Кривенцова Татьяна Витальевна
Основополагающим средством выразительности музыки наряду со звуковысотным мелодическим построением, ладовыми соотношениями, тембральными красками, динамическими оттенками является РИТМ. На вопрос ребенка, что такое ритм, я объясняю: в музыке − это чередование разных по длительности музыкальных звуков, упорядоченное во времени. Слушая, мы активно реагируем на музыку движениями своего тела, не осознавая этого. Движения проявляются как бы инстинктивно (отстукивание ногой, рукой, пальцами, покачивание головой, всем телом и т. п.). Способность, лежащая в основе активного (двигательного) переживания музыки, называется музыкально ритмическим чувством.
Психолог Б. М. Теплов, отмечая моторную природу чувства ритма, указывал, что ритм в музыке носитель определенного эмоционального содержания. Следовательно, чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Оно характеризуется Б. М. Тепловым как «способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального произведения» (Б.М. Теплов. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, стр. 214).
Без чувства ритма невозможна никакая музыкальная деятельность: будь это пение, игра на инструменте, занятия танцами, восприятие или сочинение музыки. Это значит, что необходимым условием развития чувства ритма у детей является их активное участие в любых музыкальных занятиях. И в слушательской и в исполнительской деятельности учащихся должен быть момент, когда вычленение и осознание ритмических соотношений представляет собой особую задачу. На первых уроках никакие теоретические знания не должны предшествовать непосредственному ощущению музыкального ритма. Первый этап в процессе развития чувства ритма (их всего два) − восприятие на слух музыкального ритма и непосредственное воспроизведение его в движениях (бег, ходьба, хлопки, отстукивание и т.д.). Второй этап переход от непосредственно мышечного ощущения ритма к его осознанию и накоплению теоретических знаний, неразрывно связанных с практическими навыками. Движения под музыку являются вспомогательным средством, так как, опираясь на моторику, ребенок гораздо глубже воспринимает и осознает отдельные стороны музыкального произведения, передавая в какой-то степени его общий характер: под бодрый марш двигается четким энергичным шагом, под веселую польку легким бегом, при лирической певучей музыке его (ее) движения становятся мягкими, плавными. В.Сургаутайте, преп. кафедры музыки Педагогического института г.Шауляй в статье «О начальном этапе развития чувства ритма» пишет, что «движения заставляют детей интенсивнее, полнее воспринимать муз. произведение, так как при этом они не только слушают музыку, но и согласовывают свои движения с ее характером». (Музыкальное воспитание в школе. Вып.6. изд. «Музыка», Москва. 1970г., стр.19). Выполняя предложенные мною задания, ученики учатся различать на слух и точно воспроизводить отдельные элементы ритма: ровные доли, пульсацию сильных долей в двухчетвертном и трехчетвертном размерах, темп, длительности (четвертные, восьмые, половинные), несложные ритмические рисунки, фразы.
Успешно сформировать эти навыки поможет правильный подбор музыкального материала. Необходимо, чтобы те элементы ритмической выразительности, которые должен усвоить ученик в движениях, были бы достаточно ярко выражены в музыкальном произведении. Для «ходьбы под музыку» ребенок сначала внимательно прослушает МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ из «Детского альбома» П.И. Чайковского, хлопками показывая скорость движения, определит характер музыки. При повторном прослушивании зашагает на месте четким энергичным шагом. Особое внимание я уделяю тому, чтобы ученик и начинал и заканчивал движения вместе с музыкой. Это упражнение полезно абсолютно всем детям с любыми музыкальными данными, еще более тем, кто от природы (как сейчас принято говорить) гиперактивен: нетерпелив, с рассеянным вниманием, не умеет сосредоточенно работать над чем-либо более пяти − семи минут, имеет проблемы в координации (в таких случаях необходимо чаще менять вид деятельности во время урока). Навык, приобретаемый в результате занятия «ходьбой под музыку», особенно важен, так как он является основой для формирования всех последующих.
Когда ученик или ученица (проще говоря дети) достаточно хорошо научились маршировать, предлагаю им прослушать ПОЛЬКУ П.И. Чайковского (это можно сделать на том же уроке) и сопоставить оба произведения, отмечая разницу в движении: под марш удобно шагать, под польку хорошо двигаться легким бегом. На основе этих ощущений складываются представления о музыкально-ритмических длительностях четвертях и восьмых. Стараясь точнее сформировать у детей эти представления (о четвертях и восьмых), предлагаю сменить движения (бег и ходьбу) на хлопки при прослушивании простых детских песенок в двухдольном размере: например «Маленькой елочке холодно зимой» М. Красева, «Тень тень» В. Калинникова и т.п. Первый раз слушаем и хлопаем на ровные доли, затем поем с такими же хлопками и внимательно отмечаем, что есть звуки, которые тянутся длиннее- (1 на хлопок) и те, которые короче- (их мы успеваем пропеть 2 на один хлопок). Пробуем еще раз спеть, но хлопать будем уже по произношению. Очень важно добиться безошибочного пения с сопровождением хлопками по тексту. После этого предлагаю записать ритмический рисунок под собственное произношение (для этого лучше всего подойдет тетрадь в клеточку, так как длинные звуки (четверти) изобразим длинными палочками, а короткие (восьмые) палочками в два раза короче и соединим их сверху парами). Ниже дан ритмический рисунок песни В.Калинникова «Тень тень», запятыми показаны окончания фраз. Следующий пример − ритмический диктант известной детской пьески Казачок». Кстати, детям нравится писать ритмические диктанты.
В заключении предлагаю по записи прохлопать со слоговым проговариванием или пропеванием: четверти «ТА», восьмые «ТИ - ТИ». Сущность этого методического приема в том, что каждая ритмическая единица получает свое слоговое название. Развитию аналитической стороны ритмического слуха слоговые обозначения способствуют лишь в том случае, когда они связаны с моторными ощущениями и ритмическими представлениями. Опираясь на собственный практический опыт, дети яснее осознают отдельные элементы музыкального ритма. Вернемся к движениям: поочередно играю «ПОЛЬКУ» И «МАРШ», отслеживая, чтобы ученик переключался с бега на ходьбу и наоборот, как можно точнее. Для укрепления этого навыка (смены шага и бега), можно использовать и новый музыкальный материал. Усложняем задание, при движении под музыку ребенок должен воспроизводить сразу два или три ритмических элемента: например, двигаясь под марш или польку на ровные доли, хлопками отмечать сильные; или, шагая, насильные доли, отхлопывать ровные и одновременно петь мелодию. Эти упражнения развивают в детях очень важное для музыкальных занятий качество − умение правильно распределять внимание. Еще раз фиксируем в памяти ребенка, что звук, соответствующий одному шагу, называется слогом «ТА» (четвертная), а «бегающие» «ТИ - ТИ» (восьмые).
Очень полезное упражнение − ритмическое сопровождение песен (в двухдольном размере), которые дети хорошо знают. Самым простым является сопровождение хлопками на ровные доли, следующая задача хлопать только на сильные, либо на слабые доли, затем в двутактовых мотивах − первую сильную долю (четвертную) дробим на две восьмушки, а остальные оставляем ровными четвертями; следующий вариант: дробим не первую, а вторую сильную долю, остальные оставляем четвертями и т.д. При ритмическом сопровождении песен в трехдольном размере последовательность работы такая же: хлопаем ровные доли; только сильные; только слабые обе; хлопаем сильную и третью слабую, пропуская вторую слабую; еще один вариант вторую долю дробим на две восьмых, первую и третью хлопаем четвертями, и т.д. Если ребенок хорошо усвоил четверть и восьмую, можно перейти к половинной длительности, она совмещает в себе две доли − сильную и слабую, обозначается«ТА А». Применение слоговых обозначений в значительной степени способствует развитию у учащихся слухо-ритмических навыков, после нескольких таких занятий они точно различают на слух четверти, восьмые, половинные в разных сочетаниях, совершенно осознанно воспроизводят их, пользуясь слоговыми названиями.
Такая слухо ритмическая подготовка начинающих маленьких музыкантов является необходимой основой, опираясь на которую, в дальнейшем у них формируются понятия о длительности нот, о метре, такте и других элементах ритма. Этот методический прием вплотную подводит к нотной записи, фактически остается подменить ритмическую единицу соответствующей нотой, и учащиеся понимают, что звуки разной длины можно не только отхлопать, отстучать или спеть на слогах, но и записать нотами.
Решающее действие на успешность музыкально ритмического развития ребенка оказывает характер его собственной деятельности, поэтому необходимо постоянно стимулировать его интерес к музыкальным занятиям и в классе и дома, развивать его творческую активность, воспитывать самостоятельность. Лишь стойкий интерес к музыке, постоянное стремление познать и освоить что-то новое, сформирует потребность в систематических домашних занятиях и в активной работе во время уроков, что явится залогом и результатом успеха музыкального и исполнительского воспитания вообще.