Воспитательный аспект музыкального искусства
в формировании личности ребенка
Седельникова Вера Григорьевна
На современном этапе развития человечества перед обществом стоит одна из важнейших задач – воспитать всесторонне гармонично развитую личность. Одной из основных составляющих эстетического воспитания школьников является музыкальное воспитание, так как именно музыка имеет совершенно исключительную роль в эмоциональном и познавательном развитии личности ребенка, поскольку несет в себе совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально – чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств.
Воздействие музыки на эмоции и нравственность человека заключается в формировании нравственных образов и эстетических идеалов посредством оказания художественного воздействия на интеллектуальную и чувственную сторону личности. Влияние музыкального искусства на эмоции человека является достаточно сложным, а главное, субъективным процессом, так как каждый человек является индивидуальностью и обладает разной степенью восприимчивости музыки. Восприятие музыкальных произведений обусловливается эстетическим развитием личности, ее общей культурой, художественным вкусом, настроением человека.
Тонкость чувств, переживаний, эмоционально – эстетического отношения к окружающему миру и к самому себе зависит от культуры ощущений и восприятий. Чем тоньше ощущения и восприятия, чем больше видит и слышит ребенок в окружающем мире оттенков, тонов и полутонов, чем глубже выражается личная эмоциональная оценка фактов, предметов, явлений, событий, тем шире эмоциональный диапазон, который характеризует духовную культуру личности.
По мнению Л.С. Выготского: «Музыка – искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, так как в ней отражены, «опредмечены» человеческие эмоции. Благодаря этой замечательной особенности, музыка дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в раннем возрасте, когда эмоции являются фактором регуляции поведения и становления личности как целостного образования». [2]
Любая человеческая деятельность сопровождается эмоциями, вызывая эмоционально активное или пассивное отношение к происходящему.
Эмоциями (лат. еmoveo – потрясаю, волную; фр. еmotion – волнение) называют реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей; эти реакции носят ярко выраженный субъективный характер, охватывают все виды чувствительности и переживаний.
Эмоции выявляют состояние внутреннего мира человека, дают интуитивные знания о нем, его вовлеченности в отношения с другими людьми. Эмоции могут подталкивать человека к действию и, наоборот, дезорганизовать его деятельность. Характеризуя эмоции как особый класс психических явлений, А. Н. Леонтьев называет их «внутренними сигналами». [7]
Эмоции рассматриваются как «сложный комплекс изменений, включающий физиологический уровень активности человеческого организма, субъективные переживания, познавательные процессы и поведенческие реакции, возникающие в ответ на личностно значимые для человека ситуации». [4]
Существуют четыре отличительных признака эмоций:
- Эмоции выражают состояние человека или его отношение к миру, к самому себе и к другим людям.
- Эмоции приводят в действие физиологический уровень активности человека, затрагивающий деятельность нервной системы, уровень мозговой активности, выработку гормонов. Под влиянием эмоций у человека может произойти учащение дыхания, пульса, повышение артериального давления, покраснение или побледнение кожных покровов, дрожание рук и т. д.
- Эмоции являются субъективными переживаниями или отношением человека. Одно и тоже событие, явление может субъективно переживаться различными людьми по-разному: «нравится – не нравится», «приятно – неприятно» и др. Как правило, эмоции носят полярный характер.
- Эмоции взаимодействуют с познавательными процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением, воображением.
Музыка способна воплощать человеческое настроение, не направленное на какой-либо предмет: радость или грусть, бодрость или уныние, нежность или тревожность и передавать эмоциональную сторону интеллектуальных и волевых процессов: энергичность и сдержанность, серьезность и легкомысленность, импульсивность и упругость.
Музыка может выразить мысли–обобщения, которые относятся к динамической стороне социальных и психических явлений: гармоничность – дисгармоничность, устойчивость – неустойчивость, могущество – бессилие человека и т. д.
Восприятие и исполнение музыки оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека благодаря свойствам звука. Музыкальный звук несет в себе колоссальный объем информации для человека. Об этом блестяще написал А. Шнабель: «Жизнь звуку дана в человеке; в нем звук стал стихией, стремлением, представлением и целью… Человеку открылось, что созданный им звук способен утолить духовную жажду и, очевидно, призван… возвышать радость и смягчать страдание. Так родилось предназначение и стремление человека творить из этой трансцендентной субстанции, из этой звучащей вибрации с помощью своего интеллекта вечно подвижный, ощутимый и все же неосязаемый мир… Результат этого творчества, который есть не что иное, как последовательность звуков, мы и называем музыкой». [11]
Способность музыки раскрывать мысли, чувства, переживания человека, события общественной жизни и картины природы, вызывать разнообразные ассоциации делает ее активным и действенным средством эмоциональной коммуникации. Другими словами, музыка воплощает бесконечное многообразие эмоциональных переживаний человека и все богатство духовного мира человечества.
Такие свойства звука, как тембр, регистр, громкость, артикуляция, направление движения мелодии, ее акцентуация в сочетании с темпом движения преобразуются в музыкальную интонацию. Не случайно Б.В.Асафьев назвал музыку «искусством интонируемого смысла». [1]
Музыкальное интонирование – это образно-музыкальная речь, в процессе которой так же, как и в процессе речи словесной, создается контакт между композитором – исполнителем – слушателем, устанавливается духовное общение, притом эта речь необычайно богата по своему содержанию, по своим выразительным возможностям. [1]
Свойства музыкальной интонации подобны речевой интонации, которая доносит смысл высказывания. Однако чувства несравненно более полно могут быть выражены средствами музыки, чем сформулированы словами. Поэтому очень сложно перевести в словесную форму содержание музыки. «Этот перевод неизбежно будет неполным, грубым и приблизительным», – писал Б. М. Теплов. [12]
Основное различие между речевым высказыванием и музыкальной речью состоит в том, как выражается содержание, смысл. В речи содержание передается через значение слов языка; в музыке – непосредственно выражается в звуковых образах. Если основной функцией речи является функция обозначения, то основной функцией музыки является функция выражения. [9]
Изучая вопросы, связанные с музыкальным переживанием, Б.М.Теплов делает следующие весьма значимые выводы:
1. Переживание музыки является эмоциональным переживанием и выступает как разновидность невербального знания, как единство «аффекта и интеллекта» (Л.С.Выготский). «Внеэмоциональным путем нельзя постигнуть содержание музыки» [2]. В то же время переживание музыки связано с ее пониманием (т. е. формы, структуры, строения музыкальной ткани и т. д.). Поэтому понимание музыки становится эмоциональным. «Музыка есть эмоциональное познание» [2].
2. Музыкальное переживание есть переживание эмоциональное и познавательное одновременно. Познать музыку можно с помощью других методов и средств познания: сравнения с другими видами искусства, пространственными и цветовыми ассоциациями, идеями, символами. В сочетании с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки раздвигается до широчайших пределов. При этом музыка углубляет имеющиеся знания и придает им новое качество – эмоциональную насыщенность.
Способность человека к переживанию музыки является признаком музыкальной одаренности, музыкальности , а ядром музыкальности – «эмоциональная отзывчивость на музыку». [9].
Сферу эмоций музыканты обычно передают различными словами, используемыми как синонимы: чувство, настроение, ощущение, аффект, волнение и т. п. Различия между ними проявляются в интенсивности проявления эмоции: например, ощущение – слабее, волнение – сильнее. Или различия приобретают стилистический характер.
«Аффект» употребляют применительно к теории аффектов в музыке XVII–XVIII в.:
- «чувство» – по отношению к стилевому направлению сентиментализма в музыке XVIII в.;
- «ощущение, волнение, настроение» – для характеристики романтической музыки XIX века. [3]
Теоретик Кванц в одном из своих трактатов оставил нам подробное описание выражения чувств в музыке. Он обозначил признаки, на основании которых можно определить, какой господствует в музыке аффект, утверждая, что это можно узнать:
1. По тональности, мажорная она или минорная. Мажор обыкновенно употребляется для выражения весёлого, бодрого серьёзного, возвышенного, минор же для выражения ласки, грусти и нежности…
2. Связанные, близко лежащие интервалы выражают ласку, печаль, нежность. Напротив того, ноты кратко отрывистые, состоящие из отдельных скачков, выражают весёлое и грубое. Пунктирные и выдержанные ноты выражают серьёзное и патетическое, а смешение длинных нот, целых и половинных с быстрыми – величественное и возвышенное.
3. Чувства можно понять по диссонансам… Они производят не одинаковое, но всегда отличные друг от друга воздействия.
Анализируя законченности музыкальной выразительности с точки зрения теории аффектов, английский исследователь Дж.Хэррис отмечал, что «выражаемая в музыке эмоция всегда связана с определенной идеей и что сама идея несёт в себе определенное настроение. Кроме этого, эмоциональное и суггестивное воздействие музыки связано с временной протяженностью музыкального произведения». [3]
На этой взаимосвязи основана теория аффектов в европейской музыке эпохи барокко: один «аффект», одно чувство выдерживается на протяжении всего произведения или его крупной части. Этот аффект может усиливаться или ослабляться, но меняться на другой он не может. А. Кирхнер в труде «Musurgia universalis» приводит восемь аффектов, которые должна вызывать музыка: любовь, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие, святость. Именно поэтому произведения И. С. Баха, связанные с долгим развитием одного аффекта, оказывают глубокое эмоциональное впечатление на слушателей. [3]
XIX век принес новые открытия: музыка, способная передать внутренний мир человека, развитие или превращение его чувств, становится ведущим видом искусства, подражать которому стремится литература, поэзия, живопись. Неслучайно многообразие эпитетов, поэтических образов, программных названий, подчеркивающих характер музыкальных эмоций, встречается в творчестве Ф. Листа, Ф.Шопена, Р. Шумана, русских композиторов «Могучей кучки», П. Чайковского и др.
В музыке XX века, несмотря на антиромантические тенденции, продолжается воплощение новых эмоций: тревоги, гнева, сарказма, гротеска. [3]
Обобщая сказанное выше, подчеркнем, что музыка содержит богатейший спектр различных эмоций, среди которых выделяют:
- жизненные эмоции окружающего мира;
- эмоции, адекватные эмоциям других видов искусства;
- специфические музыкальные эмоции.
Исследуя теорию музыкального содержания, В.Н. Холопова предлагает следующую классификацию важнейших типов музыкальных эмоций:
1. Эмоции как чувство жизни.
2. Эмоции как фактор саморегуляции личности.
3. Эмоции восхищения мастерством искусства.
4. Субъективные эмоции музыканта-практика – композитора, исполнителя.
5. Изображаемые в музыке эмоции (эмоции воплощаемого в музыке образа).
6. Специфические природные эмоции музыки (эмоции природного музыкального материала). [14]
Эмоции в музыке сохраняют связь с жизненными эмоциями, но выражаются в образах фантазии. При этом главенствующим является специфический природный музыкальный материал, к которому относятся:
- Моторно-ритмическая сфера:
- Певческая или вокальная сфера:
- Речевая или декламационная сфера:
Специфические природные эмоции музыки взаимосвязаны с изображаемыми, т. е. с эмоциями воплощаемого в музыке образа.
Изображаемые эмоции – это эмоции художественного образа, композиторского замысла. В сравнении со специфическими природными эмоциями в музыке они отличаются символичностью, условностью, носят характер аллегории, художественной идеи.
Таким образом, музыкальные эмоции представляют «иерархию художественных реакций человека на разных уровнях, от преходящего настроения, локального «аффекта», внушенного музыкальным материалом (ритм, мелос), до элементов мироощущения, мировосприятия, воспитываемых музыкальным искусством, его шедеврами. Музыка воздействует на человека с помощью веками сложившегося в ней эмоционального обобщения». [13]
Эмоциональное обобщение воплощает эстетические и этические идеи искусства. На основе эмоционального обобщения в музыке возникают символы, изображающие эмоции. С помощью ассоциаций, аллегорий внушается мысль о чувстве, аффекте или настроении. Музыкальные эмоции задаются художественным замыслом произведения и оказывают влияние на человеческое мироощущение.
Музыкальное переживание является эмоциональным и интеллектуальным одновременно, при этом эмоциональное познание предшествует интеллектуальному.
«Эмоции в музыке – это и эмоции-волнения, и эмоции-идеи, и эмоции-образы, и эмоции-концепции». [14]
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Эмоции – это особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами. Эмоции человека - продукт общественно-исторического развития. Они являются субъективной формой выражения потребностей, поэтому предшествуют деятельности, побуждая и направляя ее. Эмоции выражаются в непосредственном переживании удовольствия, радости, удовлетворения, неудовольствия, огорчения, страха и т.д. Благодаря эмоциям человек регулирует свое поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение. Эмоции имеют и специальную функцию - выступают средством общения.
2. Музыкальные эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний (настроения, чувства, аффекты), отражающихся в форме непосредственного сопереживания музыкального произведения.
3. Музыкальные эмоции обладают могучим эмоциональным воздействием, пробуждая в человеке добрые чувства, делая его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве музыка предполагает возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность ее содержания, особенность ее воздействия на человека.
Список литературы
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс/ Б.В. Асафьев. – Л.:Музыка, 1963
- Выготский Л.С. «Психология искусства», изд. «Искусство», Москва, 1986г.
- Иванов-Борецкий М. «Материалы и документы по истории музыки». Т.1. М., 1934.
- Изард К.Э. «Психология эмоций». // Перев. С англ. –СПб.: Питер, 1999 г.
- Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы / Под рук. Д.Б. Кабалевского. – М., 2004, 2006.
- Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. М., 2004
- Леонтьев А. Н. Лекции по психологии. СПб., 2000.
- Петрушин В.И. «Музыкальная психология». М.,1997. – 384 с.
- Радынова О. П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Гном-Пресс», 1999. – 80 с.
- Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии». М, 2000.
- Таборидзе М.Д. «Эстетическое воспитание школьников». / М.Д. Баборидзе. - М.: Педагогика, 1988.
- Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». // Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.
- Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. «Основы музыкальной психологии» // Уч. пособие. – 2-ое издание. – М.: Директ–медиа, 2014. – 279 с.
- Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. СПб., 2000.