Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование эмоционально-эстетической культуры
школьников в процессе вокально-хорового пения

Жаркова Жанна Валерьевна

В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они зазвучат…
В.А. Сухомлинский

Как разбудить в детях чувства? Как помочь поверить в доверительный разговор музыки и человека и пробудить способность наслаждаться искусством?  Эти вопросы задаю себе ежедневно, с самых первых шагов в педагогической деятельности. Очень важно, чтобы музыка дошла до сердца ребёнка и он искренне откликнулся, чтобы духовность пронизывала содержание чувств и стала скрепляющей и направляющей силой.
 Музыкальное искусство играет большую роль в эстетическом воспитании школьников. Но в настоящее время существует ряд проблем:

  • в современном образовании культурологическому компоненту отводится незначительная роль;
  • семья уделяет недостаточное внимание эстетическому воспитанию детей;
  • СМИ способствуют формированию посредственного музыкального вкуса детей и отрицательно влияют на развитие эстетической культуры школьников;
  • дети и родители не испытывают потребности в слушании хоровой музыки.
  • посредственное   отношение родителей к хоровому пению.
В связи с актуальностью данного вопроса, я определила выбор темы педагогической концепции «Формирование эмоционально-эстетической культуры школьников в   процессе занятий вокально-хоровым пением. Данная концепция явилась теоретической основой для разработки инновационной педагогической технологии   в процессе занятий вокально-хоровым пением.
Содержание инновационной   педагогической технологии базируется на авторской   методике кандидата педагогических наук Иванова Александра Аркадьевича. Идеи, лежащие в основе авторской методики, помогают умению   воспринимать, чувствовать и эмоционально переживать произведение искусства, ощущать магию взаимодействия ребёнка, родителя, педагога. Автор справедливо указывает, что синтез музыки, поэзии, изобразительной деятельности способен не только вызывать интерес к самостоятельному поиску и самовыражению, но и помогает в развитии творческого мышления, живой и образной речи школьника. Автор в своей программе затрагивает актуальную проблему современного общества: семья. Данная методика вызывает интерес.  Она строится на содружестве и сотворчестве детей и взрослых, что помогает развивать ребят творчески. Педагогическую технологию, разработанную на  основе этой методики, я уверенно использую  в процессе вокально-хоровых занятий.
Организация осмысленного восприятия хоровой музыки.
Занятия проводятся с активным использованием интерактивных методик, которые направлены на   активизацию познавательной деятельности учащихся, на развитие их творческой инициативы, самостоятельности, критического мышления, повышение уровня мотивации. В их основе   проблемность, диалоговый характер, взаимообучение, индивидуализация, исследовательский характер, эмоциональное воздействие.
 На каждом занятии – стремление создать атмосферу искусства, сделать занятие увлекательным.
Готовы ли ребята осознанно исполнять   музыку? Об этом рассказывают глаза… Ведь мы говорим о чувствах…Не «механически» исполнять   хоровое произведение, не быть пассивным слушателем или исполнителем, а пропустить музыку внутрь себя, радуясь или печалясь, восторгаясь или испытывая боль…Но только не безразличие! Серьёзное восприятие и исполнение   песни- думающий и мыслящий вокалист!
 И помощь родителей в данном вопросе необходима! Родители   помогают ребёнку запомнить   произведение путём повторного прослушивания и исполнения дома. Стремятся достичь   осознанного   исполнения вместе с детьми. 
      Сотворчество детей и взрослых предполагает особый стиль взаимодействия, в котором должна присутствовать свобода в общении, равноправие партнеров. Конечно, это позиция поддержки, ситуации успеха, положительного эмоционального фона.   И песни, которые звучат на таких концертах, наполнены особым теплом и любовью… Удивительная атмосфера взаимопонимания и уважения царит  в такие минуты…Душа поёт!
Поделиться счастьем с самыми близкими людьми, родителями, быть рядом, быть вместе, стать ближе друг к другу через творчество…Как это важно! Более тонким становится уровень чувствительности, увеличивается сила ощущений, вырабатывается навык самостоятельного принятия решений.
 
Итак, родители являются непосредственными участниками творческого процесса. Что же входит в структуру домашнего задания в Альбоме музыкальных впечатлений?
(Альбом музыкальных впечатлений,  словарь эмоционально-образных слов).
 
Примерные задания.
    
ЗАДАНИЕ № 1- Выбрать ключевое слово к характеру музыки, дополнить его тремя близкими по значению словами
ЗАДАНИЕ № 2- Подобрать созвучные музыке поэтические строки или сочинить их
ЗАДАНИЕ №3- Сочинить сказку (рассказ) об услышанном в музыке
      
ЗАДАНИЕ № 4- Нарисовать свои впечатления о музыке.
 
Таким образом,
  • настоящее прочувствованное и продуманное восприятие музыки- одна из самых активных форм приобщения к музыке;
  • занятия, разработанные на основе инновационных педагогических  технологий, позволяют  школьникам быть активными исполнителями хоровой  музыки;
  • гармоничное сочетание музыки с другими видами искусства вызывает  глубокий эмоциональный опыт и побуждает  к выразительности речи; 
  • воспитанники проявляют желание не только слушать и исполнять хоровое произведение, но стремятся к расширению музыкального кругозора, анализируют и сравнивают музыкальные образы, в пении выражают эмоциональное настроение произведений;
  • родители, являясь непосредственными помощниками в творческом процессе, помогают детям накапливать арсенал эмоций и осознанных чувств, сами принимают непосредственное участие в хоровом исполнении;
  • Общие результаты исследования изменения уровней развития эстетической культуры школьников имеют положительную динамику, которая характеризуется повышением уровня сформированности эстетической культуры школьников.

 Выстраивая систему взаимоотношений с обычными или одаренными детьми и их родителями, мы, прежде всего, опираемся на понимание семьи как стержня в развитии не только ребенка, но и всего общества. Способность к восприятию красоты, наслаждению произведениями искусства, а позднее к самостоятельному творчеству рождается постепенно. В условиях семьи, в условиях школы важно продуманно организовывать эстетическое воспитание. Поэтому важной задачей современного общества стало развитие эмоционально-чувственной сферы детей и родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий, а также вовлечение семьи в социокультурное пространство Санкт-Петербурга.
Убеждена, что в непростых современных условиях создать сообщество воспитывающих и творчески взаимодействующих со своими детьми родителей могут помочь только вера и труд.
 
 
Библиография.
1. Восприятие музыки / Ред.-сост. В. Н. Максимов. — М., 1980.
2.  Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.18.
4.  Вопросы музыкальной педагогики.  Сб. статей вып.2/ ред. - сост.
В.И.Руденко – М.: 1980.
5.  Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб., «Лань»,  2004 -384 с.
6.  Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т.А. Жданова. Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1978. - Вып. 13. - 267 с.
7. Иванов А.А. «Искусство и образование» 2016, №4-с.101-109
8.  Иванов А.А.  «Сотворчество как основа успешной социализации» статья
9. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977.
10. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. — М, 1981.
11. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972.
12. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания /Восприятие музыки – М., 1980.
13.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев ,1972.
14. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина.- Изд-во: Молодая гвардия, 1979.
15. Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - С. 76-81
16. Стулова Г.Г. Хоровой класс. М.: Просвещение, 1988. - 363 с.
17. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва, ГИЦ «Владос», 2002 - 400 с.
18.Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986.
19.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей: Избранные труды. Т 1. М., 1985. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»