Формирование эмоционально-эстетической культуры
школьников в процессе вокально-хорового пения
Жаркова Жанна Валерьевна
В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они зазвучат…
В.А. Сухомлинский
Как разбудить в детях чувства? Как помочь поверить в доверительный разговор музыки и человека и пробудить способность наслаждаться искусством? Эти вопросы задаю себе ежедневно, с самых первых шагов в педагогической деятельности. Очень важно, чтобы музыка дошла до сердца ребёнка и он искренне откликнулся, чтобы духовность пронизывала содержание чувств и стала скрепляющей и направляющей силой.
Музыкальное искусство играет большую роль в эстетическом воспитании школьников. Но в настоящее время существует ряд проблем:
- в современном образовании культурологическому компоненту отводится незначительная роль;
- семья уделяет недостаточное внимание эстетическому воспитанию детей;
- СМИ способствуют формированию посредственного музыкального вкуса детей и отрицательно влияют на развитие эстетической культуры школьников;
- дети и родители не испытывают потребности в слушании хоровой музыки.
- посредственное отношение родителей к хоровому пению.
Содержание инновационной педагогической технологии базируется на авторской методике кандидата педагогических наук Иванова Александра Аркадьевича. Идеи, лежащие в основе авторской методики, помогают умению воспринимать, чувствовать и эмоционально переживать произведение искусства, ощущать магию взаимодействия ребёнка, родителя, педагога. Автор справедливо указывает, что синтез музыки, поэзии, изобразительной деятельности способен не только вызывать интерес к самостоятельному поиску и самовыражению, но и помогает в развитии творческого мышления, живой и образной речи школьника. Автор в своей программе затрагивает актуальную проблему современного общества: семья. Данная методика вызывает интерес. Она строится на содружестве и сотворчестве детей и взрослых, что помогает развивать ребят творчески. Педагогическую технологию, разработанную на основе этой методики, я уверенно использую в процессе вокально-хоровых занятий.
Организация осмысленного восприятия хоровой музыки.
Занятия проводятся с активным использованием интерактивных методик, которые направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся, на развитие их творческой инициативы, самостоятельности, критического мышления, повышение уровня мотивации. В их основе проблемность, диалоговый характер, взаимообучение, индивидуализация, исследовательский характер, эмоциональное воздействие.
На каждом занятии – стремление создать атмосферу искусства, сделать занятие увлекательным.
Готовы ли ребята осознанно исполнять музыку? Об этом рассказывают глаза… Ведь мы говорим о чувствах…Не «механически» исполнять хоровое произведение, не быть пассивным слушателем или исполнителем, а пропустить музыку внутрь себя, радуясь или печалясь, восторгаясь или испытывая боль…Но только не безразличие! Серьёзное восприятие и исполнение песни- думающий и мыслящий вокалист!
И помощь родителей в данном вопросе необходима! Родители помогают ребёнку запомнить произведение путём повторного прослушивания и исполнения дома. Стремятся достичь осознанного исполнения вместе с детьми.
Сотворчество детей и взрослых предполагает особый стиль взаимодействия, в котором должна присутствовать свобода в общении, равноправие партнеров. Конечно, это позиция поддержки, ситуации успеха, положительного эмоционального фона. И песни, которые звучат на таких концертах, наполнены особым теплом и любовью… Удивительная атмосфера взаимопонимания и уважения царит в такие минуты…Душа поёт!
Поделиться счастьем с самыми близкими людьми, родителями, быть рядом, быть вместе, стать ближе друг к другу через творчество…Как это важно! Более тонким становится уровень чувствительности, увеличивается сила ощущений, вырабатывается навык самостоятельного принятия решений.
Итак, родители являются непосредственными участниками творческого процесса. Что же входит в структуру домашнего задания в Альбоме музыкальных впечатлений?
(Альбом музыкальных впечатлений, словарь эмоционально-образных слов).
Примерные задания.
ЗАДАНИЕ № 1- Выбрать ключевое слово к характеру музыки, дополнить его тремя близкими по значению словами
ЗАДАНИЕ № 2- Подобрать созвучные музыке поэтические строки или сочинить их
ЗАДАНИЕ №3- Сочинить сказку (рассказ) об услышанном в музыке
ЗАДАНИЕ № 4- Нарисовать свои впечатления о музыке.
Таким образом,
- настоящее прочувствованное и продуманное восприятие музыки- одна из самых активных форм приобщения к музыке;
- занятия, разработанные на основе инновационных педагогических технологий, позволяют школьникам быть активными исполнителями хоровой музыки;
- гармоничное сочетание музыки с другими видами искусства вызывает глубокий эмоциональный опыт и побуждает к выразительности речи;
- воспитанники проявляют желание не только слушать и исполнять хоровое произведение, но стремятся к расширению музыкального кругозора, анализируют и сравнивают музыкальные образы, в пении выражают эмоциональное настроение произведений;
- родители, являясь непосредственными помощниками в творческом процессе, помогают детям накапливать арсенал эмоций и осознанных чувств, сами принимают непосредственное участие в хоровом исполнении;
- Общие результаты исследования изменения уровней развития эстетической культуры школьников имеют положительную динамику, которая характеризуется повышением уровня сформированности эстетической культуры школьников.
Выстраивая систему взаимоотношений с обычными или одаренными детьми и их родителями, мы, прежде всего, опираемся на понимание семьи как стержня в развитии не только ребенка, но и всего общества. Способность к восприятию красоты, наслаждению произведениями искусства, а позднее к самостоятельному творчеству рождается постепенно. В условиях семьи, в условиях школы важно продуманно организовывать эстетическое воспитание. Поэтому важной задачей современного общества стало развитие эмоционально-чувственной сферы детей и родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий, а также вовлечение семьи в социокультурное пространство Санкт-Петербурга.
Убеждена, что в непростых современных условиях создать сообщество воспитывающих и творчески взаимодействующих со своими детьми родителей могут помочь только вера и труд.
Библиография.
1. Восприятие музыки / Ред.-сост. В. Н. Максимов. — М., 1980.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.18.
4. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2/ ред. - сост.
В.И.Руденко – М.: 1980.
5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб., «Лань», 2004 -384 с.
6. Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т.А. Жданова. Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1978. - Вып. 13. - 267 с.
7. Иванов А.А. «Искусство и образование» 2016, №4-с.101-109
8. Иванов А.А. «Сотворчество как основа успешной социализации» статья
9. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977.
10. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. — М, 1981.
11. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972.
12. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания /Восприятие музыки – М., 1980.
13.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев ,1972.
14. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина.- Изд-во: Молодая гвардия, 1979.
15. Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - С. 76-81
16. Стулова Г.Г. Хоровой класс. М.: Просвещение, 1988. - 363 с.
17. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва, ГИЦ «Владос», 2002 - 400 с.
18.Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986.
19.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей: Избранные труды. Т 1. М., 1985.