Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие творческих способностей детей

Маркина Ирина Бронеславовна
В последнее время педагоги России и других мировых держав приходят к одному и тому –же мнению- к интересной мысли о том, что развивать творческие способности детей необходимо с помощью творчества самих-же детей.  Обращение  к  детскому  творчеству  как средству и методу воспитания едва ли не  самая главная потребность педагогики нашего современного мира-потребность ,в которой нуждается наше современное эмансипированно-прогрессивное общество. Всё больше людей нуждается в познании мира музыки окружающего мира довольно-таки в уже зрелом либо подростковом возрасте. Многие родители, глядя на увлечения своих чад, поддаются соблазнам творчества и начинают осваивать музыкальные инструменты  , жаждут выступлений и их оценки со стороны.  Мы  любим  слушать  новые  звуки ,  новые окрасы тембров, стремимся окунуться в в темпы современных ритмов- все это является многообразием наших творческих  потребностей современности т. е. познание  эстрадного музыкального жанра. Всё это выдвинула на показ обществу сама современная жизнь. В результате многолетней работы с детьми и взрослыми, можно убедиться в следующем, что все люди могут заниматься художественным творчеством. В любом возрасте население любит играть, выдумывать, фантазировать и экспериментировать. Любому человеку лестно принимать похвалу в свой адрес, каким бы скромным он не был, тем более если результат творчества на лицо. Это не что иное, как своеобразные формы проявления творческих задатков ( наших генетических данных).
    Кто-то любит частушки, кто-то любит симфонии, кто-то-бардовские песни, кто-то обожает джаз. Но в целом, нет людей, которые бы совсем не любили  музыку. Все это говорит о том, что музыкальные данные   имеются практически у всех людей. Так почему же всем необходимо заниматься художественным творчеством? Во- первых, это необходимо для воспитания человека как личности, которая к чему-то стремится и что-то познает. Когда человек творит, он полно и многогранно раскрывает свою душевную натуру. Душа всегда должна и обязана трудиться, чтоб рождались свежие мысли и идеи. Во – вторых, человек способен лучше воспринимать и оценивать то, что делают другие, т. е. являться слушателем- художником и   самим художником с ощущениями радости творчества и уметь оценивать то , что творят и умеют делать друие люди. В-третьих, музыкант- художник может даже стать профессионалом, если сам прошел через многообразие творческих идей, стремлений и познаний музыкального искусства. В современном мире познать эстраду можно путём и освоения музыкальных инструментов и пения в микрофон. Музыкальная аппаратура настолько стала доступна и удобна в эксплуатации, что даже в домашних условиях можно производить звукозапись своего вокала либо музыкального инструмента, где при прослушивании ты слышишь свое исполнение в  микрофон и свое звукоизвлечение на инструменте. Привлекает внимание человека и  бас- гитара ее чудным бархатным звучанием , и электро-гитарки с возможностью сольного или ритмического сопровождении, и  синтезаторы с семплерными звуками и автоматическим аккомпаниментом, и  звукоизвлечение    ритмов на  ударной установке . Привлекает внимание современного человека и роскошный звук саксофона, яркость трубы, роскошь кларнета и лиричность флейты. Пошла мода сопровождения вокальных мелодий под укулели. Этот маленький и звучный инструмент очень удобен в использовании. Ив тоже  время он несет в себе силу какой – то аристократичности, культурности и  романсовости. Что-бы не раствориться в обществе как индивиду, человек стремится путем творчества найти и  распознать своих единомышленников в творческом процессе. Люди, как птицы перед отлетом в дальние страны, сбиваются в творческие стаи. Они дополняют друг друга, выручают друг друга, наполняя себя и других эмоциями в творчестве.
 
 
 
 
Коллективное творчество возникает по вкусам музыкальных жанров, т.е. принадлежности тяги души к чему-то любимому, родному, искреннему (-поп. Музыка, джаз, фольклорная музыка и т.д.). Такие коллективы тяготеют к художественным зарисовкам (аранжировкам) в различных жанрах и на своём музыкальном языке-эстрадной классики, популярной музыки либо народного творчества в современной аранжировке. Таким путём создатели коллективов любителей эстрадной музыки добиваются уже заранее поставленных задач: знание теории музыки, интенсивное развития музыкального слуха, импровизации т.е. самостоятельное видение музыкального образа, самовыражения и исполнительного мастерства. Практика работы с учениками показала, что результат таких занятий в группах по интересам гораздо выше и результат целостного исполнения произведений достигается быстрее. Ещё результативней оказался эксперимент, где ещё и сам педагог участвует в творческом процессе работы со звуком и освоением какого-либо инструмента. Методические приёмы, подбор музыкального репертуара, разбор авторских идей (создание авторских композиций и песен)- всё это решает задачи комплексного воспитания любителя-музыканта в полном объеме, а если добавить в увлеченность творческом хотя-бы малюсенькую самостоятельную  импровизацию, то музыкальное мышление приобретёт новый виток в развитии творчества исполнителя и его слушателя.
Непосредственной подготовкой к импровизации является работа над собственным сочинением. Будь то небольшое музыкальное видение как инструментальное произведение либо сочинение музыки на определенный текст. Нередко мы должны обеспечить единство ритма импровизации сочетает в себе сразу две задачи - это исполнительская и композиторская. Это сочетание можно решить только после осмысления, обдумывания идей и при выборе одного варианта из нескольких имеющихся. Первоначальная задача создания импровизации – это научить ребят грамотно и осознанно писать темы (мелодий).Все многочисленные темы прекрасны и своеобразны. Они не похожи одна на другую, но при этом в их строении имеются определенный закономерности. Сочиненная тема должна быть построена грамотно, профессиональна и иметь неповторимое своеобразие (как выразительные лица у людей). В импровизациях при минимуме используемых средств мы должны получить максимум выразительности. (т.е. при использование небольшого количеств звуков мы можем получить больше красоты, окраса звучания и смысла образа.) При повторности мотивов, фраз, предложений и т.д. мы должны обеспечить импровизацию единство ритма и единством интонации. Конкретность образа либо наличие текста будущей песни накладывает ограничения на выбор выразительных средств. Это и лад, и тональность, и мелодические и ритмические рисунки. Молодежь частенько прибегает к сочинением мелодий и  импровизаций на тему мелодии на понравившиеся ритмы, мотивы или красивую и звучную гармонию. Т.е. от подбора и анализа музыкального репертуара мы подошли к авторскому видению (сочинению) и дошли до самой импровизации сочинении. В импровизации можно пойти по пути построения одноголосных вариаций, а затем импровизируем и тему, и вариации. Часто в практике импровизаций выстраивается либо трёх-частная форма (зарисовки на вальс, этюд и т.д.). Либо двух-частная (по куплету и припеву). Особенно в трёх-частной форме во второй части можно и сменить лад, и тональность, и размер, и регистры, и гармонию. Симпатично звучат импровизации по септаккордовой гармонической фактуре. Еще современней и актуальней (но и сложнее для исполнителя и слушателя) будет звучать импровизация в блюзовом квадрате. Для начала усвоения импровизационного мастерства дети начинают с рок н ролла в мажорной тональности, используя приёмы гармонических формул, секвенций, синкопированных ритмов, применением элементов пентатоники и и аккордов:
Трезвучия с секстой, септаккордами, нонаккордам. Фактически мы подошли к исполнению импровизаций в джазовом стиле. Для совершенства исполнения импровизаций необходима основательная подготовка, сыгранность, единство коллектива.
 
Используемая литература:
Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. М.,1986 год.
Способин И.В. Элементарная теория музыкиМ.,1968год.
Станислав Бажов. Школа игры на синтезаторе. СПб., 1998 год.
Б.Брылин. М., 1990 год. Вокально-инструментальные ансамбли школьников.
А.Буторин. Определитель аппликатуры аккордов для шестиструнной гитары. М., 1976 год.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»