Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Один из основных вопросов музыкального воспитания – развитие внутреннего слуха у детей, причем не пассивного, а активного, дающего возможность не только определять мелодию и созвучия, но и воспроизводить их на инструменте. В «Жизненных правилах для музыкантов» Р.Шуман утверждал: «Развитие слуха – это самое важное».

Прежде, чем ребенок познает основы музыкальной грамоты, необходимо подготовить его слух, мышление, ритм, движения, память, внимание и эмоциональное восприятие. Это важная стадия работы в начальном периоде обучения. И очень важно, чтобы ребенок запомнил свои первые занятия на фортепиано, как что-то очень интересное, приятное, эмоционально яркое, где у него все или почти все получается. Ребенок сразу играет! Пусть это только один или два звука, но сыгранные в разных регистрах, настраивают слух  на восприятие разной тембровой окраски, активизируют фантазию. И с помощью педагога можно звуками нарисовать разные картинки: идет дождь то сильно и громко, то легко падают капли, или, например, в нижнем регистре танцует слон вальс, а в верхнем – летают мотыльки и т.д. Ребенок радуется, что получились замечательные музыкальные зарисовки, и он сам смог принять в них участие, и ему было не трудно и интересно. Так появляется мотивация к занятиям на инструменте, желание придумать что-то свое, скорее подражательное, и научиться еще и новому. Во многом от искусства педагога зависит сохранение мотивации и желания продолжать учиться долгие годы даже тогда, когда ученик узнает, что не все дается легко, и для преодоления разного вида трудностей нужно много и упорно работать.

А пока мы учим ребенка брать первые звуки. И для этого необходимо свободное движение рук, координация движений. Навыки двигательной  восприимчивости надо развивать постепенно, не форсировать. Темп развития технических навыков часто зависит от природных возможностей ученика. На первых порах много слуховой, образной работы, работы над крупными движениями всей рукой. Основной прием игры – nonlegato. Рука опускается плавно сверху с опорой на кончик пальца. Важно  найти ощущение легкой,  активной упругости всей руки (в запястье, локте и плече). Воспитание правильных мышечных ощущений  при игре на фортепиано – одна из самых главных задач начального обучения. Опытный педагог, видя конкретного ученика, понимает, что ему нужно, какие упражнения и в каком порядке их использовать. Владение своими мышечными ощущениями, умение расслабляться  нужны ребенку не только при игре на фортепиано. Хорошо  над этим работать  в игровой форме, опираясь на двигательный опыт ребенка – мыть ручки, кормить птичек, гладить котенка, клевать и прочее. Полезно осваивать пространство не только белых клавиш, но и черных. На них не опускается низко кисть, и пальцы стоят в середине клавиатуры.

Постепенно ребенок овладевает разными приемами игры: legatoпо 2 звука, затем по 3 (2-3-4 пальцами), особое внимание уделяя постановке 1го и 5го пальцев (высоко и сохраняя купол), staccato. В свое время прежде, чем знакомить ребенка с гаммами, строящимися по кварто – квинтовому кругу, рекомендую поиграть Ре бемоль мажор отдельно каждой рукой и вместе. Очень удобная позиция для руки, когда на черных клавишах стоят средние пальцы, а на белых – первый. Что бы ребенок ни играл, необходимо привлечь его слуховое внимание к тому, как возникает звук, т.е. как он берется и как звук исчезает, т. е. как снимается рука. С самого начала обучения важно приучать ребенка к культуре звука. Все движения и различные технические навыки нужны не как самоцель, а для передачи и создания определенного образа, настроения, характера.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что нужно начинать не со зрительных впечатлений (изучение нотного стана и чтения нот), а с развития слуха. Развивать восприятие различных звуков по высоте и силе, отличать отрывистые, связные, тяжелые, длинные, легкие, короткие звуки. Научиться извлекать эти звуки, что поможет в дальнейшем навыкам артикуляции.

Поем и играем на инструменте мотивы из двух или трех звуков. Ребенок ведет секвенцию вниз или вверх, а педагог аккомпанирует в разных ритмах (вальса, польки, мазурки и т.д.)  или играет мелодическую линию, показывая  разнообразие вариантов. Подбираем по слуху простейшие песенки. Подбор по слуху и транспонирование эффективно развивают и активизируют внутренний слух. Подбор по слуху (особенно аккомпанемента) развивает гармонический слух и музыкальную память, помогает проявлять инициативу, фантазию, умение «слышать» клавиатуру и ориентироваться на ней. Начинаем с коротких мелодий. Подбирать следует не торопясь, вслушиваясь в каждый звук. Предварительно ученику  полезно пропеть мелодию в медленном темпе. Предложим ученику подобрать от разных клавиш. Вначале в C-durи G-dur, а затем и от всех белых клавиш, постепенно усложняя как сами песни, так и варианты их исполнения. Позже  полезно играть, например, первые этюды Черни (ред. Гермера) или подобные в разных тональностях и обязательно с одинаковой аппликатурой. Это мобилизует слух и внимание, а также развивает гибкость руки пальцев и умение приспосабливаться к новым комбинациям.  Подбирая аккомпанемент, знакомим ученика с трезвучием первой, четвертой и пятой ступеней (Т, S, D). На первых уроках начинаем с игры басовых нот аккордов, затем используем терции, квинты, а потом и трезвучия с обращениями. Освоив основные функции лада, переходим к освоению простых фактур аккомпанемента. Проработав на песенках различные виды фактур, научив ребенка слышать, понимать гармонию, чувствовать ее пальцами, мы увидим, какими быстрыми темпами он начнет разучивать произведения классического и джазового репертуара.

О начальном периоде и методах обучения игре на фортепиано написано много (см., например, [1-4]). Но у каждого педагога свой багаж знаний, опыта, интуиции, любви и способностей к своему делу и к музыке, а поэтому свой путь профессионального развития. В подлинно творческом процессе всегда учатся оба – и ученик, и педагог.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Любомудрова Н. Начальное обучение игре на фортепиано.  Сборник статей  «Очерки по методике обучения игре на фортепиано» под ред. Николаева А.А. М., МузГиз, 1955.

2. Баренбойм М.Н. О развитии творческих способностей ученика. Л., МузГиз, 1961.

3. Мартинсон К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., 1977.

4. Юдовина-Гальперина Т.Б, За роялем без слез, или я – детский педагог. СПб., Предпр. СПб Союза художников, 1996.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»