкальная кухня». В тоже время их игра отличается и большей непринужденностью. Ученики музицируют с искренним удовольствием, свободнее оперируют музыкальными образами и настроениями. Наконец, они совсем иначе слушают музыку – активно и заинтересованно.
1.1. Подбор по слуху и транспонирование в классе фортепиано
Одной из важнейших задач обучения игре на фортепиано является постепенное приучение ребенка с первых шагов к самостоятельной работе на инструменте и развитие его творческой инициативы.
Для развития слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, хорошей ориентации на клавиатуре, творческого мышления в учебную программу необходимо включать следующие задания: подбор по слуху песен с аккомпанементом, их транспонирование, транспонирование этюдов и пьес из учебного репертуара.
Основные этапы подбора по слуху и транспонирования
- Подбор простейших песен-попевок, содержащих 2-4 звука и их транспонирование от черных и белых клавиш / «Василек», «Как под горкой под горой», «Жучка и кот» – №№ 4, 7, 8, 9 (сб. «Фортепианная игра» под ред. Николаева). Педагог при этом играет аккомпанемент к песням. Ученик вслушивается в гармонии, пока не зная их названия. В процессе работы над мелодиями необходимо анализировать их структуру, обращать внимание на то, что мелодия может двигаться плавно, скачками или опевая скачок.
- Транспонирование мелодий с простейшим аккомпанементом / отдельные басы, квинта на первой ступени / «Два кота» с квинтой, Филипп «Колыбельная», «Я на горку шла» (Сб. «Фортепианная игра» под ред. Николаева).
- Песни с последовательностью T – D «На зеленом лугу», «Тень-тень» и песни с последовательностью T – S – D«Елочка» М. Красева, «На горе-то калина», «Каравай», «Козлик» (сб. Геталовой «В музыку с радостью»). При этом в аккомпанементе дается Т в виде квинты на первой ступени, S– в виде сексты на первой ступени, D– в виде сексты на VIIступени.
- Игра секвенций и кадансов, включающих Т, S, Dв упрощенных фактурных вариантах (последовательность интервалов) в элементарном изложении и разных фактурах – вальса, польки, триоли и т. д., а также в 4-хголосном изложении. При этом кадансы и секвенции даются не сухо, а в вариантах и со словесными подтекстовками. /См. сб. «Опыт обучения детей гармонии и импровизации» С. Мальцев, Г. Шевченко стр. 27, 26, 29/.
- При достаточном опыте подбора по слуху, технической оснащенности ученика можно включать в работу аккордовый аккомпанемент в следующей последовательности: аккомпанемент трезвучиями на главных ступенях лада, обращения этих трезвучий в позиционно-удобном расположении / T– S– D/.
- Транспонирование песен и пьес с аккордовым аккомпанементом. Например: А. Филиппенко «Две лягушки», Л. Книппер «Степная–кавалерийская», К.Черни /Гермер / Этюды № 1-7.
- Транспонирование песен с более сложной гармонизацией. Включение в аккомпанемент аккордов на всех ступенях лада, с отклонениями требует предварительной подготовки. Можно порекомендовать проиграть предварительно упражнение на разрешение побочных доминант – побочные доминанты к тональностям первой степени родства, а также секвенции D7– Tпо полутонам. К каждой песне, этюду или пьесе необходимо делать гармонический анализ. Это облегчает транспонирование в другую тональность.
- Исполнение мелодий с аккомпанементом по цифровке. В работе рекомендуется использовать сборники, где дана расшифровка буквенно-цифровых обозначений. В младших классах исполнять не более 2-4 аккордов /Слонимский «Марш», Чайковский «Старинная французская песенка».
Таким образом, транспонирование должно включать в себя игру одноголосных мелодий, секвенций и кадансов, подбор и транспонирование песен с аккомпанементом, транспонирование полифонических произведений и пьес из программы / или их фрагментов, транспонирование этюдов. Эти виды деятельности очень полезны для развития слуха, музыкальной памяти, хорошей ориентации на клавиатуре юного музыканта, а также для развития техники /особенно транспонирование этюдов /.
Для того чтобы подобрать аккомпанемент к любой песне, необходимо:
-хорошо выучить мелодию, несколько раз проиграть и пропеть её;
-играя мелодию, определить, какие её звуки аккордовые, требующие гармонической поддержки, а какие – неаккордовые;
-подобрать аккорды. Если возникает трудность с каким-либо звуком, найти аккорды, имеющие его в своём составе и выбрать из них наиболее подходящий;
-обратить внимание на альтерированные звуки, они могут быть признаком отклонения или модуляции;
-секвенция в мелодии может указывать на отклонения;
-при подборе аккордов используются не только основные виды, но и обращения, чтобы смена аккордов выглядела плавной и естественной.
Необходимо познакомить ученика с необходимыми правилами гармонизации:
- смена аккордов происходит не слишком часто, обычно на сильных долях такта;
- в очень медленных темпах смена гармонии в мелодии возможна на каждую долю;
- затакт чаще всего не гармонизуется;
- следует избегать по возможности параллельных квинт и октав.
С самого начала обучения ребенку необходимо давать теоретические знания гармонии в объеме разучиваемых произведений, чтобы он хорошо понимал, из чего складывается музыка.
1.2.Ансамбль
Игра в ансамбле в рамках предмета «Музицирование» представляет собой интересную форму учебной деятельности, открывающую благоприятные возможности для творческой деятельности, как ученика, так и преподавателя.
Занимаясь фортепианным ансамблем, обучающиеся учатся слушать друг друга, сопереживать, играть в одной манере, соблюдать синхронную артикуляцию, внимательно относиться к звуковому балансу, фразировке и т.д.
Изучение искусства совместной игры начинается с первых занятий. Игра даже одной ноты или исполнение метрической пульсации (ладошками, шагами, используя шумовые инструменты) вовлекает ученика в процесс совместного музицирования. Начинать работу следует с простых обработок детских песен, пьес популярной, классической и современной музыки. То, что ученик играет пьесу или песню, которая у него «на слуху», побуждает его как можно лучше выполнять музыкальные задачи (подбор по слуху, чтение с листа, импровизация и т.д.). Ученик испытывает радость открытия, чувство удовлетворения от преодоления трудностей и достигнутого результата, что повышает его самооценку и желание самоутвердиться как личность в творческой музыкальной деятельности.
При игре в ансамбле развивается такое важное качество как умение слышать не только себя, но и партнера, а также общее звучание всей фактуры пьесы; активизируются фантазия и творческое начало; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, или, когда это необходимо, подчиниться его интересам.
На начальном этапе обучения обучающийся осваивает навыки ансамблевого музицирования в паре с педагогом.
Ансамблевый репертуарочень разнообразен. При выборе репертуара преподаватель учитывает степень музыкально-пианистического развития учащегося, его достижения и недостатки, пройденный ранее репертуар. По трудности каждое произведение должно соответствовать дальнейшему развитию музыкально-пианистических навыков обучающегося с учётом их обязательной разносторонности.
Необходимо сказать о специфике разбора ансамблевого произведения. Вначале нужно избрать медленный темп. Можно использовать и такой вариант: каждый из партнёров играет только одной рукой, или играют отдельно оба ведущих голоса, или только крайние голоса, или одни мелодии, переклички и т.п. Умелое педагогическое руководство, рациональная методика работы над ансамблем предполагает чёткое знание специфики ансамблевой игры.
К первым шагам«ансамблевой техники» относятся: особенности посадки, педализации, способы достижения синхронности при взятии и снятии звука; равновесие звучания в удвоении и аккордах, разделённых между партнёрами, согласование приёмов звукоизвлечения; передача голоса от партнёра к партнёру; соразмерность в сочетании нескольких голосов. Игра за одним инструментом, в отличие от сольного исполнительства, начинается с самой посадки, так как каждый имеет в своём распоряжении только половину клавиатуры. Партнёры должны «поделить» ее так, чтобы не мешать друг другу.
Педализируетисполнитель партии Secondo. Ему необходимо внимательно слушать своего товарища. Полезно бывает предложить учащемуся, исполняющему партию Secondo, ничего не играя, только педализировать во время исполнения другим пианистом партии Ргimо.
Часто непрерывность ансамблевого исполнения нарушается из-за отсутствия у пианистов простейших навыков переворачивания страниц и отсчёта длительных пауз. Учащиеся должны установить, кому из партнёров в зависимости от занятости рук удобнее перевернуть страницу. Этому надо учиться, не пренебрегая специальной тренировкой.
Большой тренировки и взаимопонимания требует синхронность начала игры. Нужно объяснить учащимся применение в этом случае дирижерского ауфтакта. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Не менее важное значение имеет и синхронное окончание «снятие звука». Чтобы добиться равновесия звучания отдельных звуков участникам ансамбля необходимо договориться о приёмах их извлечения.
К примерам элементарной техники ансамбля также относится передача партнёрами друг другу «из рук в руки» пассажей мелодий, аккомпанемента, контрапункта и т.д. Пианисты должны научиться «подхватывать» незаконченную фразу и передавать её партнёру, не разрывая музыкальной ткани.
Наиболее распространённый недостаток ученического исполнения — динамическое однообразие. Динамический диапазон ансамблевого исполнения должен быть шире, чем при сольной игре, так как наличие двух и более пианистов позволяет полней использовать клавиатуру. Рассказав об общем динамическом плане произведения, нужно определить его кульминацию и посоветовать ffиграть «с запасом», а не на пределе. Необходимо напомнить, что до нюанса есть ещё много градаций.
В ансамблевой игре целесообразный выбор аппликатуры приобретает особенно важное значение, помогает преодолеть пианистические трудности. Случаи «перекрещивания» пальцев в ансамблевой практике встречаются чаще, чем в сольном исполнении.
Итак, ещё не начав совместного исполнения, партнёры договариваются, кто будет показывать вступление, каков должен быть характер звучания, каким приёмом и с какой силой будет начата пьеса. Также заблаговременно должен быть определён темп. Партнёры должны его одинаково чувствовать, ещё не начав играть.
Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с ритмом. Ритм – один из центральных элементов музыки. Искажение ритмического рисунка чаще всего встречается в пунктирном ритме, при смене шестнадцатых тридцать вторыми и сочетании их с триолями, в условиях полиритмии.
Формирование чувства ритма важная задача в музыкальной педагогике. Специфическая задача ансамблевых классов — воспитание коллективного ритма. Она может быть решена только путѐм настойчивого изучения разнохарактерных произведений и систематического развития всестороннего контакта партнёров в процессе исполнения. Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более органичным. Прочно освоенный учащимся навык воспитания и воспроизведения мерной пульсации выстраивает «материальную» основу для развития чувства темпа. Не секрет, что иногда учащиеся исполняют пьесы в замедленном темпе; это может деформировать верное ощущение темпа.
Вот некоторые более сложные проблемы музыкально-исполнительного ритма.
1. Темпо-ритм (музыкальная пульсация) – это категория качественная. При всей строгости он должен быть естественным и органичным. Отсутствие ритмичной устойчивости часто связано со свойственной начинающим пианистам тенденцией к ускорению. Обычно это происходит при нарастании силы звучности, так как эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс; или в стремительных пассажах, когда неопытному пианисту начинает казаться, что он скользит по наклонной плоскости; а также в сложных для исполнения местах.
Технические трудности вызывают желание возможно скорее «проскочить» опасный эпизод. При объединении в дуэте двух пианистов, страдающих таким недостатком, возникшее ассеlеrаndоразвивается с неумолимостью цепной реакции и увлекает партнеров к неизбежной катастрофе. Если же этот недостаток присущ только одному из участников, то второй оказывается верным помощником. Таким образом, в условиях совместных занятий возникают некоторые благоприятные возможности для исправления индивидуальных погрешностей исполнения.
2. Свобода музыкально-ритмическая (rubato, агогика). Игру rubatoнельзя механически перенять, она познаётся в личном художественном опыте. Самым главным в союзе преподаватель – ученик является интуитивное влияние. Многие динамические и агогические трудности легче преодолеваются по примеру учителя, который непосредственно вовлекает в ускорение и замедление музыкального движения.
3.Пауза. Система музыкально-ритмического воспитания должна «вбирать» в себя те специфические моменты, которые связаны с выразительно-смысловой функцией паузы в музыкальном искусстве. Особо нужно следить, чтобы паузы воспринимались учениками в виде естественного компонента музыкальной структуры, а не как механическая или внезапная остановка.
В ансамблевом исполнении приходится сталкиваться с моментами отсчёта длительных пауз, а начинающие музыканты не всегда обладают навыками их отсчёта. Простой и эффективный способ при этом – поиграть звучащую у партнёра музыку.
Ансамблевая игра предоставляет наибольший простор для развития гармонического, мелодического, полифонического, тембро-динамического слуха. Творческий поиск различных тембровых красок, динамических нюансов, штриховых эффектов, постоянное вслушивание в исполняемое произведение, интерпретируя и добиваясь нужного звучания, активизирует все виды слуха и позволяет их развивать на качественно другом уровне.
Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения наизусть. Память ансамблиста формируется более интенсивно. Процессы понимания выступают в качестве приёмов запоминания. Ансамблевое исполнение будет способствовать не механическому запоминанию, а откроет пути для развития аналитической, логической, рациональной памяти (с опорой на фактический анализ). Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть, партнёры должны понять музыкальную форму в целом, осознать её как некое структурное единство; затем переходить к дифференцированному усвоению составляющих её частей, к работе над фразировкой, динамическим планом и т.д. Знание этого особенно необходимо исполнителю второй партии, так как она обычно представлена либо аккордовой фактурой, либо разложенной (арпеджио) и, не имея представления о первой партии, не каждый ученик сможет для себя выстроить произведение структурно. Исполнителю второй партии необходимо также заострить внимание на гармоническом анализе и, опираясь на гармонию, нужно учиться мысленно слышать всю музыкальную ткань произведения.
1.3. Импровизация и сочинение
Элементы импровизации должны присутствовать на занятиях с самого первого урока практически в любом виде деятельности (в работе над метро- ритмом, интонированием, подбором по слуху, исполнением и т. д.). Изменяя музыкальную ткань, ребенок осуществляет творческий выбор и приходит к активному овладению музыкальным материалом. Сначала можно дробить крупные длительности (например, в аккомпанементе) на более мелкие, немного изменять мелодию — сочинять к ней подголоски или создавать простейшую двухголосную фактуру, усложнять или упрощать ритмический рисунок. Позднее необходимо научиться менять фактуру сопровождения, изменять или добавлять фигурации, украшения и т. д. Прежде чем приступить к собственно импровизации, полезно предложить ученику устно «поимпровизировать» на сказочную тему, затем усложнить задание, добавив к импровизации раскачивание на прямых ногах в выбранном темпе. Следующим заданием будет сочинение композиций атонального и (позднее) тонального характера. Здесь важно включить ребенка в творческий процесс поиска способов передачи эмоционально-образного языка. По мере накопления слуховых представлений и выработке чувства внутренней ритмической пульсации при сочинении композиций полезно использовать стихотворные тексты.
1.4 Рекомендации обучающимся по организации домашней работы
На каждом уроке преподаватель дает обучающемуся рекомендации по домашней работе над произведениями. Преподавателю следует распределить время домашнего задания обучающегося с учетом всех предметов, связанных с игрой на инструменте.
Из всех изучаемых с преподавателем произведений ученик выбирает наиболее понравившиеся ему и доучивает их самостоятельно. Преподаватель должен постоянно консультировать ученика и контролировать его в данной самостоятельной работе. Нельзя забывать, что в программе обучения, кроме классического репертуара, который формирует грамотного музыканта, должен присутствовать и социально значимый репертуар, т.е. современный музыкальный материал (музыка из кинофильмов и т.п.), востребованный в окружении учащегося. Домашнее музицирование способствует созданию атмосферы любви к искусству в своей семье и у своих сверстников, формирует у ребенка чувство ответственности и способности к саморазвитию.
VI. СПИСОК НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ALLEGRO. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь № 0: Мои первые песенки / Сост. Т. Смирнова. – Смирнова, 2008
ALLEGRO. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь № 1: Начинаем / Сост. Т. Смирнова. – Смирнова, 2002
Н. Борухзон, Л. Волчек «Азбука фортепианной фантазии» в 6 тетр. – Спб.: «Композитор», 2012, 44 с.
О. Булаева, О. Геталова. «Учусь импровизировать и сочинять». Творческие тетради импровизации. 1-5 классы. – Спб.: «Композитор», 2012, 50 с.
О. Геталова. «Обученье без мученья!» – Спб.: «Композитор», 2008, 112 с.
В. Модель. «Буратино»: песенник для детей. Выпуск 1-4. – М.: «Советский композитор», 1989
«Музыкальная копилка»: Пособие по развитию навыков игры по слуху и транспонирования, а также песенник: Ч. 2 (сост. Беленькая М.Г., Ильинская С.В.). – Спб.: Союз художников, 1999 г., 44 с.
Т. Сиротина. «Подбираем аккомпанемент». Учебное пособие. Вып. I. 1-4 классы детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 2010, 78 с.
VII. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Издание 3. – М.: Музыка, 1981
Борухзон Л., Волчек Л., Гусейнова Л. Азбука музыкальной фантазии (в 6-ти тетрадях). – Спб.: «Композитор», 1996, 1997
Галич В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах. Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. – М.: Музыка, 1976
Гельфгат П., Коган В. Импровизация на фортепиано. Методическая разработка для педагогов детских музыкальных школ и детских школ искусств. Часть 1. Изд. 2-е, доп. – Киев, 1990
Гнесин М. Начальный курс практической композиции. – М.,1962
Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. – М., 1973
Евлахов О. Проблемы воспитания композитора. – Л. Советский композитор, 1963
Злобина И., Назарук И. Раннее обучение гармонии на уроках фортепиано, хора и сольфеджио в ДМШ. – Ростов-на-Дону, 1994
Калужская Т. О взаимосвязи между теоретическими и специальными дисциплинами // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. – М.: Музыка, 1976, с. 80-87
Кирнарская Д. Новый имидж музыкального образования в XXIвеке. – Российская музыкальная газета, 2003, № 4
Кирнарская Д. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М., 2004
Козырев Ю., Серапионянц Н. Преподавание основ импровизации в ДМШ: основной теоретический курс. Вып. 1 (Часть 2). – М., 1987
Маклыгин А. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1: Элементарная гармония. Учебное пособие для педагогов музыкальных школ. – Казань, 1995
Мальцев С. Шевченко Г. Опыт обучения детей гармонии и импровизации. Вып. 1. Методическая разработка. – Л.,1986
Родионова Т. Обучение основам композиции в классах фортепиано детских музыкальных школ. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.4, ред. В. Натансона. – М., 1976
Родионова Т. Учитесь импровизировать. – Музыкальная жизнь, 1991, №№ 7, 9, 11, 13
Шатковский Г. Сочинение и импровизация мелодий. – Омск, 1991
Шатковский И. Развитие музыкального слуха. – М.: Музыка, 1996
Приложение № 1
Примерный перечень произведений,
рекомендуемых для транспонирования
1 класс
Филипп. «Колыбельная»
Е. Гнесина. Этюд /до мажор/ № 47, сб. Николаева
«Янка». Белорусская народная песня
А. Тюрк. «Веселый Ганс»
Осел и кукушка. Сб. Геталовой «В музыку с радостью»
А. Гедике. «Заинька»
«Козлик». РНП
Г. Беренс. Этюды ор. 70 № 12, 28
К. Черни. Этюды ор. 777, № 2
А. Шитте. Этюды ор. 160 № 1
Ария Дон Жуана
2 класс
А. Гедике. Ригодон
«Контрданс-экосез»
«Контрданс» («Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей» С. Ляховицкой)
К. Черни / ред. Гермера. Этюды №№ 1-7
Л. Бетховен. Немецкий танец
Л. Моцарт. Менуэт ре минор
С. Майкапар. Вальс До мажор / фрагмент
И.С. Бах. Волынка
И. Ребиков. Аннушка
А. Книппер. Степная-кавалерийская
Р. Шуман. Смелый наездник / фрагмент
Г. Беренс. Этюды ор. 70, № 29
А. Лемуан. Этюды ор. 37, № 35
К. Черни. Этюды ор. 599, № 23, 26
Приложение № 2
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТАМ
1 класс
- подбор песни с аккомпанементом / трезвучия главных ступеней в виде аккордов, интервалов, ступеней
- транспонирование этюда или пьесы / фрагмента из программы
- творческое задание / сочинить мелодию на заданный аккомпанемент / сочинить песенку на готовые стихи и заданные аккорды / досочинение мелодии с аккомпанементом — ответного предложения
- ансамбль с преподавателем
2 класс
- подбор и транспонирование песни с аккомпанементом / аккордовый аккомпанемент с фактурными вариантами – трезвучия с их обращениями, D7, отклонения в тональности первой степени родства
- транспонирование этюда, полифонии или пьесы / фрагмента
- творческое задание / импровизировать мелодию на заданный аккомпанемент / импровизировать песенку на готовые стихи и заданную гармонию / досочинение мелодии с аккомпанементом — ответного предложения
- ансамбль с преподавателем
Приложение № 3
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
АНСАМБЛЕЙ
1 класс
М. Балакирев. «На Волге». «30 русских народных песен»
И. Беркович. Фортепианные ансамбли, соч. 30 (по выбору)
А. Брукнер. Три маленькие пьесы
Я. Ванхаль. Очень легкая соната, соч. 64
Г. Госсек. Гавот
А. Гречанинов. 10 легких пьес. Соч. 99: «На зеленом лугу».
А. Диабелли. Шесть сонатин, соч. 163 (ред. С.А. Мартинсена)
А. Дюбюк. «Детский музыкальный цветник». 18 пьес (по выбору)
Ц. Кюи. 10 пятиклавишных пьес, соч. 74 (по выбору)
С. Ляховицкая. «Сборник фортепианных пьес и ансамблей», ч. 1, 2
С. Майкапар. «Первые шаги», ор. 29
Ф. Мендельсон. «На крыльях песни»
Ж. Металлиди. «На пони в зоопарке», «Почемучка», «Сонный слон», «Ночью к нам приходит сон», «В лодочке», Ариетта, «Грустный клоун», «Дождливая песенка», «Старая карета»
Л. Моцарт. Тема с вариациями, Песня
Р. Пергамент. «Пастушок», «Танец стариков»
Г. Синисало. «Детская сюита»: Танец
А. Смелков. «Петроградский вальс», «Бал Энгельгардта», «3енит»-чемпион, «На Фонтанке», Элегия
К. Сорокин. Украинская колыбельная
И. Стравинский. «Балалайка»
Д. Г. Тюрк. Tonstucke. 120 пьес (по выбору)
П. Чайковский. «50 русских народных песен»
Д. Шостакович. «Песня о встречном»
2 класс
А. Аренский. Соч. 65: Скерцино; Прелюдия; Ария. Соч. 34. Шесть детских пьес: «Сказка», «Волк»
Б. Асафьев. Вальс из балета «Бахчисарайский фонтан»
И. Беркович. Вальс
Л. Бетховен. Два немецких танца
И. Брамс. Колыбельная
Я. Ваньхаль. Соната Фа мажор, соч. 65
Р. Глиэр. 24 пьесы, соч. 38; 12 пьес, соч. 48
О. Дютш. 5 пятиклавишных пьес
Й. Накада. «За фортепиано в 4 руки»
Ж. Металлиди. «Обезьяны грустят по Африке»; «В летнем саду»
М. Равель. «Моя матушка - Гусыня»: «Павана Спящей красавицы»
В. Ребиков. Маленькая сюита. Соч. 30: № 2 «Танец незабудок»; № 4 «Восточный танец»
А. Роули. «5 пятиклавишных пьес»
А. Смелков. «Балет! Балет! Балет!»
И. Стравинский. Пять легких пьес в 4 руки: № 1, № 5
Д. Шостакович. Колыбельная
Ф. Шуберт. Экосезы. Три вальса. Швейцарская песня