Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Концерт для фортепиано с оркестром Фа мажор Джорджа Гершвина.
Сравнительный анализ трёх исполнительских интерпретаций

Пиляева Дарья Александровна

  Введение:
        Творчество Джорджа Гершвина стало связующим звеном между двумя полярными мирами в музыкальной культуре ХХ века: классической сценой и джазовым стилем. В 20-е годы вся культура Америки пропитана джазовой музыкой! Исполнители стремятся возвысить коммерческое развлекательное искусство до академического, а композиторы, в свою очередь, применяют стилистическое взаимпроникновение в известные классические формы.

           В 1925 году Дж. Гершвин получает заказ от дирижера В. Дамроша на создание концерта для фортепиано с оркестром для Нью-Йоркского симфонического оркестра. На премьере в Карнеги-холле 3 декабря 1925 года партию солиста исполнял сам композитор. Дж. Гершвин создаёт произведение в популярной тональности для джазового стиля, что сохраняет за ним возможность к импровизации помимо исполнения нотного текста без изменений.

              Для этой статьи самыми показательными, на наш взгляд, были такие три исполнительские интерпретации, как:

• Филипп Антремон и Юджин Орманди — историческая.

Она близка к моменту создания Концерта (запись 1964 года прошлого века после премьеры в декабре 1925 года).

• Александр Малофеев и Михаил Плетнев — романтическая.

Интерпретация является образцом исполнения Концерта в традиционной, романтической манере, несмотря на джазовую природу материала. Перед нами современное прочтение классическими музыкантами творческого наследия Джорджа Гершвина. Запись сделана 21 февраля 2020 года в концертном зале им. П. И. Чайковского в Москве, что само по себе любопытно и показательно с точки зрения популярности музыки композитора в 21 веке. 

• Трио Маркуса Робертса вместе с Берлинским Оркестром под управлением Сейджи Озава — джазовая трактовка Концерта, представленная 2 сентября 2014 года. Самая интересная, на наш взгляд, и наиболее близкая к исполнительскому стилю автора, так как это не интерпретация, а создание из исполнения аранжировки с включение джазовых приемов. Этот эксперимент продемонстрировал стиль как формообразующий элемент, раскрывающий потенциал тематического материала Концерта к спонтанной импровизации для солистов.

Филипп Антермон и Юджин Орманди 

https://www.youtube.com/watch?v=6IswMrE-Mcc&feature=emb_title

Об интерпретации Филиппа Антермона и филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди существует множество отзывов. В частности, Святослав Рихтер считал трактовку не ритмичной, не ясной, а также наличие слишком быстрых темпов, не соответствующих, по мнению пианиста, авторским определениям. На мой взгляд данные недостатки раскрывают экзотичность и красочность джазовых ритмов и мелодий, которыми насквозь пронизан тематизм концерта. 

В свою очередь логичным будет представить другую точку зрения и отметить положительные качества трактовки Ф. Антермона и Юджина Орманди. Хочется отметить темп, который раскрывает в оркестре все джазовые тенденции времени. Первая часть насыщена яркими динамическими перепадами, порой даже резкими, однако этот эффект напротив, более рельефно очерчивает грани тем. Солист вступает отчасти заторможено, как бы с оттяжкой, что в следующем такте компенсируется «смазанным» пассажем (1.25). 

Сама тема главной партии исполнена замечательно с замедлением, которое позволяет слушателю полюбоваться каждым звуком. Такая агогика позволяет с помощью исполнения показать блюзовую природу тематического материала, и не впасть пианисту за роялем в романтическое rubato. 

Эпизод 3.37 исполняется пианистом не в джазовой манере для того, чтобы дать возможность воплотить это в оркестре. Синкопа специально играется по ровные длительности следующих аккордов. Благодаря этому, создается отличная подготовка перед первой кульминацией главной темы у оркестра. 

Особенно интересно эта «оттяжка» воспринимается в пост кульминационных спадах, когда романтический экстаз сменяется успокоением, и оркестр «застывает» на последних тактах первой темы. С одной стороны, это заостряет внимание слушателя на простом обороте D7 – T (4.38), а с другой дает возможность запомнить главную партию. Думаю, что это сделано с целью противопоставления этого любования темой её уничтожению в третьей части (эпизод Grandioso) за счет механического рефрена. 

5.35 в партии фортепиано синкопы исполнены в джазовой манере, как и вся последующая часть. Оркестр вместе с солистом наслаждаются джазовыми ритмами, гармонией и полиритмией, из-за чего складывается впечатление противопоставления этого эпизода последующей остинатной разработке. 

9.13, второе solo в стиле регтайм, исполнено, на мой взгляд, с соблюдением баланса между классической и джазовой манерой игры за роялем, где мелодия правой руки «импровизирует», а левая совпадает в квадратную ритмическую сетку. 

Ко второй части, пожалуй, применительно замечание С.Т. Рихтера о наличии слишком быстрых темпов в концерте. Эта погрешность проявляет себя в самом начале – соло трубы уходит от внимания слушателя, не успев твердо укорениться в памяти (начиная с 14.10). В связи с этим, во втором эпизоде финала трудно угадываются интонации основной темы второй части. Тем не менее, скерцозный раздел лирического центра отчетливо ощущается как контрастная область, и ярко показан через фортепианных штрих, имитирующий «грязную» игру пианиста над гармонией в джазовой манере. 

Третья часть отмечена удивительным единением солиста и оркестра. С самого начала тот нерв, который задан оркестром, как по электрическому току передается солисту. Однако полиритмические фрагменты воспринимаются тяжеловесно и несколько растянуто (26.23), и выбивает из первоначального легкого настроения. 

В данной интерпретации пианист участвует в музыкальном развитии материала за счет включения разных жанровых особенностей в свою партию, сохраняя при этом баланс между классической и джазовой манерой игры. На мой взгляд, Филипп Антермон является пианистом, который максимально близко раскрыл в своем исполнении оригинальный замысел Джорджа Гершвина. Для демонстрации своей виртуозности были взяты быстрые темпы, помогающие раскрыть джазовую природу синкоп или гармонических отклонений, выписанных композитором. Оркестр, в свою очередь, раскрыл все заложенные автором краски, и создал впечатление присутствия на вечере симфоджаза первой половины 20го века. Музыкальное полотно 1964 года записи исторически максимально приближенное к манере исполнения Концерта во время жизни композитора.  

Александр Малофеев и Михаил Плетнев 

https://www.youtube.com/watch?v=n7FgHbBwuSs&feature=emb_imp_woyt

Особенностью трактовки А. Малофеевым и российским национальным оркестром, под управлением М. Плетнева является преобладание роли оркестра. Наиболее ярко это ощущается в крайних частях, и тех эпизодах, где господствует мощная динамика, часто в сочетании с быстрым темпом. 

В интерпретации преобладает романтический стиль. Solo не перебивает оркестр, а вступает после яркой партии оркестра. Поддерживает и гармонически окрашивает оркестровые темы после. 

Стоит отметить некоторые вдохновляющие фрагменты выступления Александра Малофеева. В частности, причудливо звучат заключительные такты третьей части. Когда после финального апофеоза неожиданно возрождается рефрен с еще большей энергией (34.58), которая, к сожалению, иссякает в последних двух аккордах (35.28). 

Исполнители, получившие классическое образование, очень часто используют rubato в эпизодах, предполагающих джазовую манеру исполнения Концерта. Таковым является каждое solo, фрагмент (7.23 / 32.16).  Александр Малофеев исполнил концерт в романтическом стиле, без отклонения от темпо ритма, который контролировал дирижер с первых тактов. 

К числу своеобразных «ошибок» солиста стоит, пожалуй, отнести Allegro molto из первой части. Данный эпизод, который является яркой трансформацией главной партии из лирической в драматическую, в трактовке Малофеева предстает как джазовая импровизация (то есть, впервые мы слышим этот Концерт соответственно его природе). Но исполнена эта часть как бы невзначай (9.42). Солист впервые включился в диалог с оркестром, в котором джазовых трактовок было больше с момента его вступления. Второе solo было исполнено в джазовой манере, поэтому элементы регтайма прозвучали очень ярко и неожиданно. 

Вторая половина первой части Концерта прозвучала ближе к джазовой манере. При прослушивании складывается впечатление о продуманном замысле со стороны солиста и дирижера показать джазовые и классические истоки этого произведения, противопоставляя первую половину первой части Концерта второй. А затем и всю вторую часть третьей. 

Вторая часть в данной интерпретации также заслуживает внимания. Она воспринимается как единая статичная полная меланхолии картина, несмотря на скерцозный средний раздел. В самом начале соло трубы похоже на бесконечно льющуюся мелодию, которая создает ощущение уныния, даже тональность Ре-бемоль мажора со всеми хроматическими переливами не дает никакой нотки просветления. Именно в этой части солист и оркестр создают единое симфоническое полотно. 

Есть некоторые неоднозначные фрагменты в партии оркестра. В третьей части перед вступлением финального апофеоза после удара гонга наступает достаточно долгая пауза (34.05). С одной стороны, это подготовка к экстатическому проведению главной партии первой части. С другой, эта пауза создает разрыв между развитием третьей части и ее кульминацией. 

Показательна каденция солиста. Она находится вне данного времени и не зависит от того, что было до нее и после (23.40). В связи с этим следующее за каденцией вступление оркестра полное блаженства воспринимается как важное событие, и восстанавливается прежняя статика. Она захватывает постепенно все музыкальное пространство и потому окончание части не ощущается так четко. 

Благодаря этому акустическому эффекту, вступление третьей части является неожиданностью (28.59). В третьей части примечательны полиритмические фрагменты. Они исполнены удивительно легко и естественно, как единая линия. 

В данной интерпретации пианист не участвует в музыкальном развитии материала, а является исполнителем созданного оригинального текста Джорджа Гершвина. Во время исполнения пианист не отталкивался от прошлого композитора, показывая свой собственный стиль игры за роялем. Для демонстрации своей виртуозности были взяты очень быстрые темпы, не раскрывающие джазовую природу синкоп или гармонических отклонений, выписанных композитором. Оркестр, в свою очередь, раскрыл все, заложенные автором, краски и показал картину полную противоречий, создал музыкальное полотно на стыке классического и джазового исполнения этого Концерта.  

Маркус Робертс и Сейдзи Одзава 

https://www.youtube.com/watch?v=i0ZLl3SkRw8&feature=emb_title

В начале XXI века состоялась премьера новаторской трактовки Концерта для фортепиано с оркестром Дж. Гервшина М. Робертсом и его трио с оркестром Берлинской филармонии под управлением С. Одзава. Необходимо упомянуть, что трио Робертса известно свои виртуозным стилем и новым подходом к исполнению джаза, в частности в этом составе все исполнители равны в своих правах. В целом это исполнение отличает большое количество импровизаций, а также переосмысление формы сочинения и отчасти партии оркестра. Предлагаемая трактовка является не только интерпретацией концерта, но еще и оригинальной аранжировкой данного сочинения. 

С первых тактов концерта слушатель попадает в атмосферу настоящей джазовой музыки, насыщенной характерными покачиваниями. Перед вступлением главной партии звучит небольшое соло барабана с ярко выраженными синкопами (1.34). Оно логично подготавливает вступление солиста, которое отмечено звучанием пассажа с использованием украшений, не выписанных у композитора. Возникает ощущение опевания пассажа глисандо к первой ноте мелодии, что принято в джазовой манере импровизации. Всё solo пронизано переосмыслением текста Джорджа Гершвина. Мы слышим характерные гармонические сдвиги тогда, когда пианист решается импровизировать дальше оригинального текста, что придает музыке «пряность» и характерную манеру игры джазовых музыкантов, особенно с ударной установкой и контрабасом (2.49). 

Перед побочной партией пианист использует прием импровизато, создавая арку к собственной идее импровизации с момента вступления. Побочная партия отмечена появлением маракасов, что придает теме экзотичность и причудливость (6.49). В целом первая часть очень красочна и отчасти напоминает приятный вечер в джаз баре первой половины 20х годов.  

Разработка переосмыслена пианистом (10.20). Левая рука и выписанная в ней ритмическая фигура, отдана ударной установке. Это позволяет пианисту импровизировать с синкопами на свое усмотрение. Такая трактовка лишает концерт механичности, что, в свою очередь, делает характер этой части более расслабленным. Остинато переходит в фон, и не является ключевым фактором композиторской техники. Оркестр участвует в этой импровизации, его ответы не противопоставлены, а дополняют фортепианную фактуру. 

Каждая новая часть формы предваряется импровизацией М. Робертс и его трио. Другими словами, сохраняется возможность привычной манеры игры для джазовых исполнителей, не нарушая логику автора Концерта. С этой целью отступления от текста строится из фрагмента А (материал Гершвина), Б (импровизации на тему) и возвращения к фрагменту А для продолжения совместной игры с оркестром далее. 

Лирический центр также насыщен разного рода отступлениями от авторской партитуры. В частности, после оркестрового вступления следуют сольные импровизации трио М. Робертсона с включением тембра контрабаса, противопоставленного соло барабанов первой части (18.17). И только после этого звучит соло трубы. В каденции фортепиано музыкант исполняет свою гармонизацию гершвинской мелодии. Постепенно исполнители возвращаются в прежнее «академическое» русло концерта. В завершении второй части отсутствует пауза, таким образом, лирический центр и финал идут attacca (33.26 – 33.27). Необходимо отметить, что многие фрагменты лирического центра заменяются развернутыми блюзовыми импровизациями солистами трио М. Робертса (23.00 / 27.53 / 32.00). 

Рефрен третьей части в исполнении М. Робертса отмечен добавлением ударной установки (33.53). В результате чего, механистичность основной темы исчезает, а вместо нее слышится легкая музыка, напоминающая регтайм. Еще одна примечательная деталь – это отсутствие удара гонга перед финальным апофеозом (40.49 – 40.50), что в значительной степени смягчает напряжение во всей части и в концерте в целом.  

В данной интерпретации пианист непосредственный участник развития музыкального материала Концерта. Он импровизатор, аранжировщик, пианист, и в самую последнюю очередь, исполнитель партии фортепиано. 

Заключение:
Концерт для фортепиано с оркестром Фа мажор Дж. Гершвина является классическим наследием джазового композитора. Благодаря этому симбиозу, произведение исполняется как классическими, так и джазовыми музыкантами, что, несомненно, вводит его в современную исполнительскую практику. Эта работа актуальна для пианистов, создающих собственную интерпретацию этого произведения и заключает в себе необходимые игровые приемы для создания классического или джазового стиля на выбор.

Электронные источники:
1. Йовса И. В. Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром и Концерт для фортепиано с оркестром in F Дж. Гершвина как основа тематизма Гершвин-фантазии Ю. Тканова для альта и большого симфонического оркестра [Электронный ресурс] // Философско-культурологические исследования. Эстетика. – 2020. – No7. – Режим доступа: http://fki.lgaki.info/2020/05/18/%d1%80%d0%b0%d0%bf%d1%81%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%8f-%d0%b2-%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%bb%d0%b5-%d0%b1%d0%bb%d1%8e%d0%b7-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d1%84%d0%be%d1%80%d1%82%d0%b5%d0%bf%d0%b8%d0%b0%d0% bd%d0%be-%d1%81/ (Дата обращения: 20.01.2020);

2. Леонид Энтелис - Силуэты композиторов 20-го века. Запись    аудиокниги произведена в 1979 г. [Электронный ресурс].URL: https://blioteka.org/2017/01/11/entelis-leonid-siluety-kompozitorov-20-go-veka.html (Дата обращения: 01.01.2021);

3. Concerto in "f"/Gershwin /Philippe Entremont and The Philadelphia Orchestra – 1964. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=6IswMrE-Mc (Дата обращения: 07.03.2021);

4. G.Gershwin. Piano Concerto in F - Alexander Malofeev / Mikhail Pletnev. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=n7FgHbBwuSs (Дата обращения: 07.03.2021); 

5. Gershwin PIANO CONCERTO in FA Marcus Roberts Trio, Ozawa, Berliner Phil. [Электронный ресурс].   URL:https://www.youtube.com/watch?v=i0ZLl3SkRw8&feature=youtu.be   (Дата обращения: 07.03.2021).

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»