Актуальность и необходимость музыкального воспитания в условиях закрытого воспитательного учреждения
Студитова Юлия Владимировна,
почётный работник общего образования,
музыкальный руководитель детского дома №23
Санкт-Петербурга
Как музыкальному руководителю детского дома, мне очень часто приходится выслушивать мнения различных специалистов, да и самих воспитанников о ценности и необходимости музыкального воспитания. Кратко резюмируя, я могу сказать, что в основном преобладает та точка зрения, что музыкальное воспитание для воспитанника не является чем-то важным и необходимым, что гораздо важнее привить воспитаннику навыки самообслуживания, научить ориентироваться в инфраструктуре города, дать возможность получить профессиональное образование. Не отрицая важности и необходимости всех вышеперечисленных процессов, мне представляется актуальным и интересным показать взаимосвязь музыкального воспитания с другими процессами социальной адаптации и интеграции.
Говоря о социализации очень многие педагоги, прежде всего имеют в виду определенный комплекс адаптивных навыков, позволяющих воспитаннику интегрироваться в общество. Но само понятие «социализация» гораздо шире и глубже, нежели просто социальная адаптация. Социологами дано достаточное количество определений термина «социализация». Я предпочитаю пользоваться следующим: «Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества». Как видно из определения, в основе социализации лежит культура, которую многие учёные считают основным средством социализации.
Социологи выделяют две наиболее важные функции культуры в процессе социализации: адаптационную и человекотворческую. Адаптационная функция культуры помогает человеку усвоить накопленный поколениями опыт и приспособиться к условиям окружающей среды, а человекотворческая способствует реализации личностных потребностей, обусловленных общественными процессами. Иными словами в процессе реализации человекотворческой функции культуры человек творит сам себя, сообразуясь со своими личностными потребностями.
Реализация этих двух функций предполагает некоторую активность, которую социологи называют «культурной активностью». В процессе проявления культурной активности удовлетворяются духовные потребности личности. Здесь будет уместно вспомнить американского учёного А. Маслоу и его знаменитую «иерархию человеческих потребностей» (пирамиду Маслоу). Согласно этой иерархии базовыми потребностями человека являются физиологические потребности и потребность в безопасности, а потребность в познавательной деятельности, эстетические потребности и потребность в развитии и реализации способностей находятся на самом верху означенной иерархии потребностей.
Из вышеизложенного следует, что реализация адаптационной и человекотворческой функций культуры базируется именно на удовлетворении потребностей так называемого «высшего порядка». Библейское выражение «не хлебом единым жив человек» приобрело в наши дни дополнительный смысл, который заключается в том, что для счастья человеку недостаточно только материального благополучия, ему необходима духовная пища, моральное удовлетворение.
Таким образом, логическую связь между процессом социализации и художественно-эстетическим воспитанием, а значит и музыкальным воспитанием как части последнего, можно считать доказанной. Усвоение и воспроизводство культуры общества, как основного средства социализации, развитие и реализация своих способностей и эстетических потребностей, как фактора «культурной активности» и музыкальное воспитание, как средство формирования духовных потребностей являются звеньями одной цепи и недооценка важности хотя бы одного звена этой цепочки, может привести к весьма печальным последствиям.
Список литературы:
1. А.В. Мудрик Социальная педагогика. Москва 2000
2. Б.А. Исаев Социология. Санкт-Петербург 2008
3. Ю.В. Ирхин Социология культуры. Москва 2006